Авиационный Стрежевой. Из истории

топ 100 блогов avro_live16.06.2020 Авиационный Стрежевой. Из истории

Когда-то в городе Стрежевой Томской области (самый север, рядом с Нижневартовском) работали базовые Як-42. Это вторая половина 1990-х. Интересная тема. Поговорил с одним очевидцем событий. Пока все кубики не сложились. Поэтому начну с исторического экскурса в историю стрежевской авиации и градообразующего полезного ископаемого.

Выше - вид аэропорта Стрежевого где-то на пороге 1990-х. Аэропорт совсем рядом с городом.

Про нефть, место и самолеты

«22 июня 1965 года из поисковой скважины ударил фонтан небывалой мощности — более 1000 кубометров нефти в сутки» - это из вики про Самотлор. «Для нефтяников Самотлора были возведены города Мегион и Нижневартовск» - оттуда же. Слово «Самотлор» (это вообще озеро) в 1970-х и позже знал или слышал наверно каждый советский гражданин. Там было очень много нефти (треть всей добычи СССР в свое время).

Рядом находилась Томская область, там тоже нашли свою нефть. В 1966 году стали строить город Нефтеград, известный сейчас как Стрежевой. В Томской области первым секретарем был Егор Лигачев, человек весьма напористый (кстати, первый секретарь Новосибирского обкома ВЛКСМ и первый секретарь Советского райкома КПСС Новосибирска (Академгородка во время его строительства). В общем томская нефть пошла. В конце 1960-х Стрежевой, тогда поселок, был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

В 37 км по прямой южнее Стрежевого находится районный центр Александровское. Он и стал базой для строительства будущего Стрежевого.

01. Карта визуальная. Синий круг - озеро Самотлор.

Авиационный Стрежевой. Из истории

02. Карта-схема. Советское - основное месторождение для Стрежевого.

Авиационный Стрежевой. Из истории

03. Карта природных ресурсов

Авиационный Стрежевой. Из истории

Закоординировались, пошли дальше.

Для передачи томской нефти на «большую землю» был построен мощный нефтепровод, о котором заговорили во всей стране.

«В начале 1950-х годов началось активное исследование недр района, в 1955 г. образована Александровская нефтеразведка. В 1962 г. было открыто первое большое месторождение нефти, и вскоре началась его промышленная эксплуатация. В 1966 г. из района по Оби ушел первый танкер с нефтью. В 1966 г. вблизи от спецпереселенческого посёлка Стрежевой началось строительство города нефтяников, позднее выделившийся из состава района и ставший городом областного подчинения. В 1969 г. был построен нефтепровод Александровское–Нижневартовск, а в 1972 г. [сдан в пробную эксплуатацию] – один из самых мощных в стране нефтепроводов Александровское – Томск – Анжеро-Судженск».
Источник .

Кстати, строили этот нефтепровод с созданием снежного аэродрома для Ан-22 на берегу Оби в районе населенного пункта Прохоркино. Об этом есть отдельный пост.

Говорят, что на строительстве нефтепровода лично бывал Косыгин, совершив его облет на вертолете. Но дату визита я пока не нашел. В Нижневартовске он был в январе 1973 года.

И не забывал стройку и Леонид Ильич.

04. Из выступления министра гражданской авиации СССР Бориса Бугаева на совещании командно-руководящего состава гражданской авиации 15 февраля 1974 года:

Авиационный Стрежевой. Из истории

К слову. В 1973 году в Стрежевом начато строительство первой девятиэтажки.

Начало авиации Стрежевого кратко

Местная авиация начиналась с аэропорта райцентра Александровское, который с 1950-х годов, а может и еще раньше, был приписным аэропортом Колпашевского авиаотряда (Колпашево - центр Томской области). Уже в 1950-х в Александровском появились вертолеты Ми-4. Примерно в 1968 году Ми-4 появились уже в Стрежевом. Их можно считать первыми базовой авиатехникой Стрежевого. В 1975 году в Стрежевом заработал уже полноценный аэропорт, куда стали летать Ан-24 и Як-40.

05. Томская областная газета "Красное знамя", август 1976 года

Авиационный Стрежевой. Из истории

06. Здание старого аэровокзала, фото 2010-х

Авиационный Стрежевой. Из истории

07. Александровский авиаотряд, п.Стрежевое. Это тоже август 1976. Почему-то в советских газетах писали "авиапредприятие", видимо, чтобы название выглядело более по-граждански.

