Авиационный Стрежевой. Из истории
avro_live — 16.06.2020Когда-то в городе Стрежевой Томской области (самый север, рядом с Нижневартовском) работали базовые Як-42. Это вторая половина 1990-х. Интересная тема. Поговорил с одним очевидцем событий. Пока все кубики не сложились. Поэтому начну с исторического экскурса в историю стрежевской авиации и градообразующего полезного ископаемого.
Выше - вид аэропорта Стрежевого где-то на пороге 1990-х. Аэропорт совсем рядом с городом.
Про нефть, место и самолеты
«22 июня 1965 года из поисковой скважины ударил фонтан небывалой мощности — более 1000 кубометров нефти в сутки» - это из вики про Самотлор. «Для нефтяников Самотлора были возведены города Мегион и Нижневартовск» - оттуда же. Слово «Самотлор» (это вообще озеро) в 1970-х и позже знал или слышал наверно каждый советский гражданин. Там было очень много нефти (треть всей добычи СССР в свое время).
Рядом находилась Томская область, там тоже нашли свою нефть. В 1966 году стали строить город Нефтеград, известный сейчас как Стрежевой. В Томской области первым секретарем был Егор Лигачев, человек весьма напористый (кстати, первый секретарь Новосибирского обкома ВЛКСМ и первый секретарь Советского райкома КПСС Новосибирска (Академгородка во время его строительства). В общем томская нефть пошла. В конце 1960-х Стрежевой, тогда поселок, был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
В 37 км по прямой южнее Стрежевого находится районный центр Александровское. Он и стал базой для строительства будущего Стрежевого.
01. Карта визуальная. Синий круг - озеро Самотлор.
02. Карта-схема. Советское - основное месторождение для Стрежевого.
03. Карта природных ресурсов
Закоординировались, пошли дальше.
Для передачи томской нефти на «большую землю» был построен мощный нефтепровод, о котором заговорили во всей стране.
«В начале 1950-х годов началось активное исследование недр района, в 1955 г. образована Александровская нефтеразведка. В 1962 г. было открыто первое большое месторождение нефти, и вскоре началась его промышленная эксплуатация. В 1966 г. из района по Оби ушел первый танкер с нефтью. В 1966 г. вблизи от спецпереселенческого посёлка Стрежевой началось строительство города нефтяников, позднее выделившийся из состава района и ставший городом областного подчинения. В 1969 г. был построен нефтепровод Александровское–Нижневартовск, а в 1972 г. [сдан в пробную эксплуатацию] – один из самых мощных в стране нефтепроводов Александровское – Томск – Анжеро-Судженск».
Источник .
Кстати, строили этот нефтепровод с созданием снежного аэродрома для Ан-22 на берегу Оби в районе населенного пункта Прохоркино. Об этом есть отдельный пост.
Говорят, что на строительстве нефтепровода лично бывал Косыгин, совершив его облет на вертолете. Но дату визита я пока не нашел. В Нижневартовске он был в январе 1973 года.
И не забывал стройку и Леонид Ильич.
04. Из выступления министра гражданской авиации СССР Бориса Бугаева на совещании командно-руководящего состава гражданской авиации 15 февраля 1974 года:
К слову. В 1973 году в Стрежевом начато строительство первой девятиэтажки.
Начало авиации Стрежевого кратко
Местная авиация начиналась с аэропорта райцентра Александровское, который с 1950-х годов, а может и еще раньше, был приписным аэропортом Колпашевского авиаотряда (Колпашево - центр Томской области). Уже в 1950-х в Александровском появились вертолеты Ми-4. Примерно в 1968 году Ми-4 появились уже в Стрежевом. Их можно считать первыми базовой авиатехникой Стрежевого. В 1975 году в Стрежевом заработал уже полноценный аэропорт, куда стали летать Ан-24 и Як-40.
05. Томская областная газета "Красное знамя", август 1976 года
06. Здание старого аэровокзала, фото 2010-х
07. Александровский авиаотряд, п.Стрежевое. Это тоже август 1976. Почему-то в советских газетах писали "авиапредприятие", видимо, чтобы название выглядело более по-граждански.
В августе 1976 года Александровский объединенный авиаотряд был переименован в Стрежевской объединенный авиаотряд, с размещением руководства отряда в новом аэропорту. Руководил Александровским, а затем Стрежевским ОАО до осени 1977 года вертолетчик, Герой Соцтруда Цыбасов Игорь Вячеславович. Затем он ушел на должность командира Новосибирского объединенного авиаотряда.
1980-е. Большие самолеты
В начале 1980-х в Стрежевом удлиняли полосу с планами под прием Ил-18, Ту-134 и Як-42. Правда, тогда Ил-18 уже явно сходили с пассажирских линий, поэтому, скорее всего, строили уже под более современные типы, включая и Ан-26.
08. Из "Воздушного транспорта", 1981 год
В итоге первым большим самолетом в Стрежевом был Ил-18. Но с ним что-то не задалось. И регулярно летать в Стрежевой он по каким-то причинам не стал. Причем, интересно, что на встрече самолета был начальник Западно-Сибирского управления гражданской авиации Сарафанкин. То есть, тот прилет Ил-18 был обставлен по всем правилам.
