БАМ? Севморпуть? БалтСиб!
vamoisej — 19.03.202215 марта
Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня речь пойдет на очень серьезную тему. Мало того, речь пойдет о реальном проекте, который способен очень сильно оживить жизнь в наших малонаселенных северных регионах.
Я очень рассчитываю, что в итоге его прочтут депутаты Государственной думы и правительственные чиновники - речь идет о достаточно серьезном проекте, способном создать не менее 28 тысяч рабочих мест - а если учесть мультипликатор, то проект "БалтСиб" обеспечит работой не только своих сотрудников, но и еще в пять или шесть раз больше людей - такой структуре необходима социальная инфраструктура, от жилья и аптек до школ, банков, почты, общественного транспорта, ремонтной базы и многих других важных вещей. Очень важных, особенно в жестких условиях северных территорий.
Автором проекта является Игорь Валентинович Афоничев, председатель общественной организации "Арктида" и главный специалист Службы флота КарНЦ Российской академии наук. Иными словами, этот человек точно знает, о чем говорит - и мне остается надеяться, что принимающие решения люди понимают важность и своевременность подобных проектов.
В конце концов, это еще один способ не только укрепить российскую экономику, но и дать работу очень многим людям, создающим наши суда, наше программное обеспечение, наше оборудование и даже наши спутники и навигационные системы - и если вам интересны серьезные и вдумчивые материалы, то настоятельно рекомендую к прочтению.
А теперь слово автору. Я же, в свою очередь, выделю особо значимые места.
*************************
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СФЕРЕ ПЕРЕВОЗОК ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Жесточайшая санкционная политика, проводимая по отношению к России со стороны международного сообщества, на ближайшие десятилетия будет значительно влиять на существующие транспортные потоки, и дальнейшее освоение Арктики будет требовать поиска неординарных решений транспортных, правовых, экономических, производственных и экологических задач, как основы длятекущих и новых социально-экономических проектов Арктической зоны Российской Федерации.
Именно поиск решений импортозамещения в сфере транспортной логистики для обеспечения устойчивого и бесперебойного функционирования транспортного комплекса РФ с минимальной зависимостью от стран Северной Европы, должен стать приоритетным.
Создание транспортно-логистических цепочек, при которых участниками будут те, кто напрямую заинтересованы, как конечные потребители, и должно лежать в их основе.
Необходимо создавать инфраструктуру, которая позволит исключить перевалочные терминалы, находящиеся за пределами России, и доставка грузов в которые не будет сталкиваться с противодействием международного сообщества недружественных с Россией стран.
Габаритные характеристики современных судов класса "река-море" в значительной степени ограничивают возможность их использования при формировании грузопотока Северного Морского Пути (СМП) со стороны перспективных грузопотоков "Север-Юг". Основным элементом развития транспортно-логистических схем каботажных перевозок с использованием водных перевозок, требуют создание новых сверхмагистральных межбассейновых глубоководных путей, гарантированно позволяющих использование судов, способных без ограничений доставлять грузы, находящихся как в ЕГС ВВП РОССИИ так и реках арктического региона России.
Проект сверхмагистрального межбассейнового глубоководного пути «Водный путь БалтСиб» (СМГП «Водный путь «БалтСиб») как связующая часть между СМП и Единой глубоководная система Европейской части Российской Федерации (ЕГС России) позволит объединить в единую транспортную и экономическую систему не только речную сеть Арктической, Субарктической зоны РФ и водной системой европейской части России, но и районы с наиболее вероятными долгосрочными партнерами из Каспийского региона (Казахстан, Азербайджан, Иран) и АТР.
Проект СМГП «Водный путь «БалтСиб» в своей сути полностью согласуется с перспективными планами и интересами Правительства РФ, федеральными и региональными властями и направлен на формирование инфраструктурной основы для роста промышленности и обеспечение инфраструктурных условий для реализации Комплексной программы развития России.
Строительство и дальнейшая эксплуатация инфраструктура СМГП «Водный путь «БалтСиб», как полностью находящейся во внутренней территории России, позволит в корне изменить формирование грузопотоков по направлению «Север-Юг» исключив возможные правовые и политические риски проявившихся в последнее время при организации международных транзитных перевозок.
