Бал у сатаны, Мастер и Маргарита

Вот еще пришло в голову, что я не понимаю бал у сатаны. Вообще, как концепцию. Зачем бал, почему?
В традиционном религиозном понимании вроде как сатана это первый грешник или даже источник греха. И в его епархии грешники всячески жарятся и парятся, испытывают вечные страдания. А отнюдь не на балах прохлаждаются. Чтобы это было за устрашения для грешников - вместо мучений попасть в альтернативный рай? Да еще гораздо веселее скучного рая праведников. И, по идее, это выглядит правильным - ведь сатана вовсе не "альтернативный бог" и добрый пастырь своим гнусным слугам, но гнида хуже их всех. Естественно, что он им устроит кузькину мать, реализуя свои подлые желания. Как концепция это работает - вот будешь грешить, вроде бы радоваться своим проделкам над честными и кроткими, да найдется подлец похуже тебя, и уже ты будешь в роли жертвы.
Правда, размышляя дальше, вроде как выходит несуразность. В таком раскладе сатана вовсе не предатель бога, а верный его слуга, командированный на работу с грешниками. Делает то, что богу и нужно - наказывает за грехи. Типа Пилата. В душе добрый, к поэзии тянется, к философии, да империя послала наводить порядок жестокими методами. Назначили начальником каторги, и он, преодолевая головную боль, изображает чудище.
С некоей человеческой точки зрения, представляя мотивацию живых грешников - то они как раз балы любят, и такое мероприятие вполне представимо. Однако, раз празднуют, то имеют в виду нечто праздничное - а именно, это манифестация победы над богом. Над правилами. Над людьми. Всех ограбили, убили, изнасиловали, и видите? Прекрасно наслаждаемся своим грехом. Демонстративно пилюём на вас всех, с вашим богом. Мы его сильнее, чему доказательством наша жизнь, полная наслаждений, в отличие от жизни наших жертв. И особенно важно, если вокруг будет именно мрак и ужас, пир во время чумы, нет смысла в таком бале, если таких балов вокруг у всех. Надо, чтобы он был один такой, чтобы и показать исключительность клиентуры. Это у вас война, а у нас голая вечеринка.
В общем, легко представить, что именно такой "ад" грешники бы себе и фантазировали.
Однако, противопоставляя две концепции - какое же это наказание? Что имел в виду Булгаков, рисуя такой образ ада? (Или те, кто и до него так представляли себе ад). Что же это за торжество греха?
Маргариту, если углубиться побольше, даже сложно рассматривать как полностью "засланного казачка". Мол, символически поучаствую, для доброго дела. Она, если подумать, как минимум одно плохое дело сделала. Был там на балу один персонаж. Девушка Фрида, которая задушила свое новорожденное дитя платком, и этот платок ей каждое утро подавала камеристка. Уже одно это заценить - вот так в ад попала детоубийца! Сама была на уровне служанки, а через детоубийство выбилась в госпожу, с покоями и слугами. Одно ей мешало - остатки совести. Все бессовестные гниды вокруг радуются, в ус не дуют. Она одна мучилась, и мучилась именно из-за совести. Напоминали ей о ее плохом поступке. Мешали наслаждаться достигнутым. Получается, что если кто в аду и мучается, так это люди не совсем конченные. Если сохранился в уголке души кусочек нравственного чувства - вот за него как раз и будут жарить на угольях в аду.
И вот ей-то Маргарита и подсобила. Убрала платок. Пусть гниде будет хорошо. А то напоминать ей об убитом ребенке, что за жестокость.
Я не знаю, где тот ребенок, в аду или в раю - но, надеюсь, ему не кладут тот платок. Вот тот платок, которым тебя родная мать задушила. С добрым утром.
В общем, я к чему. Не пойму концепцию такого ада. Почему бал? Что за радости? За какие такие заслуги?
Что имел в виду автор?
|
</> |