09. Трибуна с начальниками. Тут Сарафанкин и Форнель - командир Стрежевского объединенного авиаотряда.
10-11. Прилетел. У меня пока подтверждений нет, но говорят, что самолет толмачевский.
12. По датам этой первой посадки Ил-18 непонятно. Летом 1983 года областная газета «Красное знамя» писала, что полоса только расширяется для приема Ил-18. Но минимум два разных источника говорят о том, что эта первая встреча большого самолета была в 1982 году. Надо искать дату.
13. В расписании 1985 года (с 1 января) рейсов на Москву из Стрежевого по-прежнему нет. Добавлю, что как раз в 1985 году были списаны последние и единственные остававшиеся в Западно-Сибирском управлении гражданской авиации Ил-18 (Толмачево).
Ан-24, Як-40, Л-410, Ан-2.
14. В марте 1987 года в Стрежевом был принят в эксплуатацию новый терминал аэропорта, действующий и сегодня. Фото 2010-х от РИА "Томск".
И вот вскоре в Стрежевой прилетел первый Як-42, из Быково. Произошло это в период, когда руководил Стрежевским ОАО Михайлов Владимир Петрович (тоже вертолетчик, затем долго возглавлял ЦПСАП в Толмачево).
15. Сначала был техрейс. Прилет 10 июня 1987 года. Говорят, что на нем также была торжественная встреча с участием представителей ЗСУ ГА из Новосибирска. "Красное знамя":
16. С 17 июля начались регулярные полеты.
17. Выше указан странный номер рейса. Вообще исторически он был 438. Что сохранилось на долгие годы. Фото от РИА "Томск".
18. В это время наблюдался значительный рост населения города (статус города у Стрежевого с 1978 года)
Но тут началась перестройка.
19. Из томской газеты "Красное знамя", март 1987 год, про Стрежевой. Сокращения у нефтяников.
Чуть более поздний пример, 1989 год:
«Экономический кризис в стране, общий спад промышленного производства не обошли стороной томских нефтяников. Предприятие испытывает финансовые трудности. При этом достигнут пик нефтедобычи: 14,8 миллиона тонн. Этот показатель удалось превысить только в начале ХХI века».
Это из истории Томскнефти, созданной на базе советского НГДУ (нефтегазодобывающее управление) «Стрежевойнефть».
Оттуда же: «В декабре 1997 года предприятие по результатам инвестиционного конкурса вошло в состав нефтяной компании «ЮКОС». Началась новая история «Томскнефти»».
Тут новая для меня тема оказалась - российская нефть 1990-х. ...Идем дальше.
К истории Як-42 в Стрежевом
1989 год. Расписание аэропорта Уфа по-прежнему включает рейс 437 в Стрежевой на Як-42 и 438 в Быково. 4 раза в неделю летом. Уфа исторически стала для нефтяного севера базой для вахтовиков.
20-21. Из Уфы:
1990 год. Расписание Быково, продолжает выполняться рейс 437 на Як-42 в Стрежевой через Уфу. В зимний период – также 4 раза в неделю.
22. Повтор заглавного фото примерно того периода из буклета "Стрежевойнефть".
Интересно, что служебное расписание Аэрофлота 1990 года сообщает, что обратный рейс 438 в период с 15 мая по 14 июня выполнялся через Магнитогорск с пребыванием в Магнитке с 10 до 11 часов мск. В Уфе в это время в тот период был какой-то регламент?
1990-е в кратком виде
Дальше краткими мазками, т.к. это уже отдельная тема, мне интересная в части авиакомпании «Стрежевские авиалинии». Но ее еще надо собрать. Ниже даты взяты из книги по истории ЗСУ ГА 2014 года.
1991 год - Стрежевской ОАО переименовывается в Стрежевское Государственное авиапредприятие.
Апрель 1991 – началась подготовка к переходу стрежевских пилотов Ан-2 (других базовых самолетов там не было) на Як-42 на базе аэропорта Быково (Москва).
Где-то здесь начинается сотрудничество стрежевчан с саратовчанами. Известно, что в Стрежевой долгое время летали саратовские Як-42 с саратовскими же экипажами, которые находились в Стрежевом в командировках. Саратовцы далее приложили руку к обучению местных пилотов Як-42.
Апрель 1997 – авиаэскадрилья Як-42 выходит из состава Стрежевского ГАП, создается авиакомпания «Стрежевские авиалинии».
23. В парке «Стрежевских авиалиний» было два собственных Як-42, полученных из Латвии и продолжавших носить бывшую латвийскую окраску.
24. По вторникам и четвергам у них были рейсы в Толмачево, под кодом ЖС. Выдержка из расписания Толмачево осени 1999 года (код СП - это "Томск-Авиа").
25. А вот и сам рейс в аэропорту.
Пока всё. Базовые Яки работали по 2000 год включительно. Летали ли в 2001 году - пока не нашел.
26. И в заключение выдержка из справочника по авиации СНГ 2000 года. Здесь видны фамилии руководства. Тегза и Яковенко летали на Як-42 командирами. Есть список основных маршрутов, структура собственности и три Як-42. Третий оставался в ливрее "Саратовских авиалиний". ПАО «Томскпромстройбанк» действует до сих пор, создан был в 1992 году.
|
</> |