Автор очень неэффективной избирательной кампании имеет сказать
maxkatz — 19.03.2015 Алексей Навальный опубликовал пост «Рейтинг эффективности избирательных кампаний МГД-2014». Можете почитать, но если кратко, там взяты данные МГИКа о затратах на кампании и расчитано какая стоимость голоса получилась в разных округах. У нас в округе получилось такВ исследовании специально для нас с вами есть такой вот график :) У нас с вами не просто неэффективная кампания была, а самая неэффективная среди тех, кто занял третье место. Такие дела
Если оставить забавные тычки от уважаемых друзей, а поговорить по существу, то у этой истории есть несколько интересных и важных моментов, от которых, на мой взгляд, зависит будут ли шансы у оппозиции решать различные сложные задачи вроде сбора подписей и набирать больше 5% на крупных выборах.
Сначала давайте про «эффективность». Понятно, что измерять эффективность кампаний в разных округах по одним и тем же параметрам глупо. В моём округе было много всего необычного. Например:
- Олег Сорока потратил больше всего официальных денег на избирательную кампанию из вообще всех кандидатов в Москве,
- Это единственный единоросс, который был в эфире Эха Москвы три раза в часовых эфирах перед выборами, и вряд ли это была единственная его серьезная трата денег мимо избирательного фонда,
- Сергей Собянин лично приезжал фоткаться с моим оппонентом на открытии каких-то объектов, по-моему, даже два раза. Также приезжали два вице-мэра,
- Меня спойлерило (и успешно заспойлерило) Яблоко,
- От КПРФ шел Сергей Бабурин, у которого очень высокая узнаваемость среди пожилого населения,
- Мы вообще были лишены поддержки союзников. Медийной, денежной, организационной — никакой не было. Всё делали сами, своими ресурсами и со своей аудиторией, о нас почти никто не писал и не говорил,
- Я хреновый и неэлекторабельный кандидат, который в обычных обстоятельствах без помощи партий не должен и 5% получить.
При этом всём мы собрали подписи и получили 23%.
Как-то странно в этих условиях сравнивать нашу кампанию с
яблочником или тем более коммунистом, который шел в другом округе,
потратил меньше денег, получил больше голосов и его кампания, типа,
оказалась эффективней.
Можно с таким же успехом кампанию Путина и Обамы сравнить, это
разные выборы с разными вводными, сравнение не имеет никакого
смысла.
Это не мешает поразмышлять над ошибками, которые мы сделали. После
кампании Навального мы много думали и многое модифицировали — стали
делать контракты с агитаторами и тренировать их, соорудили
колл-центр и ещё много всего.
После этой кампании главный мой вывод — социология должна занимать
намного более важное место в структуре штаба. Социология нужна
совсем не для того, чтобы угадывать результаты выборов, а для того,
чтобы понимать что и каким аудиториям лучше говорить из всего
набора того, что у нас есть сказать (важны высказывания именно из
нашего "набора", а не вообще то, что люди хотят слышать, иначе
популизм выйдет).
Как бабушки воспринимают молодых людей с рассказом о хипстере на
самокате? Лучше девушек или парней запускать с ними общаться? Лучше
в первую очередь рассказать про удобный город или про
информирование о работе Думы в случае победы?
На кампании Навального это было, но слабо — поисследовали только
фотку кандидата, дали фокус-группам выбор из трёх, кажется. У нас
мы пару раз поопрашивали людей, которые общались со мной после
того, как я подъезжал на самокате, и поняли, что это хороший способ
агитации, но этого требуется намного больше.
Также нужно проводить больше работы с региональными элитами и
вообще лидерами общественного мнения в районах. У меня есть союзник
в мунсобрании, почётный житель Щукино, которого лично знает
половина района — нужно было потратить время и убедить её
агитировать за меня, устроить ей встречи с избирателями или что-то
такое. Нужно было найти ещё таких людей, кто мне симпатизирует. Тут
был провал.
Всегда есть куда развиваться и мы будем развиваться, вся команда
осталась почти в полном составе ещё со штаба Навального и будет
работать дальше, спасибо за напоминание о том, что нам следует
подумать над ошибками.
Но есть и более интересная тема, о которой я хочу поговорить в
связи возникшей дискуссией, немного отходя от темы стоимости
голоса. Это финансирование кампаний вообще. Тут проблема, скорее,
не у меня, а у уважаемых друзей.
Вот почему же у меня получилось собрать подписи, а больше ни у кого
не получилось? При этом, подписи собирали вообще все — руководители
партий, люди с кучей медийных ресурсов, с кучей денег, с публичной
поддержкой... но собрать никому не удалось.
