Балканский синдром

топ 100 блогов movie_rippers25.07.2019 Балканский синдром


Взрывной интерес российского зрителя к картине «Балканский рубеж» режиссера Андрея Волгина легко объясним: говоря без всякого пафоса и преувеличения, фильм стал событием, которого страна ждала двадцать лет. При всем изобилии гламурной, зачастую кричаще фальшивой и пустой военной кинопатриотики у нас до неприличия мало фильмов о югославских событиях рубежа веков, что для меня, например, совершенно необъяснимо,    -    ведь Россия не бомбила европейскую столицу с её мостами, электростанциями и роддомами, не стравливала христиан с мусульманами и одни этнические группы с другими, не способствовала распаду крупной страны и превращению её в кровавый и гнойный нарыв, а как минимум пыталась прекратить бойню и историческую несправедливость   -   как умела и как могла. Нам есть что вспомнить и есть чем гордиться. Само обращение к теме роли России в войне на Балканах   -   безусловный плюс в карму создателям фильма.

Многие сегодня упрекают создателей картины в чрезмерном педалировании, гипертрофировании роли албанцев в конфликте и трусливом, подобострастном замалчивании преступлений стран НАТО   -   вряд ли такие оценки справедливы: пожалуй, одним из самых эмоциональных и визуально впечатляющих моментов фильма стали кадры бомбардировки американским истребителем-бомбардировщиком белградского роддома, да и весь дальнейший контекст прямо и недвусмысленно указывает на главного виновника балканской бойни. Именно для справедливой расстановки акцентов и используется документальная хроника, уничтожающе безжалостная для Запада и, кстати, совсем не комплиментарная для России: зритель в кинозале брезгливо кривится при виде распухшей физиономии вечно нетрезвого Ельцина и возмущённо вздыхает при каждой констатации «сурового российского молчания». Изображённый в фильме исторический марш-бросок российских десантников на Приштину в июне 1999 года и был тем эпизодом, когда «суровое российское молчание» пусть ненадолго, но прервалось.




Уверена, что не только календарный двадцатилетний юбилей послужил импульсом для съёмок: ведь за эти годы мировая медиа-машина сгенерировала столько вранья, дабы обелить реальных виновников балканской трагедии, что авторы фильма сочли необходимым изобильно разбавлять киношный сюжет кадрами реальной хроники 1999 года   -   военной, дипломатической, документальными зарисовками совсем не киношного ада, разверзшегося на многострадальной югославской земле. Месседж картины вполне понятен: наш ответ Мировому Злу. Другой вопрос, что получившийся в итоге в лучших голливудских традициях «русский блокбастер» имеет весьма отдалённое отношение к действительности, в результате чего сразу вызвал на себя огонь критики не только историков, но и любого зрителя, хоть сколько-нибудь знакомого с обстоятельствами и реалиями балканской войны. Военный историк Михаил Поликарпов  Балканский синдром mpolikar, сам воевавший в те годы добровольцем в Боснии и написавший о той войне не одну книгу, в том числе и воспоминания под названием «Балканский рубеж», определил жанр «…рубежа» как «идейно правильный политкорректный боевик». Я бы к этому определению добавила «по мотивам исторических событий». В таких случаях восприятие фильма во многом зависит от его позиционирования   -   если представить фильм как фантазию на военную тему, то все вопросы тут же снимаются, но если режиссёр настаивает на том, что это историческая картина, он должен быть готов к серьёзным претензиям со стороны ревнителей исторической правды.