Авиационный Стрежевой. Из истории

В августе 1976 года Александровский объединенный авиаотряд был переименован в Стрежевской объединенный авиаотряд, с размещением руководства отряда в новом аэропорту. Руководил Александровским, а затем Стрежевским ОАО до осени 1977 года вертолетчик, Герой Соцтруда Цыбасов Игорь Вячеславович. Затем он ушел на должность командира Новосибирского объединенного авиаотряда.

1980-е. Большие самолеты

В начале 1980-х в Стрежевом удлиняли полосу с планами под прием Ил-18, Ту-134 и Як-42. Правда, тогда Ил-18 уже явно сходили с пассажирских линий, поэтому, скорее всего, строили уже под более современные типы, включая и Ан-26.

08. Из "Воздушного транспорта", 1981 год

Авиационный Стрежевой. Из истории

В итоге первым большим самолетом в Стрежевом был Ил-18. Но с ним что-то не задалось. И регулярно летать в Стрежевой он по каким-то причинам не стал. Причем, интересно, что на встрече самолета был начальник Западно-Сибирского управления гражданской авиации Сарафанкин. То есть, тот прилет Ил-18 был обставлен по всем правилам.

09. Трибуна с начальниками. Тут Сарафанкин и Форнель - командир Стрежевского объединенного авиаотряда.

Авиационный Стрежевой. Из истории

10-11. Прилетел. У меня пока подтверждений нет, но говорят, что самолет толмачевский.

Авиационный Стрежевой. Из истории

Авиационный Стрежевой. Из истории

12. По датам этой первой посадки Ил-18 непонятно. Летом 1983 года областная газета «Красное знамя» писала, что полоса только расширяется для приема Ил-18. Но минимум два разных источника говорят о том, что эта первая встреча большого самолета была в 1982 году. Надо искать дату.

Авиационный Стрежевой. Из истории

13. В расписании 1985 года (с 1 января) рейсов на Москву из Стрежевого по-прежнему нет. Добавлю, что как раз в 1985 году были списаны последние и единственные остававшиеся в Западно-Сибирском управлении гражданской авиации Ил-18 (Толмачево).

Ан-24, Як-40, Л-410, Ан-2.

Авиационный Стрежевой. Из истории

14. В марте 1987 года в Стрежевом был принят в эксплуатацию новый терминал аэропорта, действующий и сегодня. Фото 2010-х от РИА "Томск".

Авиационный Стрежевой. Из истории

И вот вскоре в Стрежевой прилетел первый Як-42, из Быково. Произошло это в период, когда руководил Стрежевским ОАО Михайлов Владимир Петрович (тоже вертолетчик, затем долго возглавлял ЦПСАП в Толмачево).

15. Сначала был техрейс. Прилет 10 июня 1987 года. Говорят, что на нем также была торжественная встреча с участием представителей ЗСУ ГА из Новосибирска. "Красное знамя":

Авиационный Стрежевой. Из истории

16. С 17 июля начались регулярные полеты.

Авиационный Стрежевой. Из истории

17. Выше указан странный номер рейса. Вообще исторически он был 438. Что сохранилось на долгие годы. Фото от РИА "Томск".

Авиационный Стрежевой. Из истории

18. В это время наблюдался значительный рост населения города (статус города у Стрежевого с 1978 года)

Авиационный Стрежевой. Из истории

Но тут началась перестройка.

19. Из томской газеты "Красное знамя", март 1987 год, про Стрежевой. Сокращения у нефтяников.

Авиационный Стрежевой. Из истории

Чуть более поздний пример, 1989 год:

«Экономический кризис в стране, общий спад промышленного производства не обошли стороной томских нефтяников. Предприятие испытывает финансовые трудности. При этом достигнут пик нефтедобычи: 14,8 миллиона тонн. Этот показатель удалось превысить только в начале ХХI века».
Это из истории Томскнефти, созданной на базе советского НГДУ (нефтегазодобывающее управление) «Стрежевойнефть».

Оттуда же: «В декабре 1997 года предприятие по результатам инвестиционного конкурса вошло в состав нефтяной компании «ЮКОС». Началась новая история «Томскнефти»».

Тут новая для меня тема оказалась - российская нефть 1990-х. ...Идем дальше.

