"Аватар 2" - много воды, но мало смысла

топ 100 блогов lion_rat12.01.2023 Ну вот, и до меня дошла очередь посмотреть свежайшее изделие Джеймса Кэмерона. В целом, как я и ожидал, впечатления оказались так себе.

Когда в далёком 2009 году я ходил в кинотеатр на первый "Аватар", то ожидал увидеть нечто наподобие экранизации "Неукротимой планеты" Гарри Гаррисона, подобно тому как "Терминатор" - это, в некотором роде, экранизация "Второй модели" Филипа Дика. Но увы, ожидания не оправдались, первый "Аватар" и рядом не стоял с классикой научной фантастики, и запомнился разве что потрясающей картинкой и зрелищными боями. В плане сюжета, истории и персонажей он был слаб. И я лучше десять раз пересмотрю "Бездну", "Чужих", первые два "Терминатора" и "Правдивую ложь", чем снова стану смотреть "Аватар".

От второй части я ждал, что Кэмерон одумается и творчески позаимствует что-нибудь из книги "Фактор вознесения" Фрэнка Герберта и Билла Рэнсома. Там как раз есть планета Пандора, которая меньше Земли, и в её океане водится такая замечательная форма жизни, которая сойдёт за Эйву. Тем более кадры из трейлеров, казалось, это подтверждали. Времени у него было хоть отбавляй, денег тоже. Но увы, второй фильм оказался ещё более красивым, чем первый, и ещё более слабым. Если в первом фильме персонажам прописали хоть сколь-нибудь удовлетворительную мотивацию, там был хоть сколь-нибудь злобный и опасный злодей, показывали Землю, то во втором фильме нет и этого. Местами второй фильм вроде бы проводит работу над ошибками первого, но тут же вносит ещё большую порцию бреда, которой даже в и без того сомнительном предшественнике всё же не было. Второй фильм словно ломает и выбрасывает на свалку то, что было в первом.

Визуальная составляющая фильма радует, и дело не только в компьютерной графике, но и в том, что именно нарисовано. Гигантские мангровые деревья, подводный мир, леса и парящие скалы Пандоры, её экзотический рельеф (особенно порадовали "плато на ножках"), морские племена, техника и вооружение землян - всё это на высоте. Бои тоже смотрятся неплохо. Также понравилось семейство Салли, особенно черноволосая Кири, дочка аватара Грейс. Сама Сигурни Уивер тоже появляется, и она всё ещё недурно смотрится, несмотря на свой преклонный возраст.

Жена Джейка и жена вождя морского племени гораздо более смелые и воинственные, чем их мужья. Землянами на Пандоре теперь командует военная дама, а не офис-манагер, как в первом фильме. Сделано ли это в угоду нынешней моде в кинематографе или нет, но само по себе это отторжения не вызывает. В большинстве фильмов Кэмерона есть сильные женщины, и там они смотрятся органично и на своём месте. Другое дело, что мотивация Джейка Салли - курам на смех, его зачем-то на ровном месте сделали слабее собственной жены и трусом, хотя в первом фильме он начинал инвалидом, не знающим куда податься, а стал великим героем планеты. Его дети хотя и вызывают симпатию в целом, но в фильме вместе с ними вовсю используется тема проблемного подростка-бунтаря, который не такой как все и чувствует себя изгоем. Вероятно, так создатели фильма стараются угодить целевой аудитории, однако мне представляется что можно было бы сделать куда лучше - показать, что в племенах НаВи, да ещё в семье героического воина и вождя дети растут счастливыми, здоровыми и сильными, что выгодно их отличает от землян и даёт положительный пример.

В целом, идти на "Аватар 2" стоит только ради того, чтобы засвидетельствовать падение Голливуда и хап-итализма в целом. Ну или чтобы провести время в компании с друзьями за менее отстойным фильмом чем другие.