Парадоксально, но в век телевидения о, казалось бы, совсем свежих событиях недавней истории мы знаем гораздо меньше, чем об эпохе берестяных грамот древнего Новгорода. Ведь восемь из десяти зрителей «Балканского рубежа» теперь вполне убеждены в том, что восемь смельчаков из группы Бека (намек на нынешнего главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова в былинном исполнении Гоши Куценко более чем прозрачен), шесть российских десантников и двое югославских полицейских, серб и албанец, действительно приняли бой с албанскими головорезами, отбили у них аэродром «Слатина» и несколько дней его героически удерживали в кровопролитном сражении. И хотя на самом деле аэродром нам был мирно передан сербами, и никаких албанцев, равно как и боевых действий, там и в помине не было, вымышленная история теперь неизбежно вытесняет из сознания реальную. Да и такие пренебрежимые мелочи, как восемь супергероев, обороняющих от полчищ албанских орков территорию, для удержания которой понадобился бы целый полк, никак не режут глаз,   -   такова специфика жанра. Батальные сцены, периодически до слёз напоминающие кадры сражений из недавно экранизированного индийского героического эпоса «Баахубали», и БТР, который герои картины с упорством, достойным лучшего применения, именуют танком, тоже вполне простительны для мотивированного зрителя, пришедшего смотреть эпос о ратном подвиге российского солдата и российского спецназовца. Тем не менее, нельзя при этом не сознавать, что героические бои российского отряда с несуществовавшей албанской бандой   -   выдумка от начала и до конца. Самой уязвимой с точки зрения здравого смысла и исторической достоверности стала экспозиция картины, когда для выполнения задания особой важности и сложности по всей Европе зачем-то разыскивают проштрафившихся, за несколько лет утративших профессиональные навыки, бичующих непонятно где и опустившихся русских «солдат удачи»   -   такая ситуация представляется совершенно невозможной. А превращение прихода без единого выстрела российской колонны в оставленную сербами зону аэродрома, где никаких албанцев никто не видел в радиусе полутора сотен километров, в компьютерный боевик-стрелялку, где на одного юзера приходится полтысячи виртуальных трупов и вселенский пожар, может вызвать в лучшем случае скепсис по отношению к авторам фильма и его заказчикам. Проникновение вглубь сербского ареала албанского отряда и захват ими аэродрома «Слатина» в то время был не более реален, чем, скажем, прорыв сотни моджахедов к авиабазе «Баграм» в начале 80-х. Если уж стояла задача отдать дань исторической правде и при этом не проиграть в зрелищности, то можно было, например, снять фильм о «Кошарском аде»   -   двухмесячном кровопролитнейшем сражении между вооруженными силами Союзной Республики Югославия и отрядами Армии Освобождения Косово, поддержанными регулярной армией Албании и авиацией НАТО, за пограничный переход Раша Кошарес, разделяющий Югославию и Албанию, завершившемся буквально накануне марш-броска на Приштину. В этих драматических и, будем циничны, исключительно кинематографически выигрышных боях участвовали российские добровольцы, многие из которых погибли. Ещё лет пять назад на фильм о русских добровольцах в Югославии было бы сложновато получить государственную поддержку   -   добровольцы оставались в лучшем случае героями малобюджетных документальных картин, снимаемых энтузиастами военного дела или людьми, причастными к тем или иным зарубежным военным кампаниям. Но сегодня отношение к людям, добровольно отправившимся защищать честь страны, постепенно меняется, и, я уверена, эти страницы нашей истории займут достойное место на экране.

Спродюсировавший фильм Гоша Куценко и его команда, безусловно, руководствовались отнюдь не только собственным видением событий двадцатилетней давности   -   когда речь идет о социальном заказе, нужно понимать, что в фильме будет отражена государственная точка зрения. Нельзя упрекнуть авторов «Балканского рубежа» в том, что они не погружались в материал или не обращались к консультантам,   -   разумеется, погрузились и обратились, иначе бы в фильме не появилось соревнование двух БТРов с участием бронемашины № 341 или, например, шкодливая собака, пожирающая бутерброды российских офицеров: все эти подробности взяты авторами из книги участника марш-броска на Приштину Александра Лобанцева «Косово, 99». Только вот консультанты, непосредственно вовлечённые в процесс выработки решений тогда, в 1999 г., сегодня имеют совершенно разные взгляды на происходившее, зачастую диаметрально противоположные. Авторы фильма, вслед за генералом Л. Ивашовым, воспроизводят версию предательства российской военной верхушки, в угоду западным «партнёрам» остановившей колонну российской бронетехники, в результате промедления которой гибнет половина блестящего интернационала суперменов (точнее, семи суперменов и одной супервумен   -   русский, татарин, белорус, ингуш, серб, албанец, идейный «советский» и узбечка). Однако большая часть компетентных участников планирования операции «марш-бросок» придерживается другого мнения - гораздо более распространена версия, согласно которой начальник Генштаба ВС РФ Анатолий Квашнин и его первый заместитель Юрий Балуевский разрешили начальнику колонны десантников Заварзину отключить мобильную связь, сославшись на технические неполадки, и продолжать движение. Тот же генерал Ивашов, в то время начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны, свидетельствует: российский миротворческий контингент в Косово предложил ввести советник президента США генерал Фогльсонг, и никаких сражений, ни с албанскими головорезами, ни с кем другим, не происходило: «натовские военные восприняли рейд российского батальона спокойно». А вот самая кинематографически вкусная реплика фильма, которую 95% зрителей сочли удачной сценарной находкой   -   львиный рык генерала Джексона, адресованный командующему силами НАТО в Европе генералу Уэсли Кларку «I'm not going to start the Third World War for you!» («Я не собираюсь начать Третью Мировую для вас!»)   -   это как раз вполне реальный эпизод, вошедший в историю.

Несомненным кармическим плюсом для создателей фильма стала поэтизация того самого интернационала, сражающегося на стороне сил Добра   -   авторы проводят нынче немодную и немейнстримовую, но от этого не менее верную мысль о том, что всем хорошим и светлым российское военное братство обязано советским принципам и традициям. Хороши и запоминающиеся актерские работы, от флегматичного Шаталова   -   Антона Пампушного до взрывного Вука - Милоша Биковича, от страстной Ясны   -   Милены Радулович до Веры   -   неожиданно брутальной Равшаны Курковой, как будто родившейся в берцах и щурящейся в оптический прицел. Отдельная удача   -   приглашение к участию в съемках «главного индейца ХХ века» Гойко Митича, испытывающего огромную благодарность русскому режиссеру, подарившему ему возможность первый раз в жизни сыграть серба. Есть такой термин, перешедший в кинокритику из лексикона компьютерных игр   -   «пасхальное яйцо» (что-то выбивающееся из общего контекста, на самом деле являющееся внешней ссылкой, месседжем для внимательных, этаким sapienti sat). Так вот кличка Чингачгук, прилепившаяся к героическому, принявшему страшную смерть сельскому милиционеру Горану Миличу, блестяще сыгранному Гойко Митичем, и есть одно из таких пасхальных яиц, коих по фильму авторы разбросали в изобилии (неожиданная Анна Чапман в роли военного корреспондента, также неожиданный и одновременно неизбежный Эмир Кустурица в роли бомбилы на ржавой Заставе и множество других).