Почему я смог с нуля набрать 23% даже со всеми трудностями,
спойлерами и высокобюджетным конкурентом, а из других 50
либеральных кандидатов подобный результат смогли получить только
трое?
Причём эти трое находились в куда более тепличных условиях: двое
шли в округах без единороссов и спойлеров, а один шел хоть и со
спойлером, но в самом оппозиционном округе и со слабым единороссом.
Все трое проиграли коммунистам и с властью не конкурировали, их
округа были отданы системной оппозиции.
По-моему, всё дело в разных подходах к финансированию избирательной
кампании и работе со сторонниками. По этому поводу у меня с
оппозиционерами давно идёт дискуссия.
Я считаю, что чем более высокобюджетная у тебя кампания, тем лучше
и тем успешнее ты как кандидат. Конечно, это если речь идёт о
собранных с поддерживающих тебя людей пожертвованиях.
А некоторые оппозиционеры считают, что чем дешевле ты провёл
кампанию, чем больше привлёк волонтёров и вообще бесплатного труда,
тем лучше.
По-моему, бесплатным трудом пользоваться вообще нехорошо. Это
неуважение к сторонникам. Нет, конечно, волонтёры это очень важно и
прекрасно, когда они есть, но они должны иметь возможность
приходить когда им хочется и уходить когда им хочется. А на
различные позиции, где требуется постоянная работа, а не
периодическая помощь, нужно брать людей, которым хорошо
платишь.
Разумеется, когда ситуация аховая, денег нет или нет возможности их
собрать, то можно и попросить аудиторию помочь бесплатно. Но это
исключительный случай, на выборах в МГД такой ситуации не было,
поэтому эффективным независимым кандидатом там является тот, кто
собрал больше денег и лучше платил большему количеству своих
сторонников.
Среднебюджетные кампании позволяют выходить на новые аудитории,
привлекают давно читающих вас, но косвенно интересующихся политикой
сторонников в активную политическую работу и
позволяют нанимать в штаб лучших профессионалов на нужные
позиции.
Хорошо, когда есть возможность платить своим работникам много,
как мы платили сборщикам подписей. Но если деньги не очень
собираются, то можно платить и обычную зарплату, как у нас было в
штабе. Людям интересно этим заниматься, они понимают важность такой
работы, берут отпуск за свой счёт и идут работать в штаб.
Но нельзя требовать от них, чтобы они брали отпуск за свой счёт и
работали в штабе бесплатно. Далеко не у всех сторонников есть такая
возможность, мы резко снижаем количество потенциальных агитаторов и
работников и вообще резко ухудшаем их жизнь.
Задача политика, по-моему, заключается в ведении такой политической
деятельности, чтобы люди были готовы жертвовать свои деньги на ваши
проекты.
Следующая задача — в выстраивании эффективных
структур, превращающих пожертвованные деньги в необходимый вам
результат.
Если вам не жертвуют деньги, но у вас есть 10 преданных
волонтёров, которым вы предложили работать бесплатно, это, конечно,
очень эффективная кампания с точки зрения стоимости голоса, но
совершенно неэффективная с точки зрения достижения результатов.
Многие пытались проводить «эффективные низкобюджетные кампании» с
каркасом из волонтёров, из этого всегда получался слабый
результат.
Кампании, основанные на фандрайзинге и профессиональных штабах,
проходили три раза — у Леонида Волкова в Екатеринбурге, у Алексея
Навального в Москве и вот у меня в Мосгордуме. Во всех трёх случаях
не удалось победить, но удалось хорошо побороться и приблизиться к
высокому результату.
В случае, если бы выборы мэра Москвы были не выборами мэра, а
выборами по партийным спискам в парламент из 450 человек с 5%
барьером, то мандаты распределились бы как-то так:
- 258 мандатов: Единая Россия (Собянин)
- 138 мандатов: Демократы (Навальный)
- 54 мандата: КПРФ (Мельников)
Если бы мои выборы в МГД экстраполировать на выборы в парламент по
партийным спискам, то вообще вышло бы так:
- 151 мандат: Единая Россия (Сорока)
- 113 мандатов: КПРФ (Бабурин)
- 107 мандатов: Демократы (Кац)
- 51 мандат: Яблоко
- 28 мандатов: ЛДПР
Из этих цифр хорошо видно, почему власти пытаются сделать сейчас все выборы одномандатными. Но оставим это: выборы в Госдуму будут смешанные, у нас будет возможность толкать в них список. Так давайте же будем думать не просто как провести «эффективную кампанию» без денег и профессионалов, а про то, как нам получить там фракцию.
Оглавление журнала
|
</> |