Бред начинается с высадки землян на Пандору. Согласно лору вселенной "Аватар", у Земли на время первого фильма была дюжина звездолётов, десять из которых постоянно курсировали между Землёй и Пандорой, как на конвейере, поскольку полёт в одну сторону занимает около 5 лет по часам корабля и около 6 - по часам Земли, из-за релятивистских эффектов. Эти звездолёты - ISV Capital Star и однотипные с ним - в крейсерском режиме летят на 0.7 скорости света, разгоняются и тормозятся с помощью светового паруса, облучаемого лазером из Солнечной системы, и аннигиляционных ракетных двигателей. Звездолёт достигает одной мили в длину, несёт 200 человек и два шаттла "Валькирия", и его конструкция может существовать только в межзвёздном пространстве в невесомости. Чтобы разогнать и затормозить даже одну такую махину уходит прорва энергии, многократно больше, чем производит вся энергетика Земли сегодня за год. Поэтому на счету каждый грамм, и всё что можно, особенно тяжёлое добывающее и строительное оборудование, изготавливается на месте, а не привозится с Земли. Собственно, уже одна только энергетическая составляющая межзвёздных полётов в "Аватаре" ставит под большое сомнение всё происходящее в фильме - цивилизация с такой энергетикой едва ли нуждается в минералах из соседней звёздной системы для решения своих проблем.

Но второй фильм повышает уровень бреда по сравнению с первым: к Пандоре является сразу десяток, если не больше, звездолётов, и они опускаются в атмосферу планеты (!) на аннигиляционных двигателях, устраивающих на поверхности подобие термоядерного взрыва, и на зачищенную таким способом площадку они опускают огромные посадочные модули с колоссальными бульдозерами высотой, наверно, с пятиэтажный дом, и целым отрядом боевых шагоходов.

Дальше - больше. Небесные Люди высаживаются не где-нибудь, а опять в тех самых местах, где обитает племя Джейка Салли. Ну, допустим, они это сделали потому, что там уже есть карьер по добыче анобтаниума, его крупнейшее месторождение на планете под бывшим деревом племени и заброшенная база "Адские врата", откуда НаВи изгнали захватчиков в первом фильме. Джейк начинает против них партизанскую войну. Почему он начал войну, а не свалил куда подальше со своим племенем - не показано и не объясняется. На что он рассчитывает на этот раз, какова его стратегия и тактика - не показано и не объясняется. Пытался ли он вести переговоры с командованием землян - не показано и не упомянуто. Пытался ли он объединить разрозненные племена НаВи против общего врага - не показано и не упомянуто. Готовился ли он заранее к возможному возвращению землян - не показано и не упомянуто.

При этом воюет он весьма успешно, используя земное оружие, по-видимому изъятое у людей с базы "Адские врата", судя по сценам их изгнания в обоих фильмах. Племя Салли разрушает критически важную инфраструктуру землян - железные дороги, рудники, трубопроводы, одновременно разживается у поверженных колонистов огнестрельным оружием и средствами радиосвязи. Корпорация RDA, ведущая усмирение Пандоры, несёт огромные убытки. Племя Салли укрылось в парящих скалах, куда не могут пробиться военные, так как вертолёты заблаговременно обнаруживаются и сбиваются на дальних подступах патрулями НаВи на икранах. Почему земляне не запустили в скопление скал ракету с термоядерной или нейтронной боевой частью, если в первом фильме они не пожалели дерево НаВи, а затем выжгли струями аннигиляционных двигателей квадратные километры пандорианского леса - не показано и не объясняется. Салли и его соплеменники весь фильм пользуются радиосвязью, но ни разу не показаны попытки перехвата, пеленгации или глушения их переговоров. В первой части фильма земляне планировали применить против НаВи химическое оружие, и шаттл с ним хоть и был сбит, но не взорвался. К тому же оно могло быть и на базе "Адские врата". Завладели им НаВи или нет, применяют против землян или нет - не показано и не упоминается. Применяют ли земляне химическое оружие против НаВи - не показано и не упоминается.

