Баба Яга (с дополнениями)

топ 100 блогов dijour05.04.2016 Оригинал взят у Баба Яга (с дополнениями) epoxyde в Баба Яга (с дополнениями)
Там, на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей...


Баба Яга (с дополнениями) Баба Яга (с дополнениями)

Персонаж Яги весьма хорошо знаком всем, кто так или иначе приобщился в детстве к русским народным сказкам. Но, в отличие от стереотипа, Баба Яга была вовсе не отрицательным персонажем. Ей, конечно, приписывались разнообразные колдовские способности, но сама она никогда не была главным антагонистом в сказках.
Сам архетип Бабы Яги не содержит в себе резко отрицательных черт. Скорее - это простая неприязнь человека к существу, которое "не человек" в полном смысле. Славяне не любили ведьм, колдуний и колдунов. Потому все, кто занимался тем или иным промыслом, который причислялся к магическим или колдовским, жили обособленно, чаще всего в чаще леса. Но отношение к ним было почтенным, ведь к ним же ходили за лекарственными травами, кореньями, ягодами.
Славяне-язычники имели еще один интересный с точки зрения анализа архетипа Бабы Яги обычай. Мертвых они хоронили в специальных домах, которые ставились на небольшие столбики или пеньки. Укладывали их туда ногами к выходу. Соответственно, если заглянуть в такой "могильный" дом, то можно было увидеть только ноги покойника. А мертвецам славяне приписывали многие мистические способности, потому и отношение к ним было почтенным. Славяне часто ходили "за советом" к предкам.
В глубоком анализе арзетип Яги предстает перед нами в качестве посредника между миром мертвых и миром живых. С этой точки зрения Яга не является человеком, но и к мертвым тоже в полной мере не принадлежит. Если смотреть на персонаж Бабы Яги с такой точки зрения, то в сказках можно выделить два "района действия": это мир живых, где живет собственно герой, его семья и т. д., и мир мертвых, в котором живут Кащей, злой чародей и прочие представители лагеря антагонистов и богатый бестиарий русских сказок. Не даром "далеком царстве, в тридесятом государстве" обязательно живет кто-то злой и коварный. Собственно, это тридесятое царство и будет в таком ракурсе аналогом иного мира, мира мертвых.
Баба Яга в этом случае выступае в роли своеобразного связующего звена, проводника из одного мира в другой. Помните, в фильме «Матрица: Революция» был такой персонаж - Перевозчик, который перевозил нелегально программы из мира машин в мир людей и обратно. Точно такие же функции выполняет и Баба Яга. Опять же, вспоминайте, что избушка ее чаще всего стоит на опушке леса и повернута к нему лицом, т. е. своим входом.Т. е. войти в нее свободно можно только из мира потустороннего. Т. е. войти в мир мертвых легально нельзя никак иначе, кроме естественного пути - т. е. умереть. Бабя Яга этот запрет обходит.
Протагонист, направляясь на свои поиски, у самого леса на опушке (или уже в лесу, который в этом случае выступает в качестве некоего пограничного места) встречает "избушку на курих ножках", которая повернута к лесу передом, к герою задом. Курьи ножки, вероятно, произошли от слова "курные" (окуренные дымом столбы, на которые ставили "мертвецкую избушку"). Собственно, требование "встань к лесу передом, ко мне задом" и должно было означать намерение протагониста войти в мир мертвых.
Баба Яга лежит на печи и не слышит, и не видит героя. Оно и понятно, мертвые не видят живых, живые не видят (и не слышат) мертвых. Только по запаху (запах живых противен мертвым) Яга узнает, что пришел кто-то из ")мира живых ("фу-фу-фу, русским духом пахнет..."). И тут проявляется двойственность характера персонажа Бабы Яги. Являясь отрицательным персонажем ранее, она становится проводником и помощником героя в мире мертвых, т. е. играет уже положительную роль. Но прежде, чем герой войдет в мир мертвых, он должен пройти своеобразную инициацию.
Здесь плетена еще одна функция, приписываемая колдунье (не собственно Бабе Яге, а ее реальным прототипам). У славян-язычников в племени существовали "штатные" колдуньи, которые играли роль шаманов, весталок и т. д. Эти колдуньи проводили обряды инициации подростков во взрослую жизнь. Баба Яга также проводит обряд инициации героя. Центральным местом в этом обряде является принятие пищи. Перед этим герой парится в бане, совершая своеобразное ритуальное омовение. А после Баба Яга кормит его. Но пища эта не обычная. Это - пища мертвых, которую живым есть запрещено (как и мертвым есть пищу живых - тоже), чтобы те случайно не проникли в мир мертвых. Соглашаясь на такое угощение, а, тем паче, требуя его, герой показывает тем самым, что он настоящий и готов приобщиться к миру мертвых. После этого Яга обычно стелет гостю постель и укладывает спать.
Сон в избушке Бабы Яги является последней стадией инициации. После этого герой принадлежит сразу двум мирам, миру мертвых и миру живых, одновременно. Фактически, он временно умирает для живых. Только после этого он может войти в мир мертвых и отправиться далее на свои поиски. А Баба Яга еще и снабжает его нужной информацией, различными амулетами и магическими предметами (действуют они, заметьте, только в ином мире), которые помогают герою достичь своей цели и победить всех врагов на пути. Несомненно, Баба Яга - достаточно язвительный персонаж, достаточно воинственный и местами злобный. Но эта злоба служит, скорее, для проверки героя "на соответствие".
На обратном путиЯга, как правило, уже встречает протагониста и тех, кого он спас, т. е. уже и видит, и слышит их (ведь они тоже вроде как мертвые). И также помогает им пройти обряд обращения обратно в живых. Ну, а тех, кто не прошел испытаний, оказался не тем, кем нужно, Яга инициирует в мертвые иначе - съедает (зажаривает в печи). Этот способ уже не имеет обратной силы.
Вот такая она - наша русская Баба Яга.