Никогда не относила себя к так называемым «заклёпочникам»   -   кинокритикам, выискивающим ляпы исторических консультантов и реквизиторов, придирающимся к пуговицам не той формы, пистолетам не того калибра и нашивкам не с той стороны. Однако проблема исторической достоверности   -   один из немаловажных критериев, по которым судят о фильме. Вдобавок к уже упомянутому БТР, наречённому героями танком, и десятку джипов в роли «британской танковой бригады», российских спецназовцев показывают с оружием и снаряжением, получившими распространение уже в 21-м столетии, и облачёнными в «горки», которые тогда ещё не шили. Про эмблему югославских ВВС на красном берете сербского десантника я и не говорю, это мало кто заметит. А вот то, что албанские головорезы ходят в атаку в полный рост, на негнущихся ногах, как киборги, моментально превращает сцены боёв в компьютерную игру, обнуляя героический пафос, а комический эффект, подозреваю,   -   последнее, чего добивались создатели фильма.

«Балканский рубеж» триумфально провезли по Сербии, где он был принят вполне благосклонно, вопреки небезосновательным опасениям: роль сербской армии в фильме низведена до какого-то потешного полка, которого и в кадре-то нет, сербы показаны исключительно страдающим и бессловесным меньшинством, каким они уж точно не являлись, а массовый героизм белградцев, сотнями тысяч выходивших под бомбёжки на улицы и мосты родного города с табличкой «Target» на груди, показан в виде какой-то пьянки-гулянки а-ля Кустурица.  Недоумение вызывают и финальные титры, с какой-то обескураживающей незамутненностью сообщающие нам о том, что, мол, косовские албанцы возобновили террор против сербов лишь в 2003 году, после вывода российского контингента, тогда как на самом деле к концу 1999 года албанские боевики изгнали 200 тысяч сербов и цыган, убили больше тысячи человек и сожгли 50 тысяч домов. Подчинённый НАТО российский контингент никак не помешал ни этнической чистке Косово албанцами, ни его последующему отделению от Сербии. И тем не менее, благодарный сербский зритель, два десятилетия оплёвываемый и оскорбляемый мировой прессой и западным политическим истеблишментом, оценил правдивое изображение апокалиптических бомбардировок городов и деревень, леденящих кровь этнических чисток, лицемерия сильных мира сего, вынесших Югославии страшный приговор. Ну а то, что через двадцать лет после войны русские братья решили приписать исключительно себе коренной перелом в ходе великой балканской битвы, так это вполне искупается благородством изначально поставленных съёмочной группой целей.


Дарья Митина Балканский синдром kolobok1973 специально для центрального печатного органа Союза Кинематографистов    -    газеты СК-Новости. Можете приобщиться на 9 странице газеты:
https://unikino.ru/wp-content/uploads/sk_news/381_382.pdf


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Купил недавно себе штатничек за какие-то смехотворные деньги, что даже писать стыдно. Куплен он был потому что у меня был провал по фокусным между 17-35 и 100-400. Мне не часто требовался диапазон 35-100, но бывало, что нацепив 100-400 у меня что-то не влазило в кадр. После покупки 70-400 ...
- Да, - согласилась сестра, - тебе необходимо одеться! Но он ведь может подумать, что мы украли? Пепе внушительно сказал ей: - Не нужно считать людей глупее нас! Когда от многого берут немножко, это не кража, а просто дележка! А.М. Горький По морям, играя, носится с миноносцем ...
20 октября 1970 года на юбилейном (50 лет) чествовании великой актрисы в доме Актера на улице Горького, главный режиссер Гончаров, назвав ее русской Аспасией Папатанасией, решил сделать Козыревой царский подарок, вручив роль Бланш Дебуа в "Трамвай желание" Уильямса, перевязанной ...
Психологический вопрос! Как белые стены действуют на нервы среднестатистическому человеку? Пытаюсь понять, что сделать с белыми стенами при продаже квартиры. Оставить как есть или клеить какие-нибудь нейтральные обои тёплых тонов? По-моему белые стены рулят: можно проектор поставить и смот ...
Всем счастья Ибо пришла пятница. Но Сегодня пост будет не о красавицах со всего дальнего востока, а о наших, о родных о лучших и любимых. О тех кому завидовал этот сатирик ртом. О самых самых девушках нашего города. Итак наши девушки рвутся ...