Вместе с Джейком и его племенем обретаются учёные, которые остались на Пандоре. У них есть электричество, оборудование, лаборатория и даже летающий вертолёт, а значит и топливо для него. Один из них ходит в виде аватара, а стало быть, есть как минимум одно действующее устройство для этого. У них в лаборатории до сих пор хранится в специальной капсуле аватар Грейс, живой, но без сознания. При этом между событиями фильма прошло 10 лет. Откуда у этих учёных расходные материалы, еда, лекарства, топливо? Можно предположить, что они выгребли запасы с базы "Адские врата", а теперь им перепадают припасы от партизан, добытые в ходе нападений на землян. Но явно это не показано и не объяснено. Почему эти учёные остались, какова их мотивация, что ими движет, на что они надеются и рассчитывают, чем занимаются, как связаны с НаВи и почему те их держат при себе - толком ничего не показано и не объясняется.

И вот корпорация RDA, которой надоело терпеть убытки от бойцов Салли, воскрешает полковника Куорича и его шайку головорезов в виде аватаров, в которых загружены сохранённые воспоминания, с намерением использовать эту зондеркоманду для обезвреживания главаря повстанцев Салли. Да-да, оказывается, в мире "Аватара" существует пресловутая загрузка памяти в клон, фактически искусственное бессмертие, влажная мечта трансгуманистов. Ещё перед финальной битвой первой части Куоричу и его шайке приказали снять копию своих воспоминаний на всякий случай. Наличие такой технологии сразу вызывает вопросы. Почему она не упомянута в первом фильме, если она во время его событий уже была хотя бы частично? Кто и как её использует на Земле? Значит ли это, что правители землян теперь бессмертны? Ответов на эти вопросы фильм не даёт. Также наличие такого бессмертия делает по крайней мере персонажей землян потенциально неубиваемыми, что может обесценить победу над ними.

При этом и сам полковник, и его команда оказались совсем беззубыми и неубедительными в роли злодеев, даже по сравнению с собой же в первом фильме. Они в целом не совершают ничего такого и не ведут себя так, чтобы считать, что победа над ними далась с большим трудом, и негодяи получили по заслугам. А это сильно обесценивает и деяния положительных героев. Ведь чтобы герой фильма был крут, ему нужен крутой злодей. Такое чувство, что "рекомбинантов" ввели в фильм только чтобы обозначить наличие там некой шайки злых солдафонов, но при этом побоялись сделать их хоть сколь-нибудь такими, чтобы это как-то там оскорбило и обидело чьи-то чувства, кого-то напугало или потрясло до глубины души. Няшная внешность НаВи угрожающему имиджу тоже не соответствует. В общем, никакого сержанта Скотта из "Универсального солдата" или сержанта Барнса из "Взвода" не будет. Будет скорее генерал из "Особенностей национальной охоты", и такой же синий.

Предполагалось, что внешность местных позволит команде Куорича легко проникнуть в ряды партизан, найти Салли и устранить от командования. Они даже ухитрились самостоятельно обучится полётам на икранах. Однако на деле они ни разу в фильме не воспользовались возможностью проникнуть в ряды партизан, а вместо этого ведут себя как обычные наёмники с земным оружием и снаряжением. Хотя им говорят и показывают на видеозаписях, что вертолёты сбиваются на дальних подступах к логову партизан, зондеркоманду тем не менее без проблем высаживают в парящих скалах, причём вооружены они земным оружием. Да, у аборигенов оно тоже есть, но всё-таки на местных они не похожи, и местные это сразу понимают, когда сталкиваются с ними. Как ни странно, высадились они именно в том месте, где в первой части погиб полковник. И туда же именно в то же время приходят дети Салли, которые успевают сообщить отцу о чужаках по радио, но затем попадают к ним в лапы. Таким образом, полковник заполучает детей Салли в заложники не благодаря каким-то своим способностям или преимуществам, которые даёт ему тело "рекомбинанта" и память мертвеца, а просто по случайному стечению обстоятельств, устроенному создателями фильма. Салли и Нейтири, узнав о подозрительных чужаках, почему-то летят разбираться сами, вместо того чтобы вызвать подкрепление и поднять в воздух патрули на икранах. И снова, вопреки сказанному ранее в фильме о невозможности пробиться к логову партизан, в скалы спокойно без происшествий заваливается отряд вертолётов и забирает зондеркоманду Куорича. Занятно, что один из его бойцов явно изображал Блэйна из "Хищника", так как нёс в руках пулемёт "Гидра" с боекомплектом в ранце. Вообще-то по лору "Гидра" - это шестиствольный пулемёт с темпом 6000 в/м, устанавливаемый на вертолёты и технику, аналог "Минигана", и ещё менее удобный для удержания чем этот последний. Едва ли даже НаВи сможет стрелять из такого с рук.