(по материалам исследователей фольклора В. Я. Проппа и Н. Абрамова)

UPD

Уважаемый френд Баба Яга (с дополнениями) para_no_ik дополнил сей опус, за что ему отдельное спасибо. Посему делаю апдейт записи и снова вешаю на самый верх.

из той же пресловутой культурологии, которую преподают в любом ВУЗе, мы знаем, что именно Баба Яга является образом покойника. Потому у нее нога - костяная, носом она упирается в потолок (вспоминаем, вспоминаем сказки, так и есть), потому у нее избушка "встает к лесу задом, ко мне - передом" (вспоминаем где находились кладбища - на краю леса, а если гроб поднять, как он должен стать?), потому у нее "избушка на курьих ножках" - славянские народы укладывали куриные лапки, чтобы покойник не разрылся (до крещения Руси).

Как видите, вариантов происхождения архетипа Яги много. Истина, как всегда, затерялась во тьме веков.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера у нас в городе проводилась так называемая "Белая ночь". Ввиду отсутствия астрономического варианта этого явления, мероприятие  имитирует его путем открытых допоздна магазинов, уличных пиршеств и громкой музыки. Всякий раз, как  в городе устраивают подобные ивенты, а за ...
Фаусто Папетти - Симпатия 02:41  Однажды кокетливая женщина спросила своего кавалера: "Сколько лет вы мне дадите?". Он ответил: "По цвету губ – девятнадцать. По изгибу бровей – двадцать. По цвету лица – ...
Ждала подругу в гости, решила оладьи сделать. Яблоко потерла на крупной терке, добавила соль, сахар, остатки ряженки, соду с уксусом, совсем немного муки и чуточку корицы. Получилось вкусно) А подруга не пришла. Ей же ...
Вчера было полнолуние, видели? И мы, как обычно, не спали. У меня вообще в последнее время тяжело со сном. А тут еще эта Луна. Не могу сказать, что я страдаю лунатизмом, но заснуть мне в такой день сложнее. А еще я метеозависима, суставы крутит на смену погоды, бессонница ( жалуюсь тут, ...
Грудинин - на вопрос журналиста (10.05): "Каждый раз мы начинаем не с программы кандидата в президенты, а со счетов" https://www.youtube.com/watch?time_continue=1240&v=DnYOLZj28k8 1. Грудинин хочет, чтобы все зачарованно слушали его превыборно-радужные обещалки и не задавали неудобных ...