"Аватар" - 1

Сразу скажу: историософствовать я не буду. Потому что это уже сделали за меня. Начиная с самого Кэмерона, который отрекомендовал фильм как протест против войны в Ираке и кончая Павлом Святенковым, который увидел в нём родовую травму Америки. И всё это, наверное, правильно.
Можно подойти, впрочем, и по-другому. Например, через кино и литературу.
С литературной точки зрения всё просто. Декорации и сюжетообразующий ход – паралитик, управляющий новым инопланетным телом, которое он не хочет покидать и в которое в конце концов переселяется полностью – цельностянуты из старого фантастического рассказа Пола Андерсона «Зовите меня Джо». Даже внешний вид героя – синее кошкоподобное существо с хвостом – оттуда.
Сам сюжет тоже очень узнаваемый: это хайлайновская «Звёздная пехота», а, точнее, верхувенская киношка «Звёздный десант», снятая аккуратно «наоборот». Там американцы воюют с мерзкими на вид и скверными по манерами пришельцами-завоевателями и в конце концов пленят огромный жукомозг, чтобы выпытать из него военные тайны. Здесь мерзкие на вид и скверныпе по манерами американцы приходят на хорошую планету, пытаются выведать тайны местных, но в конце человекомозг сам вселяется в местное тело и выдаёт человеческие военные тайны. Кстати, Хайлайн и такое писал, несколько позже. Если бы старичок был жив, он вполне мог бы быть автором сценария. А вот претензии старика Стругацкого – что планета Пандора с её джунглями является его интеллектуальной собственностью – скорее всего, не особо основательны.
Но это так, про аллюзии. Можно ведь взглянуть и по-другому. Почему, собственно, цепляет эта история? Чем она интересна - помимо спецэффектов и прочей херакалы?
) продолжу чуть позже (