Барзани уходит
colonelcassad — 29.10.2017Барзани объявил о том, что уходит с поста президента Иракского Курдистана.
Бессменный с 2005 года (переизбирался в 2009 году) глава Курдского автономного региона Ирака Масуд Барзани собирается сложить с себя президентские полномочия. Об этом он уведомил региональный парламент, предложив поменять схему распределения властных полномочий в крае.
Барзани, с именем которого связан неудачный по своим последствиям для иракских курдов референдум о независимости 25 сентября, покинет должность президента с 1 ноября.
«Парламент продлевал срок [полномочий] дважды, – написал в социальной сети Twitter его советник Хемин Хаврами. – Президент Барзани отказался продлевать мандат или вносить поправки в действующее законодательство. Он направил сегодня письмо в парламент».
На 1 ноября в Иракском Курдистане были намечены президентские и парламентские выборы, но несколько дней назад стало известно об их переносе на неопределённый срок в условиях обострившегося кризиса с Багдадом.
25 октября по мере успешного наступления правительственных войск Ирака на т.н. «спорные территории» (содержащие значительную часть природных ресурсов страны) правительство в Эрбиле предложило заморозить результаты референдума о независимости.
Эмиссары Барзани развернули активную лоббистскую деятельность за рубежом, стремясь привлечь внимание внешних сил к непростой ситуации, в которой оказался теперь уже уходящий лидер. Однако, скорее всего, уже поздно, и эмоциональные ролики в социальных сетях с кадрами уничтожения курдской символики иракскими военнослужащими вряд ли будут иметь должный пропагандистский эффект. Хотя бы потому, что, занимая несколько лет назад «спорные территории», отряды пешмерга вели себя по отношению к шиитским символам ничуть не лучше. Требования же отставки Барзани со стороны практически всех основных партий Курдской автономии нарастали как снежный ком. 24 октября отставки руководства региона во главе с Барзани потребовали в совместном заявлении Движение за перемены («Горан»), Исламская лига Курдистана и Коалиция за демократию и справедливость. Несостоятельность сконструированной в своё время с участием Вашингтона политической конструкции, основанной на непрочном альянсе между Демократической партией Курдистана и Патриотическим союзом Курдистана, стала очевидна ещё ранее, с началом продвижения иракских сил в провинции Киркук.
Уход Барзани и ослабление позиций его клана, связанного с западными спецслужбами, будет вести к дальнейшему ослаблению позиций США в регионе. В частности, речь может идти о затруднении функционирования канала по переброске через северный Ирак оружия в Сирию действующим там разномастным группировкам боевиков – от курдско-арабских Сирийских демократических сил (СДС) до запрещённой в России террористической организации «Исламское государство». Свидетельством обширности этих поставок стали богатые трофеи сирийской армии, включая боевые дроны, захваченные после освобождения Маядина в провинции Дейр-эз-Зор,.
Уход М. Барзани откроет раунд борьбы за власть между различными группировками Иракского Курдистана. Однако сложно представить, что клан Барзани так просто сдаст свои позиции. Некоторые наблюдатели также не исключают дальнейшего обособления анклавов, контролируемых ДПК (Эрбиль), ПСК (Сулеймания) и др. Кроме того, США и Великобритании имеют серьёзные наработки по курдской проблематике, что, впрочем, самим курдам и их соседям добра не сулит.
https://www.fondsk.ru/news/2017/10/29/masud-barzani-v-irakskom-kurdistane-othodit-ot-vlasti-44939.html - цинк
PS. Вполне очевидно, что те круги, которые подталкивали Барзани к разрыву с Ираком сильно просчитались. Военное могущество курдов оказалось не столь большим, как им самим казалось, а сплоченность курдов перед лицом общей угрозы, оказалась подорвана коварными иранцами, которые теперь пожинают плоды победы своей тайной дипломатии. В Вашингтоне видимо понимали эти риски и поэтому еще до референдума призывали Барзани одуматься и отложить его на некоторое время, но радикальные ястребы из дем.партии, а также Израиль, через контролируемые СМИ давали Эрбилю ложные надеждны на то, что "заграница нам поможет". Когда пришло время помогать, курды быстро выяснили, что "западные партнеры" фактически оставили их один на один с иракской армией и проиранскими шиитскими отрядами, что уже привело к большим территориальным и экономическим потерям. Для режима в Эрбиле такое развитие событий стало катастрофой и нет ничего удивительного в том, что в первую очередь это ударило по самому Барзани, который еще в сентябре выглядел несомненным лидером большинства иракских курдов. Но за считанные недели, он с успехом растранжирил все нажитое непосильным трудом - от территорий и нефти до политического капитала и популярности в обществе.