Основы проекта «Водный путь «БалтСиб» были разработаны и предложены к обсуждению еще в 2018 году, когда о столь жестких санкционных ограничениях со стороны международного сообщества еще не шло и речи. В основу проекта было положено желание вернуть былые заслуги судов класса «река-море» как значимого локомотива для развития России в целом.
В рамках проекта рассматривается организация так называемых «водных аккумуляторов». Основной задачей, которых будет являться сбор весенних паводковых вод северных рек и их использование в дальнейшем как резерв для пополнения в период «малой воды» Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации.
Объединение основных глубоководных судоходных артерий системой сверхмагистральных межбассейновых каналов позволит расширить географию каботажных перевозок судами класса «река-море», создать условия для эффективной модернизации и использования материально-промышленной базы судов класса «река-море», судостроительных и судоремонтных предприятий.
Этот проект даст возможность развивать речную инфраструктуру, транспортный потенциал и рабочие места не только для флота, но и сопутствующих отраслей.
Реализация проекта СМГП «Водный путь БалтСиб» как сверхмагистрального глубоководного межбассейнового пути позволит рассматривать акваторию Онежского озера (Республика Карелия, Вологодская и Ленинградская области) как территорию для размещения грузовых терминалов (хабов) для формирования судовых партий и последующей отправки грузов в арктические порты Белого и Баренцева морей, так и как территорию для приема грузов с АТР (контейнерные терминалы). Создание агломерации в акватории Онежского озера и прилегающих внутренних водных путей (река Свирь, Волго-Балтийский канал) даст возможность включить регионы СЗФО (Республика Карелия, Ленинградская и Вологодская области) в Арктический проект.
СМГП «Водный путь БалтСиб» – ключевой проект экономической интеграции и развития северных регионов России: Архангельской, Вологодской, Ленинградской областей, Республики Карелия и Республики САХА. Расширение транспортной доступности для внутренних регионов России станет стимулом для дальнейшего развития направлений, которые ранее не были востребованы. Предполагается создание более 28000 новых рабочих мест. Это приведет к снижению рисков социальной напряженности за счет повышения мобильности и благосостояния населения.
Использование проекта как основы для обеспечения ежегодного Северного завоза из районов центральной европейской части России для снабжения регионов арктической и приарктической зоны строительными грузами, промышленными товарами, топливом и продовольствием позволит значительно сократить транспортные расходы (на 25-30%).
Канал сможет сыграть важнейшую роль и в усилении безопасности страны. Наличие канала в северо-западной части России, обеспечит оперативную переброску части судов ВМФ РОССИИ из одного бассейна в другой без выхода в международные воды.
Освоение Арктической Зоны и северных территорий возможно тогда, когда Российская Федерация и арктические территории совместно возьмут на себя организационные и финансовые риски, привлекут малый и средний бизнес, дадут ему заработать, дадут заработать тем, кто работает на этой территории.
Принимая во внимание, что еще в советский период истории в районе проекта проводились необходимые полевые исследования, и его потенциал в значительной степени изучен, потребуется не столь значительные финансовые средства, а главное время для проведения необходимых работ для привязки проекта СМГП«Водный путь БалтСиб» к имеющейся инфраструктуре.
Председатель Общественной
организации «Арктида»
Афоничев Игорь Валентинович
15.03.2022 г.
************************
От себя добавлю, что проект
может стать основой для дальнейшей интеграции в единое
экономическое пространство ЕАЭС таких стран, как Иран, Пакистан и,
в будущем, Ирак - а это уже совсем другая социальная, политическая
и экономическая конфигурация всего проекта Большой Евразии.
Иначе говоря, проект "БалтСиб" может дать старт самым необычным
сопутствующим проектам - и здесь очень важно помнить, что объем
перевозок по новому маршруту можно наращивать в неограниченных
границах. Это не железная дорога, имеющая свою предельную
пропускную способность, у водного транспорта сейчас только один
ограничитель - суммарная грузоподъемность всех судов на
маршруте.
|
</> |