Б. Ямов о продовольственном вопросе и разрухе ж.д. транспорта в декабре 1918 г.

топ 100 блогов uncle_ho30.05.2024 Уральскому Областному Комитету Российской Коммунистической Партии

Дорогие товарищи! Как старых, опытных бойцов за коммунизм я прошу Вас помочь мне, очень молодому коммунисту (с Апреля 1917 г.), найти выход из вопроса, который мучит всё время меня, а так же и всех товарищей и граждан.

Это продовольственный вопрос и разруха ж.-д. транспорта.

Уважаемые товарищи! Позвольте надеяться, что Вы до конца прочтёте моё письмо, несмотря на всю трафаретность вопроса – и сделаете из него соответствующие выводы.

1) Общия положения:

Продовольственная разруха коснулась Урала лишь в самое последнее время, непосредственно за чехо-словацкой авантюрой. В то время, как столицы, испытывавшие голод ещё в 16-17 годы, успели создать уже мощный, строго организованный продов.аппарат, Урал весь в целом "мешёчничал". Различные местности имели различные продовольственные организации, не было определённаго плана действий Отделов Снабжения. Лишь чехо-словац. движение, принудившее иметь на Урале постоянную Красную Армию, а вместе с ней определённый план снабжения Армии, беженцев и потребительных местностей продов. продуктами, заставило Урал деятельно приняться за создание Отделов Снабжения, спаянных между собою [129] тесной централизацией (так, по крайней мере, намечалось). Практика жизни, практика [работы] О.С. показала, что спаянности не было, а были лишь "междуведомственныя" трения. По этому Уральския организации О.С. оказались не на высоте своего положения. Не касаясь [работы] О.С., укажу на последствия этой работы. Разныя местности снабжались не [однородно]. Кто "за горло возьмёт" – тот и получает, а О.С. почивали на своих бумажках и думали, что всё идёт правильно (да не будет в упрёк товарищам, работающих в О.С.). Часты такие картины: с места приезжают, просят, требуют хлеба, От. Сн. указывает: "Да Вы наравне со всеми получили норму". Место начинает копаться, требует [продуктов], и оказывается, что верно, "почти все" удовлетворены полностью, а вот "место" лишено наряда (факт). Конечно, в последнее время работа О.С. налаживается, но время упущено, и надо предпринимать экстренные меры для выхода из создавшегося положения. Выход при имеющихся уже в наличии ссыпных пунктах и произведённого учёта продуктов потребления один: приведение транспорта, в частности жел.-дор., в наиболее лучшее состояние. Вот, дорогие тов., о железной дороге я и хочу попробовать изложить Вам свои мысли и впечатления.

2) Железные дороги – фронт – население

Я бы стал приводить цифровыя данныя о разстройстве ж-д. транспорта, но их всегда дадут и дают т.т. железнодорожники, я же лишь укажу последствия голода на жел.-дороге. [129об]

Прежде всего, какую бы мы "службу" (пути, движения, телеграфа, тяги и т.д.) не взяли, но везде наблюдается такое явление: почти все тов.тов. рабочие и служащие, кроме саботажников, при всём желании усилить или даже нормально производить свою работу не могут этого сделать, благодаря физическому истощению, нравственным пыткам при виде голодных плачущих детей, постоянному поползновению придумать наилучший способ "мешёчничества" (да, даже это!!). А от этого получается следующее:

а) Служба движения – нарушение правильнаго движения поездов, частые крушения;

b) Служба телеграфа – искажение телеграмм, запаздывание передачи их – вредно для военных действий и т.д.

c) Служба тяги – полное отсутствие квалиф.рабочих, невозможность производства ремонта подвижного состава, крушения по вине машинистов, частыя порчи паровозов и т.д.

d) Сл.пути – нет рабочих для ремонта пути

f) отсутствие угля – остановка всякаго движения (когда-то представится возможность перейти на дрова!), т.к. Кизел из-за голода не может производить добычу угля.

И так далее.

Массовыя заболевания до 50-60% ещё ухудшают дело! Я знаю работающих в Конторе Движения служащих безпрерывно 3-4 суток… Все больны, выйти некому – гражданин Республики не покидает поста и… в результате сам сваливается.

Что же в результате? (Я беру участок, который знаю: Пермь – Чусовая – Кушва – Лысьва) Полнейшая остановка чрез 3-4 недели этого ж.-д. участка, а из этого вытекает следующее: нашей доблестной Красной Армии Лысьвенского и Тагильского направления гужем не доставить (нет лошадей, фуража, дорог) боевых припасов, продовольствия [130] (пусть простят мне тов. стратеги, что я не в свою область нос сую). Следовательно, перенос фронта непосредственно к Перми. А население? Его так же придётся эвакуировать, т.к. мало желающих оставаться, все теперь разчухали, что за "белые" такие.

Из всего сказаннаго вывод: для предотвращения остановки и улучшения ж.-д. транспорта на указанном, по крайней мере, участке необходимо снабжать т. железнодорожников продовольствием. И не только их, но и членов их семейств, т.к. случаи выдачи прибавочного пайка только работающим – главам семьи – показывают, что этим ничего не достигается: "глава семьи" прибавочный паёк скармливает голодным детям, этим "цветам и гордости РСФСР".

