Автопортрет. Мой «Чёрный супрематический квадрат».
zimaj — 21.08.2014В этом автопортрете нет позёрства, нет
наигранности. Для меня это именно так – мой чёрный супрематический
квадрат. Перед которым не грех и колени преклонить. Хотя это не акт
религиозности, это просто акт созерцания, приветствия старого
знакомого: «Ну, здравствуй, квадрат. Здравствуй, Казимир».
В университете довелось писать доклад по Малевичу, про которого я
как любой обыватель знал один-единственный факт – он автор «Чёрного
квадрата». Даже названия картины тогда правильно не знал. А тут
взялся подготовить выступление по биографии Малевича.
И фигура художника наполнилась смыслами. Я узнал, сколько там всего
было до его квадрата, до его супрематизма, каким он был чудесным
импрессионистом – мягким, светлым. И как он шёл к своему квадрату,
и как тот квадрат совершенно нечаянно стал иконой…
Сто лет спустя (квадрат написан в 1915-м) вокруг квадрата улеглись
все кривотолки. ВСЕ. И хорошие, и плохие, и нейтральные. ВСЕ. И он
просто остался. Как Джоконда. К которой просто хочется прийти,
присесть перед ней и обменяться взглядами.
И вот идёшь, идёшь… И тут он – родной и знакомый. Так что не мог я
не сфотографироваться с ним на память.
***
Смотрительница Третьяковки ходила мимо, ходила… Косила глазом,
косила… Но терпеливо молчала, наблюдая весь этот флешмоб с
фотографированием. А я к ней потом подошёл и говорю: вы не думайте,
мол, ничего плохого. Он, говорю, просто мне как родной, квадрат
этот чёрный. И я знаю, говорю, сколько всего у Казимира кроме этой
культовой вещи есть. Так что это просто как встреча с чем-то очень
родным и знакомым, вот.
И смотрительница радостно просияла лицом и кивнула, словно говоря:
да, да! всё так, всё так...
|
</> |