Банальная апологетика

топ 100 блогов adunai13.01.2011 Давненько что-то я на религиозно-философские темы не рассуждал. В ЖЖ, в смысле.

В одной недавней беседе, зашедшей (как это нередко случается в разговорах со мной) о религиозной тематике, мой собеседник доказывал, что христианский гуманизм - фикция, существующая исключительно в сознании проповедников, но не подтвержденная (и даже опровержимая) исторически. В качестве обоснования свое позиции собеседник привел отношение к женщине - в средневековых исламских государствах и средневековой же Европе, попросив вспомнить женщин-философов Европы (навскидку поименно я назвал двух) и указав, что в то же средневековое время в исламском мире издается труд 1000 женщин-философов, каждая из которых известна поименно.

(Покопал интернет, отсылок к этому труду не нашел, но, допустим, такой существовал; хоть мне и крайне сложно предстваить философский коллектив из 1000 авторов - независимо от пола это будет напоминать не соавторство, а что-то вроде ЖЖшной топовой темы с сопутствующим ему бардаком, ну да ладно).

Подумать и ответить на этот аргумент сходу я не смог - пока думал над ним, тема монолога моего собеседника успела смениться раз пять, наверное, уйдя и от женского вопроса, и от религиозного. Но тем не менее, вопрос запал в душу, и ответить на него хочется - хотя бы тут.

Собственно, ответ простой. Оценивая нравственное влияние религии на общество, не следует рассматривать последнее как некую вещь в себе, взявшуюся неизвестно откуда, существующую без предыстории и без истории в будущем. Конечно, если сравнивать таким образом, нельзя не определить средневековое исламское общество как более гуманное по сравнению со средневековым обществом европейской христианской культуры.

Однако, рассматривая динамику, мы видим иную картину. Исламская религия получила в свое распоряжение народы, которые ко времени пророка Мухаммеда имели долгую (возможно, самую долгую в человеческой истории) историю развития цивилизации: Междуречье, Египет, Палестину, Малую Азию, Индию. Исламские государства впитали в себя глубокую и высокоразвитую цивилизацию сасанидского Ирана, а затем и Византии. Стартовые условия для цивилизационного развития у ислама были выгоднее.

Христианство же распространилось среди полудиких племен северных варваров - кельтов, германцев, славян, финно-угров. Конечно, нельзя сказать, что эти народы к седьмому веку от Р.Х. только-только с сосны слезли, но если сравнивать гуманистические наклонности, скажем, двоих современников, - Теодориха Австразийского (Европа) и Хосрова Ануширвана (Иран) - то сравнение будет явно не в пользу франкского короля.

Так что, повторюсь, стартовые условия у ислама были лучше. А как распорядились обе религии своим человеческим ресурсом? Европейская христианская цивилизация сделала громадный скачок вперед - от отмороженного варварства к массовому гуманизму. В наши дни деградация, конечно, уже наблюдается, но и христианство перестало быть движущей силой Европы, так что можно уже рассматривать третью тему: секуляризм, имеющийся у него человеческий ресурс и то, как секуляризм таковым распоряжается. Но я пока не о том.

А что с исламской цивилизацией? Развились ли в нем иранские и византийские зачатки гуманизма до высот, нам неведомых и недоступных? По-моему, ответ отрицательный. Даже, я бы сказал, резко отрицательный. Приобретений в этом плане я не вижу - скорее, наблюдаю деградацию.

Возвращаясь к женскому вопросу - я не удивляюсь тому, что в средневековом арабском халифате обнаружились 1000 женщин-философов: культурный импульс, заданный Ираном и Византией, заглох не сразу, так что в первое время исламской эпохи бывало и такое. Равно я и не удивляюсь тому, что импульс христианской культуры, воспринятый секуляризмом, привел к современному равноправию полов в Европе. Но где современные миллионы исламских высокообразованных женщин? Не наблюдается таковых ни на Ближнем, ни на Среднем Востоке - хотя бы в сопоставимых количествах по сравнению с образованными мужчинами.

Полагаю, это рассуждение можно считать ответом и моему склонному к монологам собеседнику.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
я не за то, чтобы встать грудью за Якеменко. он-из пула Соловьева, и его там все устраивает(даже,когда его назвали "свинособакой". но, благодаря корпоративной этике(как однажды сказала Ю. Витязева, прервав вопрос Вл.Трухана.ее кста, тоже все устраивает
Авиасалон в Ле-Бурже. Возможное будущее экономического класса в самолетах. Здесь расстояние между сиденьями – 23 дюйма, вместо стандартных 31 дюйма. Есть также предложения продавать билеты на вес via ...
Строители Крымского моста объявили, что укладка асфальта на автодорожной части уже заканчивается. Путин пообещали открыть автомобильное движение в мае, он даже заявил об этом в Послании ФС. Но это были как бы разговоры, которым скептики могли не верить. Есть же люди, которые до сих ...
Фото: правительство Пекина Когда мы смотрим на Москву, мы видим, что её окружают несколько аэропортов, к которым постоянно достраивают новые терминалы и взлётные полосы. И это кажется нормальным — множество воздушных гаваней для разных направлений. Вдобавок, это ещё и городской ...
Боже, это просто праздник! Торжество судебной машины полное и окончательное. Совершенный юридический пир духа . И ведь не подкопаешься, как ни старайся. Кстати, Господь в начале заметки помянут вовсе не всуе. Его роль в этом судебном деле была значимой, если не решающей. А всё начал ...