
Бабий Яр

А знают ли они, что сегодня, 29 сентября, ровно семьдесят лет, как в Бабьем Яру начались массовые расстрелы евреев. Такая вот дата. Всего в оврагах Бабьего Яра было убито около ста тысяч человек, не только евреи, но в основном они. За два дня - 29 и 30 сентября немцы сумели расстрелять 33.771 человека - все еврейское население Киева. Потом уже подвозили из других мест, затем перешли на цыган, саботажников, военнопленных, украинских националистов.

После войны советская пропаганда почему-то наложила запрет на упоминание того, что там расстреливались евреи. Никаких памятных знаков поставлено не было. В шестидесятые годы на этом мрачном месте был построен микрорайон Сырец, а вокруг разбит парк, которому дали имя Сорокалетия Октября.
Возможно, из-за позиции советского руководства, всячески пытавшегося скрыть правду о Бабьем Яре, виновные в расстрелах не были наказаны. Генерал-майор Курт Эберхард, отдававший приказы о расстреле евреев, не был осуждён — он умер своей смертью в 1947 году в Штутгарте. И, что самое удивительное, генеральный комиссар Киева Хельмут Квитцрау не был привлечен к ответственности и умер аж в 1999 году. Куда смотрел Моссад, совершенно непонятно.
В 1961 году в стихотворении "Бабий Яр" поэт Евтушенко впервые написал о массовом убийстве евреев. Это вызвало огромное неудовольствие властей. На всех встречах с интеллигенцией Хрущев обязательно ругал стихотворение "Бабий Яр": "В ЦК поступают письма, в которых высказывается беспокойство по поводу того, что в иных произведениях в извращенном виде изображается положение евреев в нашей стране... В декабре на нашей встрече мы уже касались этого вопроса в связи со стихотворением "Бабий Яр"... За что критикуется это стихотворение? За то, что его автор не сумел правдиво показать и осудить именно фашистских преступников за совершенные ими массовые убийства в Бабьем Яру. В стихотворении дело изображено так, что жертвами фашистских злодеяний было только еврейское население, в то время как от рук гитлеровских палачей там погибло немало русских, украинцев и советских людей других национальностей... У нас не существует "еврейского вопроса", а те, кто выдумывают его, поют с чужого голоса". Логика Хрущева была необъянима: он кричал на Евтушенко: "У нас нет еврейского вопроса!" Но ведь поэт писал о том,что еврейский вопрос был у нацистов. Шостакович написал на стихи Евтушенко о "Бабьем Яре" свою 13-ю симфонию, и она тоже стала опальной. Досталось даже редакции "Литературной газеты", где было напечатано стихотворение Евтушенко. "Почему же сейчас редколлегия всесоюзной писательской газеты позволяет Евтушенко оскорблять торжество ленинской национальной Политики? - упрекал газету один партийный литературный критик. - Источник той нестерпимой фальши, которой пронизан его "Бабий Яр" - очевидное отступление от коммунистической идеологии на позиции буржуазного толка". И уж совсем разошелся поэт Алексей Марков, опубликовавший в газетах стихотворную отповедь Евтушенке. Отповедь начиналась такими строками:
Какой ты настоящий русский,
Когда забыл про свой народ,
Душа, что брючки, стала узкой,
Пустой, как лестничный пролет...
А заканчивалась так:
Но хватит ворошить могилы,
Им больно, им невмоготу.
Пока топтать погосты будет
Хотя б один космополит, -
Я говорю :
"Я - русский, люди!"
И пепел в сердце мне стучит.
Как ни странно, некоторые немецкие солдаты, принимавшие непосредственное участие в расстрелах, снимали процесс на фото и потом посылали эти фотографии родным и близким на родину. Благодаря этому, сохранилось довольно много фотосвидетельств того, что происходило в этом аду. Это не умещается в голове. Зачем посылать своей семье такую, например, фотографию:
