Банально и тезисно о пространственных построениях

В своём развитии эти построения у разных цивилизаций проходят схожие этапы. С кучей оговорок, такие:
1. Хаотичное расположение фигур на изобразительной поверхности
2. "Одномерное пространство". Люди и предметы, изображаемые, как правило, ортогональными фронтальными проекциями (вид спереди, или сбоку в черчении) стоят на "предметной линии". Иногда этих предметных линий может быть несколько, в несколько ярусов
3. "Двухмерное пространство". Чаще всего - совмещение фронтального вида и вида сверху, иногда - фронтального и вида сбоку. Поверхность земли изображается в виде плоскости, развёрнутой на зрителя, фигуры на ней - по прежнему ортогональные проекции
4. "Трёхмерное пространство" в параллельной проекции. У призмы (а в призму можно вписать любой предмет) изображаются три грани, а не одна и не две.
4. Перспектива, центрическая проекция.
Вторая стадия:

Третья стадия:

Фреска Храма Воинов. Чичен-Ица. Постклассический период. 11-13 вв.
Египет и Междуречье еле-еле добираются до третьей стадии. Майя, как видите, добрались к позднему периоду (впрочем, материала слишком мало, чтобы делать радикальные выводы). Китай (а вслед за ним Япония и Корея) и античность добрались до четвёртой, причём античность вплотную приблизилась к пятой, а, может, и достигла её, но прямых подтверждений, что греки и римляне открыли перспективу, нет. Затем западная цивилизация (напомню, что включаю сюда и ислам) более тысячи лет топталась на 3-4 стадиях, скатываясь иногда и до второй. Однозначно открыли перспективу в эпоху Возрождения.
Но, как это всегда бывает, появление новых форм не ведёт к полному вытеснению старых. В результате имеем вот что:

Фреска Храма Ягуара. Чичен-Ица. Постклассический период
Здесь мы видим и вторую и третью стадию, причём последняя - в продвинутом варианте (дома перекрывают друг друга).
Западноевразийская, восточноевразийская и мезоамериканская цивилизации походят этот путь независимо друг от друга (впрочем, в случае двух первых это и не совсем бесспорно). Европа эпохи Ренессанса таже открывает перспективу, в общем-то независимо от античности (фрески Дома Августа и Помпей, наиболее "продвинутые" с точки зрения пространственных построений, были открыты позднее).
В онтогенезе видим то же, что и в филогенезе, с той оговоркой, что дети и непрофессиональные художники всё же живут не в безвоздушной среде и, так, или иначе, контактируют с профессиональным искусством. Тем интереснее рассматривать их работы

Граффити. Тикаль. Классический период
Бонусом - совсем не майя:

Неизвестный художник (с оригинала С. Тончи). Портрет Е.Р. Дашковой
Развёртки, картографические проекции, бинокулярность и многое другое оставляю за скобками.
|
</> |