Баба Яга (с дополнениями)


Следы невиданных зверей.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей...


Персонаж Яги весьма хорошо знаком всем, кто так или иначе приобщился в детстве к русским народным сказкам. Но, в отличие от стереотипа, Баба Яга была вовсе не отрицательным персонажем. Ей, конечно, приписывались разнообразные колдовские способности, но сама она никогда не была главным антагонистом в сказках.
Сам архетип Бабы Яги не содержит в себе резко отрицательных черт. Скорее - это простая неприязнь человека к существу, которое "не человек" в полном смысле. Славяне не любили ведьм, колдуний и колдунов. Потому все, кто занимался тем или иным промыслом, который причислялся к магическим или колдовским, жили обособленно, чаще всего в чаще леса. Но отношение к ним было почтенным, ведь к ним же ходили за лекарственными травами, кореньями, ягодами.
Славяне-язычники имели еще один интересный с точки зрения анализа архетипа Бабы Яги обычай. Мертвых они хоронили в специальных домах, которые ставились на небольшие столбики или пеньки. Укладывали их туда ногами к выходу. Соответственно, если заглянуть в такой "могильный" дом, то можно было увидеть только ноги покойника. А мертвецам славяне приписывали многие мистические способности, потому и отношение к ним было почтенным. Славяне часто ходили "за советом" к предкам.
В глубоком анализе арзетип Яги предстает перед нами в качестве посредника между миром мертвых и миром живых. С этой точки зрения Яга не является человеком, но и к мертвым тоже в полной мере не принадлежит. Если смотреть на персонаж Бабы Яги с такой точки зрения, то в сказках можно выделить два "района действия": это мир живых, где живет собственно герой, его семья и т. д., и мир мертвых, в котором живут Кащей, злой чародей и прочие представители лагеря антагонистов и богатый бестиарий русских сказок. Не даром "далеком царстве, в тридесятом государстве" обязательно живет кто-то злой и коварный. Собственно, это тридесятое царство и будет в таком ракурсе аналогом иного мира, мира мертвых.
Баба Яга в этом случае выступае в роли своеобразного связующего звена, проводника из одного мира в другой. Помните, в фильме «Матрица: Революция» был такой персонаж - Перевозчик, который перевозил нелегально программы из мира машин в мир людей и обратно. Точно такие же функции выполняет и Баба Яга. Опять же, вспоминайте, что избушка ее чаще всего стоит на опушке леса и повернута к нему лицом, т. е. своим входом.Т. е. войти в нее свободно можно только из мира потустороннего. Т. е. войти в мир мертвых легально нельзя никак иначе, кроме естественного пути - т. е. умереть. Бабя Яга этот запрет обходит.
Протагонист, направляясь на свои поиски, у самого леса на опушке (или уже в лесу, который в этом случае выступает в качестве некоего пограничного места) встречает "избушку на курих ножках", которая повернута к лесу передом, к герою задом. Курьи ножки, вероятно, произошли от слова "курные" (окуренные дымом столбы, на которые ставили "мертвецкую избушку"). Собственно, требование "встань к лесу передом, ко мне задом" и должно было означать намерение протагониста войти в мир мертвых.
Баба Яга лежит на печи и не слышит, и не видит героя. Оно и понятно, мертвые не видят живых, живые не видят (и не слышат) мертвых. Только по запаху (запах живых противен мертвым) Яга узнает, что пришел кто-то из ")мира живых ("фу-фу-фу, русским духом пахнет..."). И тут проявляется двойственность характера персонажа Бабы Яги. Являясь отрицательным персонажем ранее, она становится проводником и помощником героя в мире мертвых, т. е. играет уже положительную роль. Но прежде, чем герой войдет в мир мертвых, он должен пройти своеобразную инициацию.
Здесь плетена еще одна функция, приписываемая колдунье (не собственно Бабе Яге, а ее реальным прототипам). У славян-язычников в племени существовали "штатные" колдуньи, которые играли роль шаманов, весталок и т. д. Эти колдуньи проводили обряды инициации подростков во взрослую жизнь. Баба Яга также проводит обряд инициации героя. Центральным местом в этом обряде является принятие пищи. Перед этим герой парится в бане, совершая своеобразное ритуальное омовение. А после Баба Яга кормит его. Но пища эта не обычная. Это - пища мертвых, которую живым есть запрещено (как и мертвым есть пищу живых - тоже), чтобы те случайно не проникли в мир мертвых. Соглашаясь на такое угощение, а, тем паче, требуя его, герой показывает тем самым, что он настоящий и готов приобщиться к миру мертвых. После этого Яга обычно стелет гостю постель и укладывает спать.
Сон в избушке Бабы Яги является последней стадией инициации. После этого герой принадлежит сразу двум мирам, миру мертвых и миру живых, одновременно. Фактически, он временно умирает для живых. Только после этого он может войти в мир мертвых и отправиться далее на свои поиски. А Баба Яга еще и снабжает его нужной информацией, различными амулетами и магическими предметами (действуют они, заметьте, только в ином мире), которые помогают герою достичь своей цели и победить всех врагов на пути. Несомненно, Баба Яга - достаточно язвительный персонаж, достаточно воинственный и местами злобный. Но эта злоба служит, скорее, для проверки героя "на соответствие".
На обратном путиЯга, как правило, уже встречает протагониста и тех, кого он спас, т. е. уже и видит, и слышит их (ведь они тоже вроде как мертвые). И также помогает им пройти обряд обращения обратно в живых. Ну, а тех, кто не прошел испытаний, оказался не тем, кем нужно, Яга инициирует в мертвые иначе - съедает (зажаривает в печи). Этот способ уже не имеет обратной силы.
Вот такая она - наша русская Баба Яга.
(по материалам исследователей фольклора В. Я. Проппа и Н. Абрамова)
UPD
Уважаемый френд

из той же пресловутой культурологии, которую преподают в любом ВУЗе, мы знаем, что именно Баба Яга является образом покойника. Потому у нее нога - костяная, носом она упирается в потолок (вспоминаем, вспоминаем сказки, так и есть), потому у нее избушка "встает к лесу задом, ко мне - передом" (вспоминаем где находились кладбища - на краю леса, а если гроб поднять, как он должен стать?), потому у нее "избушка на курьих ножках" - славянские народы укладывали куриные лапки, чтобы покойник не разрылся (до крещения Руси).
Как видите, вариантов происхождения архетипа Яги много. Истина, как всегда, затерялась во тьме веков.
|
</> |