Банальная апологетика

топ 100 блогов adunai13.01.2011 Давненько что-то я на религиозно-философские темы не рассуждал. В ЖЖ, в смысле.

В одной недавней беседе, зашедшей (как это нередко случается в разговорах со мной) о религиозной тематике, мой собеседник доказывал, что христианский гуманизм - фикция, существующая исключительно в сознании проповедников, но не подтвержденная (и даже опровержимая) исторически. В качестве обоснования свое позиции собеседник привел отношение к женщине - в средневековых исламских государствах и средневековой же Европе, попросив вспомнить женщин-философов Европы (навскидку поименно я назвал двух) и указав, что в то же средневековое время в исламском мире издается труд 1000 женщин-философов, каждая из которых известна поименно.

(Покопал интернет, отсылок к этому труду не нашел, но, допустим, такой существовал; хоть мне и крайне сложно предстваить философский коллектив из 1000 авторов - независимо от пола это будет напоминать не соавторство, а что-то вроде ЖЖшной топовой темы с сопутствующим ему бардаком, ну да ладно).

Подумать и ответить на этот аргумент сходу я не смог - пока думал над ним, тема монолога моего собеседника успела смениться раз пять, наверное, уйдя и от женского вопроса, и от религиозного. Но тем не менее, вопрос запал в душу, и ответить на него хочется - хотя бы тут.

Собственно, ответ простой. Оценивая нравственное влияние религии на общество, не следует рассматривать последнее как некую вещь в себе, взявшуюся неизвестно откуда, существующую без предыстории и без истории в будущем. Конечно, если сравнивать таким образом, нельзя не определить средневековое исламское общество как более гуманное по сравнению со средневековым обществом европейской христианской культуры.

Однако, рассматривая динамику, мы видим иную картину. Исламская религия получила в свое распоряжение народы, которые ко времени пророка Мухаммеда имели долгую (возможно, самую долгую в человеческой истории) историю развития цивилизации: Междуречье, Египет, Палестину, Малую Азию, Индию. Исламские государства впитали в себя глубокую и высокоразвитую цивилизацию сасанидского Ирана, а затем и Византии. Стартовые условия для цивилизационного развития у ислама были выгоднее.

Христианство же распространилось среди полудиких племен северных варваров - кельтов, германцев, славян, финно-угров. Конечно, нельзя сказать, что эти народы к седьмому веку от Р.Х. только-только с сосны слезли, но если сравнивать гуманистические наклонности, скажем, двоих современников, - Теодориха Австразийского (Европа) и Хосрова Ануширвана (Иран) - то сравнение будет явно не в пользу франкского короля.

Так что, повторюсь, стартовые условия у ислама были лучше. А как распорядились обе религии своим человеческим ресурсом? Европейская христианская цивилизация сделала громадный скачок вперед - от отмороженного варварства к массовому гуманизму. В наши дни деградация, конечно, уже наблюдается, но и христианство перестало быть движущей силой Европы, так что можно уже рассматривать третью тему: секуляризм, имеющийся у него человеческий ресурс и то, как секуляризм таковым распоряжается. Но я пока не о том.

А что с исламской цивилизацией? Развились ли в нем иранские и византийские зачатки гуманизма до высот, нам неведомых и недоступных? По-моему, ответ отрицательный. Даже, я бы сказал, резко отрицательный. Приобретений в этом плане я не вижу - скорее, наблюдаю деградацию.

Возвращаясь к женскому вопросу - я не удивляюсь тому, что в средневековом арабском халифате обнаружились 1000 женщин-философов: культурный импульс, заданный Ираном и Византией, заглох не сразу, так что в первое время исламской эпохи бывало и такое. Равно я и не удивляюсь тому, что импульс христианской культуры, воспринятый секуляризмом, привел к современному равноправию полов в Европе. Но где современные миллионы исламских высокообразованных женщин? Не наблюдается таковых ни на Ближнем, ни на Среднем Востоке - хотя бы в сопоставимых количествах по сравнению с образованными мужчинами.

Полагаю, это рассуждение можно считать ответом и моему склонному к монологам собеседнику.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вадим Авва. 1 января 1895 года в семье вашингтонского бюрократа родился третий ребёнок. Мальчик. Его назвали Эдгаром. Мальчик рос и вырос. Поступил и закончил юридический университета в Вашингтоне. Во время учёбы вступил карьеры для в местную, можно сказать, масонскую ложу – «братство ...
У побережья Мадагаскара затерялся небольшой остров Нуси-Бураха (Nosy Boraha). Туристы посещают это место ради пляжей, дайвинга и возможности понаблюдать за китами , которые часто появляются совсем рядом. Тропическая флора и фауна острова привлекательна яркими орхидеями и дикими лемурами. ...
...
Гречневая каша с соевым молоком и корицей ингредиенты на 2 порции : 0.5 стакана гречки 1 стакан вода 1.5 стакана соевое молоко 1\4 ч.л молотая корица жидкий мёд 2 ст.л соль по вкусу приготовление : Гречку перебрать,промыть.Налить воды в ...
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил желание отправиться в космос. Интересный поворот богоугодных деяний нашего патриарха. В реальности все было не совсем так -- «После освящения храма патриарх сказал, что, если бы не его сан и ...