3) Как снабжать ж.-д. продовольствием?

Укажу на предпринятый Московским Совдепом шаг – разрешение закупки организационным путём 1½ пуд муки на едока. Беру в основу своего плана. Необходимо железнодорожникам разрешить произвести закупку 1 пуда муки на едока кругом – в деревнях, прилегающих к ж-д. Произвести так: при строгом учёте выданных разрешений разрешить закупку небольшими группами, напр., 1 чел. закупает 20-25 пуд. Как закупку муки производить будут ж.-д. в деревне: при помощи Комбедов или только с их разрешения, это придётся проработать. Таких ж.-д.-ников, смогущих закупить организованным путём муку, будет 70-80%. Остальных же 20-30% придётся снабдить чрез О.С.

Можно иначе: разрешения выдавать на получение месячного пайка по классовой норме на всю семью. Это, конечно, мера временная, для улучшения транспорта, при помощи которого можно будет произвести подвозку достаточного количества провианта. [130об]

При выдаче разрешений указать, что каждый работающий должен дать расписку под обязательством, что в компенсацию за сверх-выделение в 1-ю категорию по получению продуктов он обязуется трудиться, не щадя сил, не щадя ленивых товарищей и т.д., и за невыполнение обязательства – применение всех строгих мер по законам военно-революционного времени вплоть до расстрела. Выдав продукты – имеем право требовать.

4) Мешёчничество

"Факты – довольно неприятная вещь…" А факты говорят, что мешёчничество стало на ж.-дороге делом обыденным делом и вещью, и несмотря на все репрессивные меры мешёчничество процветает и только благодаря ему, я подчёркиваю, не перемёрли в последние 3 месяца все дети железнодорожников и половина их самих. Едут в деревню за 10-15 фунтами печёного хлеба, оставляя дома совершенно голодных, везя в деревню всё, что только можно. Получили 5-8 аршин мануфактуры на семью, сами не одеваются, везут устраивать товарообмен или, как говорят мешёчники – "товарообман". Везут чай, керосин, мыло, покупают по 80 руб. восьмушку махорки, чтобы выменять у проклятого богача-крестьянина, укрывшего хлеб, на 2-4 фунта хлеба. Железно-дорожная бригадная прислуга на станциях, лежащих у деревень, платят за шаньгу с картофелем около фунта весом 10 рублей!!

Столько приходится наблюдать во время моих поездок в "Область", что в письме не перечислишь. Но ещё раз подчёркиваю, что только благодаря мешёчничеству [131] железнодорожники ещё живы. (Это не значит, что я это одобряю).

5) Мои … (нет названия, не могу придумать)

Дорогие тов.! Прочитав всё написанное, Вы можете вынести впечатление, что с Вами говорит с-р или меньшевик, или ещё хуже ("нарушение" хлебной монополии).

Я своими "такими" мнениями, которые Вам высказываю, ни с кем не обменивался, а прибегаю к Вам товарищи: помогите мне выбраться, если я не правильно рассуждаю. Да что я! Помогите транспорту, железнодорожникам! Я же лично с той партийной дисциплиной, которую я получил в 2 года, буду ждать Вашего мнения настолько дисциплинировано, что если партия скажет: "Ты вредный член пролетарского общества", – то я сам стану к стенке и скажу: "Во имя интересов революции, во имя интересов коммунизма расстреляйте меня, раз это нужно".

Дорогие тов.! За время революции меня и друзья, и враги знаю за "ярого большевика", и во всей работе во всех организациях (работал во многих) я проводил коммунизм и коммунизм!

Можно сказать, что предлагая такой план возстановления транспорта, я нарушаю хлебную монополию. Нет и нет! Я, уважаемые тов., жду от Вас немедленнаго ответа, если нужно подробностей, вызовите меня.

5 Декабря 1918 г.

Секретарь Чусовского Районнаго Комитета Рос. Коммунист. Партии, председатель Чусовского Районнаго Отдела Лесов

Б. Ямов

Чусовской завод [131об]

ЦДООСО.Ф.4.Оп.1.Д.7.Л.129-131об.

Путешествие мешочников

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Неприятно удивила буча, которая случилась в соцсетях из-за поста главы Мытищ, которая рассказала о вручении жилищного сертификата многодетной семье. По закону МО такой сертификат положен Гражданам России, которые воспитывают семь и более детей и проживают в одном округе области не менее ...
Насобирали немного грибочков, будет что с картошечкой поесть :) Чистим Сушим, варим Готовый продукт Tweet ...
Самая известная картина Архипа Ивановича Куинджи Лунная ночь на Днепре 1880г размер холста 144 см на 105 см. Жизнь, творчество да и сама личность Архипа Ивановича Куинджи полна загадок. Многие называли его простым философом и гуманистом. Другие в свою очередь говорили, что он был ак ...
СВО: Охота за украинскими топливными складами и западными советниками продолжается Специфика ракетных ударов последних трех дней по военной инфраструктуре Украины практически не оставляет сомнений в подготовке активных действий ВС РФ и республиканских армий Донбасса против крупнейшей ...
Лучшее время для посещения Золотой обители, по моему мнению - на вечерней заре. Цвета на закате солнца становятся насыщеннее, тени глубокие, а закатное солнце невероятно красиво отражается в золоте Храма! ...