Ирак и Иран чувствуют, что побеждают, поэтому к курдам выдвигают крайне унизительные для них требования.
Пешмерга и официальные лица Ирака достигли договоренностей по некоторым пунктам, но другие по-прежнему находятся на рассмотрении, в то время как объявленное иракским премьером 24-часовое прекращения огня завершается.
Как сообщает "Rudaw", на встрече курдских и иракских военных чиновников в субботу иракцы потребовали, чтобы курды приняли развертывание федеральных сил в спорных районах и международных границах, а силы пешмерга - перевести под федеральный контроль.
Стороны встретились в субботу, 28 октября, после того, как премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади объявил о 24-часовом прекращении огня в пятницу вечером. Курды отправились на встречу, надеясь достичь перемирия.
Пресс-секретарь Абади сказал, что главная цель встречи - "разрешить развертывание без насилия со стороны федеральных сил вдоль границ".
После встречи начальник штаба иракской армии заявил, что они достигли взаимопонимания с делегацией пешмерга по некоторым вопросам, но ждут, когда курды ответят окончательным согласием.
"Мы достигли взаимопонимания по некоторым вопросам, - сказал генерал Осман аль-Ганими. "Но окончательное решение находится в руках прибывшей (курдской) делегации".
Курдская делегация вернулась в регион Курдистан для консультаций и проинформирует иракцев о своей позиции по телефону, сказал он.
Иракский генерал добавил, что есть 24-часовое прекращение огня, и Ирак займет другую позицию, если стороны не смогут договориться.
Встреча состоялась в субботу в Мосуле, и продолжалась несколько часов. В состав делегации пешмерга входили исполняющий обязанности главы пешмерга Карим Синджари, командир 70-го подразделения сил пешмерга Шейх Джафар Мустафа, командир спецсил "Зеревани" Азиз Вайси, командующий фронтом в Махмуре Сирван Барзани и начальник штаба пешмерга Джамал Эминки.
Фирсат Софи, член парламента Курдистана и эксперт по правовым вопросам, заявил, что Региональное правительство Курдистана действует в качестве федеративно признанного региона в соответствии с конституцией Ирака. И то, что Багдад захватывает контроль над пограничными переходами Курдистана, является "вопиющим нарушением конституции".
http://kurdistan.ru/2017/10/28/news-30969_Irak_trebuet_ot_Kurdistana_polnogo_podchineniya.html - цинк
Образ хитрого Сулеймани стал символом истории с несостоявшейся независимостью Курдистана.
Вполне очевидно, что Иран будет стремиться к тому, чтобы Ирак взял под контроль собственные границы, перекрыл трафик вооружений из Иракского Курдистана в Рожаву и помог сооружению "шиитского моста", с попутным вытеснением американцев с территории Ирака. Приведение к покорности Иракского Курдистана одна из стратегический целей, достижению которой Ирану на данный момент помогают Ирак и Турция. Курды в этих раскладах проигрывают как в случае выполнения требований иракского правительства (их выполнение означает фактический отказ от какой-либо независимости), так и в случае продолжения сопротивления, так как соотношение сил сейчас явно не в их пользу, поэтому новые территориальные потери будут неизбежны.
Курдов могло бы спасти объединение всех политических сил перед лицом внешней угрозы, дополнительный набор в армию и более масштабные военные приготовления, но пока складывается впечатление, что пока часть курдских вождей хочет воевать с Багдадом, другая часть ищет возможностей выторговать себе условия получше для сосуществования в послевоенном Ираке. При таких делах, врядли можно рассчитывать на позитивный результат. Курдов уже который раз подводит недостаточная внутренняя сплоченность.
|
</> |