И хотя детей удалось отбить, далее происходит натуральная дичь. Салли, который начал и успешно ведёт партизанскую войну против землян, вдруг испугался того, что на его семью начата охота и его детей могут убить! А то он раньше не знал, что такое может случиться! Вопреки словам жены, которая требует, чтобы он продолжал борьбу, Салли оставляет племя старшему сыну, а сам с женой и остальными детьми бежит из хорошо охраняемой крепости, где, напомню, не работают системы наведения ракет и навигация из-за мощных магнитных полей, и со всех сторон на атакующих могут обрушиться всадники на икранах, выносящие боевой вертолёт одной стрелой или очередью из пулемёта. Где нашли приют его друзья учёные. Бежит Салли в деревню к племени, живущему на берегу моря. На что он рассчитывает? Что люди оставят его племя в покое - племя, угрожающее землянам и располагающее их оружием? Что люди оставят его семью в покое? Что племя и без него справится с партизанской войной против землян? Что спрятаться на берегу моря проще, чем в скальной крепости в лесу? Откуда он вообще узнал о морском племени и почему бежит именно к ним, а не к каким-нибудь ещё лесным жителям? Никаких объяснений. Он вдруг внезапно струсил и бросил своё племя, которое сам же и возглавил для войны с людьми. И что с его племенем происходило после, в фильме не показано. Похоже что либо сценаристы за 13 лет и много баксов не придумали никакого объяснения получше, как ввести море и морское племя в фильм, либо им надо было во что бы то ни стало показать, что семья, мол, превыше всего, ради неё можно забить на всё и на всех. Хотя ввести морское племя в фильм можно было элементарно. Ведь новая земная база расположена на берегу моря, а главный ресурс Пандоры, как оказалось, это не анобтаниум, и добывается он опять-таки в море. Салли мог прознать про это и отправиться к морским племенам в качестве посла, чтобы заключить с ними союз, обменяться опытом и вооружением, привлечь местных китов тулкунов, убиваемых людьми ради ценнейшего ресурса планеты, и сообща ударить по захватчикам в их самые уязвимые места. Но это почему-то слишком сложно для голливудских сценаристов.

В связи с этим вспоминается знаменитый американский фильм "Спартак" Стэнли Кубрика, вышедший в далёком 1960, то есть 63 года назад. Там Спартак придумал хитрый план, как освободить рабов из-под гнёта римлян, вдохновил их на борьбу за свободу и возглавил её. Он оказался толковым командиром и сильным лидером, их борьба шла успешно. Увы, когда свобода была уже рядом, их предали союзники - киликийские пираты. Римляне сделали то, чего Спартак не ожидал - предложили пиратам более крупное вознаграждение, чем то, на которое договаривались пираты со Спартаком за вывоз рабов из Италии на кораблях. Это означало, что план рухнул, и рабов скоро перебьют превосходящие силы римлян. Пиратский посол предложил Спартаку тайно бросить своих людей и спастись вместе со своей семьёй на пиратском корабле. В ответ Спартак посылает пирата куда подальше за такое предложение. И говорит, что лучше умрёт в безнадёжной борьбе за свободу вместе со своими людьми, которых он вдохновил, чем бросит их и умрёт трусом, предавшим товарищей, которых сам же подбил на борьбу. А тут вдруг Джейка Салли зачем-то делают таким трусом, хотя он находится в гораздо лучших условиях, чем Спартак, и поражением пока даже и не пахнет.

С мотивацией землян всё так же туго, как и в первом фильме. Земляне строят город-плацдарм на берегу моря, ведут добычу анобтаниума на рудниках и секрета из железы местных китов, тулкунов. Главнокомандующая сил вторжения почему-то расхаживает по строящемуся городу без маски, хотя человеку она необходима, так как воздух Пандоры непригоден для дыхания людей из-за обилия ксенона и углекислого газа, приводящих к потере сознания и удушью. Она говорит, что "Земля гибнет", и чтобы разобраться с этой проблемой, надо зачистить Пандору от всего, что людям противостоит. Вот и всё, и понимай, как знаешь. Что конкретно не так с Землёй? Почему с проблемой нельзя разобраться, используя ресурсы Земли и Солнечной системы, при таких-то технологиях и затратах энергии на межзвёздные перелёты? Как конкретно может помочь Земле и людям та деятельность, которую корпорация ведёт на Пандоре? Почему столь ответственное задание как спасение человечества поручено корпорации, а не государству? Ничерта не объясняется. Страдания людей на Земле не показаны, насколько спасительны ресурсы Пандоры - не показано. Всё, что видно - злобные наёмники и жадные промышленники угнетают местных и всячески портят местную окружающую среду.

В первом фильме было показано, что земляне летают на Пандору ради минерала анобтаниума (unobtanium, то есть "не получаемый где-либо"). Но что в нём такого замечательного - непонятно. Показано только, что он является сверхпроводником даже в жарком климате Пандоры, тогда как ныне известные сверхпроводники требуют охлаждения жидким азотом или гелием до очень низких температур. Эта самая сверхпроводимость, согласно лору вселенной "Аватар", нужна для усовершенствования мощных электромагнитов, применяемых в поездах на магнитной подушке, в аннигиляционных генераторах электричества и в аннигиляционных ракетных двигателях звездолётов. Электромагниты из анобтаниума, не нуждающиеся в охлаждении до низких температур, требуют гораздо более компактных и лёгких систем охлаждения. Однако для поездов и генераторов электричества это едва ли критично, ведь они находятся на стационарных позициях. Для звездолётов другое дело, там каждый грамм на счету. Первые исследовательские корабли, долетевшие до Пандоры, были втрое длиннее ISV Capital Star и в разы тяжелее, так как электромагниты их двигателей требовали намного более массивной системы охлаждения. Только применение анобтаниума в качестве материала для электромагнитов позволило сделать корабли меньше и легче, а межзвёздные полёты к Пандоре коммерчески оправданными. То есть получается, что анобтаниум облегчил доставку самого себя на Землю - и это основной практический выхлоп от него. Где тут спасение Земли от проблем - непонятно. Зачем из-за такого материала 12 лет лететь в другую звёздную систему и обратно, воевать там с местными, затрачивать на разгон и торможение кораблей уйму энергии, затраты которой едва ли отобьются экономией на электромагнитах для железных дорог и генераторов - непонятно. Действие первого фильма происходит в 2154 году, освоены полёты в ближайшие звёздные системы, промышленно производится антиводород для двигателей и реакторов на аннигиляции. Почему при таких технологиях не смогли сделать высокотемпературные сверхпроводники (например, металлический водород) или продвинутое охлаждение для обычных - непонятно. В общем, на роль чего-то такого, из-за чего надо лететь в систему Альфа Центавра анобтаниум не годится.

В новом фильме авторы, похоже, проделали работу над ошибками и ввели гораздо более занимательный ресурс Пандоры. В её океанах живут тулкуны, нечто вроде бронированного кита. Эти существа миролюбивы и разумны, причём по уровню интеллекта они, как предполагает гидробиолог в фильме, превосходят человека. И вот в железе в их огромном мозге, отвечающей за эмоции, содержится маленькое количество жидкости, которая полностью останавливает старение человеческого организма. По сути - эликсир вечной молодости. Именно этот ресурс в новом фильме назван главным ресурсом Пандоры. Ну что ж, это уже гораздо более убедительное обоснование, зачем лететь на Пандору. Тут уже можно поверить, что кучка сверхбогатых жоп профинансировала строительство лично для себя города под куполом на Пандоре, где они могут жить вечно молодыми в тропическом раю, попивая эликсир молодости, время от времени делая резервные копии своей памяти и управляя Землёй дистанционно. Тогда как остальное человечество будет жить на плотно населённой Земле с изрядно испорченной биосферой. Это объяснило бы, почему освоением Пандоры занимается корпорация с наёмниками, а не государство и армия. Это объяснило бы, чем так ценен анобтаниум - он нужен не для того, чтобы облегчить свою доставку на Землю, а для того, чтобы облегчить доставку на Землю эликсира бессмертия, а на Пандору - сверхбогатых жоп, которые хотят сделать её своей метрополией.

Но увы, в фильме ни о чём таком не говорится. Кто получает этот самый драгоценный эликсир на Земле, какие последствия от этого, кто будет жить в городе-плацдарме и чем заниматься - непонятно. Как люди узнали о секрете из мозга тулкунов, когда началась добыча, почему об этом не было известно в первом фильме - непонятно. Непонятно и другое: в 2154 году биотехнологии шагнули далеко вперёд, люди делают гибриды людей и разумных инопланетян НаВи, умеют управлять ими дистанционно во сне и даже загружать в них воспоминания из резервной копии. Почему бы им к тому времени не найти способ остановить старение и без секрета в мозгу инопланетного кита?

Добыча секрета, показанная в фильме - это, пожалуй, самые сильные сцены всей второй части, как и уничтожение дерева племени Оматикайя в первой части. Варварство, творимое захватчиками, в условиях, когда им не прописана мотивация и сколь-нибудь внятное обоснование и оправдание творимого вызывает ненависть к ним. Правда, при этом что-то непонятное происходит с масками - внутри огромного экраноплана, осуществляющего добычу, люди ходят без масок, хотя он совсем не вызывает впечатление герметичного. С боями на воде беда. Они, конечно, зрелищные, но опять-таки не показано, как дикари планируют добиться победы, на что они рассчитывают, нападая небольшой группой копейщиков на огромное судно, увешанное пулемётами и гранатомётами, да ещё с воздушным прикрытием и вооружёнными лодками. Бойцы шайки Куорича дважды держали Салли на прицеле и могли спокойно его подстрелить. В первый раз он приказал не стрелять, мотивируя это тем, что морское племя с его смертью тут же на них нападёт. С чего он так решил - непонятно, почему он испугался кучки дикарей с копьями - непонятно. Во второй раз у него вообще не было причин не стрелять, тем более что судно тонет, и задерживаться на нём опасно. Получается, всё только ради того, чтобы лично схлестнуться с Джейком на ножах? Ну тогда командование явно просчиталось, отправив на задание вояку, для которого личная месть выше приказа. НаВи сбивали вертолёты в первом фильме, нападая сверху и пробивая пилотов стрелами прямо сквозь стекло кабины. И так же поступают во втором. Почему земляне это не учли, не летают теперь эшелонированно (один вертолёт выше, другой ниже), не следят за верхней полусферой, не укрепили остекления кабин вертолётов, не поставили наверх защитные турели - непонятно. Ночь и утро наступают как-то очень быстро, и с наступлением ночи морское племя куда-то пропадает, семья Салли разбирается с наёмниками самостоятельно. В то же время ни наёмники, ни экипаж судна как будто не вызывали помощь с базы - никто не прилетел и не приплыл для поддержки и спасения выживших. Сами выжившие тоже нигде не болтаются - ни в море, ни на берегу. А ведь речь о судне, добывающем ценнейший ресурс на планете. Это по сути как харвестер в песках Дюны, за ним при первых же признаках опасности должны вылетать спасатели.

Куорич внезапно воспылал отцовской любовью к Спайдеру - сыну давно умершего полковника, которого не показывали в первом фильме. Хотя поначалу вёл себя как жёсткий тип. которому наплевать на этого маугли, перетёкшего на сторону врага. Если бы Куорич вёл себя именно так, как сказал (что ему плевать на пацана), а Нейтири таки привела свою угрозу в исполнение, фильму это бы пошло на пользу как хоть сколь-нибудь серьёзному произведению. Полковник стал бы смотреться жёстким злодеем, которого не так-то просто взять на испуг, а Нейтири напомнила бы зрителю, что с женщиной НаВи, как и с женщинами вообще, шутки плохи, если ты спалил её дом, убил отца и ребёнка. Но увы, такое нынче в Голливуде явно бы не одобрили. Шибко жёстко, да ещё и сильная женщина убивает ребёнка - чревато скандалом, бойкотами кинотеатров и просадкой прибылей. А ещё в Китае могут запретить. Вообще же Нейтири вызвала противоречивые чувства. С одной стороны, когда она в гневе, то выглядит очень круто, особенно взлетающая на икране ближе к концу фильма. С другой - когда она воет с горя, это вызывает почему-то не эмпатию, а отвращение.

Порадовали автоматические гранатомёты с ленточным питанием, калибром эдак 100-150 мм. Также можно заметить, что автоматы, из которых стреляют Куорич и Салли, выбрасывают металлические гильзы при стрельбе, хотя автоматы из первой части, которые в фильме тоже есть, используют безгильзовые телескопические патроны. Чем объясняется такой разнобой в стволах, боеприпасах и их уровнях технического совершенства - неясно.



Подытоживая весь этот скорбный список несообразностей и непотребств, остаётся задать вопрос о том, зачем Кэмерон всё это сотворил. С трудом верится, что он сам не понимает, какую чушь выдал. Тут возможны разные ответы.

1) Пипл хавает. Кэмерон посмотрел по сторонам, увидел, что люди толпами ходят на фильмы от "Марвелл" и ДиСи, и решил не заморачиваться на смысловой составляющей и реализме, сосредоточившись на визуальной составляющей и разработке технологий съёмки. Раз всякие "Мстители: Финал" приносят в кассу миллиарды, то и простенькая красивая сказка о семье и китах прокатит. Нужны бабки, развлечения типа глубоководных погружений в океанские желоба стоят больших денег, а до смерти хочется успеть ещё куда-нибудь нырнуть.

2) Лучший фильм Кэмерона, и самый недооценённый, вне всяких сомнений - это "Бездна" 1989 года. Он тоже про океан и инопланетян, про злых военных и тотальный крандец. Однако в отличие от обоих "Аватаров" создатели этого фильма проработали как следует не только визуал и спецэффекты (а они были прорывными на 1989 год и недурно смотрятся даже сегодня), но также историю, персонажей, их мотивацию и изменения со временем, общую обстановку в мире. И вот именно этот фильм у Кэмерона оказался самым несчастливым. При внушительном бюджете ожидавшихся прибылей он не принёс, съёмки обернулись производственным адом, режиссёр разругался с актёрами и, говорят, получил от исполнителя главной роли по морде, развёлся со своей женой, которая была продюсером "Бездны", в угоду тогдашней конъюнктуре из релизной версии фильма были вырезаны все упоминания о политическом кризисе между США и СССР, грозящем перейти в термоядерную войну. В общем, посмотрев на всё это безобразие, Кэмерон мог решить, что ну его нафиг, так вкладываться в кино. Люди всего этого не оценят, им нужна прежде всего красивая картинка.

3) Боссы надавили на Кэмерона и потребовали, чтобы кино больше соответствовало нынешней моде.

4) Дедушка уже старенький, стал хуже соображать.

В любом случае, какую бы фигню он не снимал сегодня и впредь, Кэмерон останется для меня выдающимся режиссёром, а первые два "Терминатора", "Чужие", "Бездна", "Правдивая ложь" - однозначно классные фильмы моего детства, которые пересмотрю ещё не раз и за них прощу ему все "Аватары". Кроме того, он своего рода западный диссидент в хорошем смысле этого слова - пока население так называемых цивилизованных стран бредило пространством за пределами Земли, его манили глубины океана, он видел связь океана с космосом, и настойчиво стремился к своей мечте о глубоководных погружениях, творя прогресс как в кино, так и в глубоководной технике.

"Аватар" в целом - простая и очень красивая сказка. Она не претендует на достоверность или на предсказание будущего. Однако даёт основание задуматься. Смысл её вот в чём: полёты за пределы Земли и рост производства энергии на душу населения вовсе не являются панацеей. Гораздо важнее умение обустроить собственную планету и изучить её тайны. Земляне, научившись летать среди звёзд и освоив энергию аннигиляции, не обрели счастья, они ведут безрадостную унылую борьбу за существование на изрядно подпорченной планете, и при этом начали портить ещё одну. НаВи же, которые не торопятся идти дорогой научно-технической революции, и не ломятся в межзвёздное пространство, ведут хоть и простую, но счастливую жизнь, и у них ещё всё впереди. Кто знает, какие открытия они сделают, какое могущество обретут в будущем, бережно, неторопливо изучая свой сложный, красивый и удивительный мир. Из истории Земли известно, что те цивилизации, которые раньше стартовали в развитии и раньше достигли больших успехов, раньше же и сошли со сцены, уступив первенство бывшим варварам с угнетаемой окраины. Возможно, НаВи по отношению к землянам - такие же варвары с полудикой окраины, которые, сперва дав отпор так называемым "цивилизованным" людям, затем сами станут новой, более могущественной цивилизацией. Которая, возможно, и решит те проблемы Земли, которые не смогли решить сами земляне. И лучшими методами, чем практикуются на Земле.

При таком взгляде на фильм становится объяснима нереалистичная завязка конфликта на Пандоре. Едва ли Джеймс Кэмерон не понимает того, что летать за ископаемыми в соседнюю звёздную систему - это плохая идея. Просто потому, что этих самых ископаемых полно на самой Земле, особенно в океане, в астероидных поясах и на других планетах Солнечной системы. Цивилизация, способная отправить в постоянные полёты между Солнечной системой и Альфа Центавра десяток солнечных парусников с аннигиляционными ракетными двигателями, уж точно разберётся со своими проблемами без грабежа соседнего "двойника Земли". И анобтаниум с его высокотемпературной сверхпроводимостью ей не нужен - ведь если есть промышленное производство антиводорода, и строятся межзвёздные пилотируемые аппараты от полутора до четырёх километров длиною, с солнечными парусами диаметром 16 километров, то наверняка есть производство металлического водорода и орбитальных солнечных электростанций. Тем более что, утратив большую часть биосферы в экологической катастрофе, люди едва ли пожелали бы устроить подобное на другой планете. И если добыча минералов оттуда необходима для выживания человечества, её едва ли доверили бы коммерческой структуре, которую интересуют только прибыли.

Так что, намеренно использовав сюжет на манер "Покахонтас", перенеся приукрашенные реалии колониальных времён в не такое уж далёкое будущее в соседнюю звёздную систему, чего на самом деле в принципе быть не может, Кэмерон тем самым убивает двух зайцев: во-первых, он снова берёт уже существующую историю и оборачивает её во впечатляющую оболочку, как делал и раньше, а во-вторых, ещё раз подчёркивает нереальность и пагубность идей о том, что бегство с Земли к звёздам является решением проблем человечества.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1. 2. 3. Угадай старый фильм фильм,где автор песни не зная нот написал шедевр и не знал про это. 4. В этой старинной картинке можно заметить, как один дуэлянт целится в своего соперника. Но где его соперник? Вы уже знаете? ответы ...
Максим Леонидович Леонидов (род. 13 февраля 1962, Ленинград) — советский и российский музыкант, певец, актёр театра и кино, автор песен и телеведущий. Известен как один из ...
В сегодняшней дискуссии с staerum я упомянул увиденную мной утром рекламу сберовского ИИ: "Задайте вопрос GigaChat: Почему Гагарин полетел в космос именно в день Космонавтики, а не на день раньше или позже?" . Так вот, я сейчас задал ему этот вопрос)))))): "Полет Юрия ...
Украина. Весна 1933 года. Голод. Сотрудники ГПУ получали сахар на сахарном заводе и меняли на мануфактуру. Наказание сурово и неотвратимо- 20 суток ареста. ГА СБ Украины. - Ф.42. Д.666. ...
Вчера суммарно просмотрела фильм "Дамы приглашают кавалеров". Когда эти фильмы были новыми, они меня не интересовали - охота была смотреть на каких-то помятых женщин в поисках мужа. Теперь все видится в другом ракурсе, бывшие помятые женщины фильма гораздо свежее меня сегодняшей, и ...