К истории Як-42 в Стрежевом

1989 год. Расписание аэропорта Уфа по-прежнему включает рейс 437 в Стрежевой на Як-42 и 438 в Быково. 4 раза в неделю летом. Уфа исторически стала для нефтяного севера базой для вахтовиков.

20-21. Из Уфы:

Авиационный Стрежевой. Из истории

Авиационный Стрежевой. Из истории

1990 год. Расписание Быково, продолжает выполняться рейс 437 на Як-42 в Стрежевой через Уфу. В зимний период – также 4 раза в неделю.

22. Повтор заглавного фото примерно того периода из буклета "Стрежевойнефть".

Авиационный Стрежевой. Из истории

Интересно, что служебное расписание Аэрофлота 1990 года сообщает, что обратный рейс 438 в период с 15 мая по 14 июня выполнялся через Магнитогорск с пребыванием в Магнитке с 10 до 11 часов мск. В Уфе в это время в тот период был какой-то регламент?

1990-е в кратком виде

Дальше краткими мазками, т.к. это уже отдельная тема, мне интересная в части авиакомпании «Стрежевские авиалинии». Но ее еще надо собрать. Ниже даты взяты из книги по истории ЗСУ ГА 2014 года.

1991 год - Стрежевской ОАО переименовывается в Стрежевское Государственное авиапредприятие.

Апрель 1991 – началась подготовка к переходу стрежевских пилотов Ан-2 (других базовых самолетов там не было) на Як-42 на базе аэропорта Быково (Москва).

Где-то здесь начинается сотрудничество стрежевчан с саратовчанами. Известно, что в Стрежевой долгое время летали саратовские Як-42 с саратовскими же экипажами, которые находились в Стрежевом в командировках. Саратовцы далее приложили руку к обучению местных пилотов Як-42.

Апрель 1997 – авиаэскадрилья Як-42 выходит из состава Стрежевского ГАП, создается авиакомпания «Стрежевские авиалинии».

23. В парке «Стрежевских авиалиний» было два собственных Як-42, полученных из Латвии и продолжавших носить бывшую латвийскую окраску.

Авиационный Стрежевой. Из истории

24. По вторникам и четвергам у них были рейсы в Толмачево, под кодом ЖС. Выдержка из расписания Толмачево осени 1999 года (код СП - это "Томск-Авиа").

Авиационный Стрежевой. Из истории

25. А вот и сам рейс в аэропорту.

Авиационный Стрежевой. Из истории

Пока всё. Базовые Яки работали по 2000 год включительно. Летали ли в 2001 году - пока не нашел.

26. И в заключение выдержка из справочника по авиации СНГ 2000 года. Здесь видны фамилии руководства. Тегза и Яковенко летали на Як-42 командирами. Есть список основных маршрутов, структура собственности и три Як-42. Третий оставался в ливрее "Саратовских авиалиний". ПАО «Томскпромстройбанк» действует до сих пор, создан был в 1992 году.

Авиационный Стрежевой. Из истории

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Почивание на лаврах основной части танкостроительных держав дорого им обошлось. Касается это и США. Совсем новых проектов основных танков у американцев нет, остается лишь выпиливать уже имеющееся шасси M1 Abrams. В прошлом году появился проект модернизации - M1 Abrams X. Танк планируют ...
Персонаж обнаружен у veronika_stef вот тут: ТЫЦ . А также... нога слона! Ну в общем-то эту пальму в простонародье так и называют, слоновьей ногой :-) ...
Наблюдаю сама за собой, как расширяются мои границы "зверских" интересов. Сначала были исключительно млекопитающие, потом к ним добавились птицы, а сейчас начала охоту еще и за бабочками и стрекозами. Того гляди и до макросъемки докачусь)) Как я уже неоднократно тут писала, в ...
Старая гвардия российских демократов, Немцов, Рыжков и Касьянов не так давно вновь попыталась создать партию. Название для своей новой организации они выбрали чрезвычайно странное и безвкусное - ПАРНАС. По мысли создателей, это ...
Дни рождения должны и даже обязаны быть счастливыми. Но, почему тогда многие люди испытывают чувство растерянности, грусти и страха каждый раз, когда приближается их день рождения? Оказывается, причина может быть в депрессии, связанной с этим когда-то особенным и неизменно позитивным, ...