Баба-Яга


Насколько уместны такие шутливые аналогии?
Для этого давайте попробуем разобраться, кто же она на самом деле и какая она, злая или добрая.
Живёт Баба-Яга в избушке на курьей ножке, об одном окошке. На одной ножке, не на 2-х! "Курьей ножкой" на Руси традиционно называлось перекрестье 3-х путей-дорог. Что же это за перекрёсток? А это три мира русской мифологии: Правь (мир светлых богов), Явь (мир живых) и Навь (мир тёмных богов и мёртвых). Поэтому в сказках, чтобы попасть в царство Кощея (главного в мире Нави), герою приходится идти на этот перекрёсток к Бабе-Яге и просить указать путь в нужном направлении.
- Фу-фу! - восклицает Баба-Яга. - Русского духу видом не видывала, слыхом не слыхивала, а тут русский дух сам пришёл!
Почему так? Да потому, что она не встречается с "духом", живым человеком. Её удел - мёртвые. Баба-Яга переправляет умерших в мир Нави. Поскольку этот процесс происходил у наших предков через сжигание, само её имя, Яга, указывает на связь с огнём, а атрибутами её являются ступа и пест (превращать в прах то, что осталось после сожжения), а также метла (заметать рассыпавшийся прах). Вот поэтому она "пестом погоняет, метлой след заметает".
Избушка "об одном окошке" - это взгляд только в одну сторону, в мир мёртвых. Да и саму избушку человеку приходится просить "повернуться к нему передом".

Вот и получается, что Баба-Яга - НИКТО! Она не принадлежит ни к светлым богам мира Прави, ни к тёмным богам Нави, ни к миру живых - Яви. И конечно, она никакая не ведьма, не колдунья, не знахарка... и уж тем более не мертвец (встречается и такая странная версия у некоторых "толкователей"). Она выше. Она одна такая.
Злая или добрая? НИКАКАЯ! В ведическом знании она даже не персонаж, она - часть мироустройства, процесс, миссия, закон жизни. Непрерывный и вечный, поэтому она очень-очень старая.
Почему же она всё-таки "баба"? Потому что всё, связанное с жизнью, наши предки приписывали женской сущности: и рождение, и завершение.
Аналогом Бабе-Яге в греческой мифологии в какой-то степени является Харон, перевозчик мёртвых в Аид через реку Стикс. Удивительно, что имя его созвучно с нашим словом "хоронить". Река также традиционно связывается у многих народов с переходом в мир умерших благодаря традициям: например, хоронить за рекой, либо, как это делается до сих пор в Индии, пускать тела вниз по реке.
|
</> |