Автомобиль или звездолёт? Невероятный XPAK 400 в деле
inznan — 29.11.2023Все автомобили выглядят примерно одинаково, но в истории есть множество случаев, когда у инженера получалось нечто не подходящее под определение стандартной техники. Один из примеров, о котором далеко не все слышали - это XPAK 400.
Это ХРАК 400
На первый взгляд это что-то среднее между электрической машинкой с аттракциона, самолётом и автомобилем жук. Парадоксально самое главное - эта штука не просто ездит на колёсах.
XPAK 400 был построен Barris Kustoms в 1959 году. Изначально концепция XPAK 400 позиционировалась как попытка создать автомобиль, у которого никогда не спустит колесо. Ну а как это можно сделать, если шины всегда протыкаются? Опять разрабатывать сплошные шины? Это не совсем интересно.
Куда интереснее сделать систему, которая просто не будет касаться поверхности Земли. XPAK 400 имел в качестве движителя воздушную подушку и не имел при этом ни колес, ни шин.
Автомобиль поднимался на 5 дюймов над землей благодаря серии 20-дюймовых литых алюминиевых вентиляторов, расположенных на днище. Вентиляторы были направлены вниз, чтобы продуть воздух, который поднимал бы машину над поверхностью дороги. Получалась воздушная подушка.
Образец на выставке
Транспортное средство массой почти 200 кг двигалось вперед с
помощью вращающегося реактивного сопла. Тягу можно было направить в
разные стороны для управления транспортным средством. XPAX вмещал
одного человека и напоминал больше небольшой космический корабль с
парой стабилизаторов с обеих сторон.
Длина XPAK400 составляла примерно 4 метра, ширина 1,8 метра. Корпус
сочетал алюминиевые и пластиковые детали.
На выставке 1961 года автомобиль (или маленькое нло) был назван самым значимым вкладом в автомобильную промышленность года. Но забавный образец ожидала печальная судьба - главный инженер оставил его на одно из частных аэродромов и диковинный экземпляр ушёл в счёт погашения долга за аренду. Когда за машиной вернулись, найти её было уже невозможно.
В серийное производство ХРАК 400 запущен так и не был, хотя вызывал море восторга у современников.
⚡ Ещё больше про самые разные изобретения можно почитать на моём Telegram-канале, посвященном необычным изобретениям и рассказывающем о том, как научиться их делать.