Аутсорсинг / конкуренты / бизнес по-русски

Ну что я хочу сказать... Мы лучшие!
Нет, ну серьезно. Я вообще дико самокритична и к 4BS отношусь очень
трезво - вижу все недостатки и стараюсь их корректировать. Мне
везде мерещится будущий факап, я везде стараюсь соломку подстелить,
заранее проинструктировать. В общем, строга я к себе и к 4BS.
Но вот в такие моменты...
В этом месяце у нас 3 новых Клиента (ура-ура!). Клиенты очень
интересные и дико, просто мегапроблемные. Ситуация - ну просто для
учебников.
Если все перечислять, нужно полное восстановление учета - от и до. Ситуация "проще закрыться, чем вылечить". Автор, ясное дело, при первой попытке что-то выяснить ушел в кусты с остатками документов.
Идем дальше. Второй Клиент - представительство иностранной компании. Выбирали поставщика по принципу "строчка № 1 в Яндексе". Результат - см. пункт первый. С той лишь разницей, что финалом общения с экс-поставщиком стало:
- Передача дел? Ну отдадим, что есть, НО (далее классика) - только после оплаты Вами 75.000 руб.
Клиент пересылает мне это письмо с вопросом "А за что? А имеют право?". Смотрим договор, нет, не имеют. Клиент пишет им, звонит, достучаться до куратора не может. Достучался. Ответ: "Да, оплатите 75.000 руб. (Клиент приводит свои аргументы, его перебивают на полуслове):
- Короче!!! У нас позиция не изменится, - по акту сверки Вы нам должны (ничего подобного, если что) и все тут, пока не заплатите документов не увидите! - трубку бац.
Потратили месяц на выяснение отношений, написание досудебного требования и проекта заявления в Прокуратуру (да, дошло и до этого) по попытке вымогательства. После того, как мне лично пообещали все возможные кары, документы-таки отдали. На днях. А, вообще-то, Договор закончил свое действие 15 апреля. Как мы пережили эти месяц и 10 дней без документов и базы - умолчу. На Клиенте практически не сказалось, но можете себе представить, как это, - без единой бумаги считать зарплату, проходить сверки с контрагентами (которым не стоит говорить о таких проблемах у Клиента), делать отчет для Головного офиса, которому Глава Представительства не хочет говорить о проблемах и т.д. и т.п.
Если что, компания, мягко говоря, до сих пор в поисках под номером 1, максимум 2. Сайт шикарный (раньше у них был мой сайт - они его просто слизали, даже в одном месте оставив мое имя), офис огромный с тремя переговорными, все дела. А работают в стиле "Лихие 90-е". Такой наглости я пока не встречала.
Ну и третий случай. Ну просто классический. Тоже представительство иностранной компании. 4 года назад их аккредитовывала в России 1 компания из Big4 (меня тут обвиняют в предвзятости периодически, так что в открытом доступе не пишу). Аккредитовывала 9 (!) месяцев, да так, что мы до сих пор расхлебываем - в каждом госоргане свои проблемы, куда ни придем - "а вот вы при аккредитации подали, а тут несовпадение, а тут...". После аккредитации они Клиента обслуживали 3 месяца. Клиент быстро смекнул, что к чему и наутек. За выход заплатил предусмотренный договором платеж - около 250.000 руб.
Но убежал он недалеко - до следующей компании в "четверке". Тоже крутейшая фирма, офис в 12 этажей, все дела. Эти ребята за 8 месяцев 6 (!) раз задерживали выплату зарплаты (не платя при этом аванс, в принципе), оплатили 400.000 руб. НДФЛ на КБК налога на имущество (не подумав не то что вернуть эту сумму из бюджета, нет, даже просто извиниться! Дескать, "бывает". А такую сумму Клиент выбирать "имуществом" будет лет 150 примерно. Да и зачислены, как мы теперь выяснили, средства были на невыясненные, то есть и налог на имущество Клиент не платил все это время). Ну и апофеозом стала вторая по счету несдача отчетности. Нет, не в срок. А просто несдача. Клиент, платящий 193.000 руб. в месяц (!), звонил и уточнял "А вот я не подписывал, это нормально?". И ему отвечали "А мы не могли Вам дозвониться" (ну да, целый месяц не могли, а потом еще и дописаться тоже, при полном отсутствии e-mail-ов от Клиента). В общем, ушел Клиент. И опять заплатил "выходное пособие" - 2 месячных оплаты.
Ушел в ... (не смеяться!) третью компанию Big4. 4 месяца сотрудничества, мегасчета, мегаобещания и... блокировка счетов. За неуплату налогов. Все (!) налоги были оплачены по неправильным реквизитам. Клиент перетерпел, пока ему с ленцой разблокировали счета, оплатил счет за консалтинг при разблокировке счетов (нормально, да?), разозлился и, наконец, начал спрашивать у знакомых экспатов - "Есть вообще нормальные люди-то в Москве/России? Кому довериться?". Посоветовали нас.
И вот смотрю я на этот результат коллективного творчества (там в промежутке был юридический и бухконсалтинг четвертой компании из Big4 (это когда вторая уже надоела, но еще делала вид, что передает дела)) и охватывает меня ужас от одного вида базы. Ну вот, например, зарплата. В базе зарегистрировано в общей сложности более 20 пользователей. При том, что у Клиента 3,5 операции в месяц, практически каждую операцию вбивала новая "жертва". И вот Глава Представительства, единственный сотрудник, заведен в базе 6 разными способами. Условно говоря:
- Дэвид Аркетт;
- Девид Аркетт;
- Аркет Девид;
- Аркетт Дэвид;
- АРкетт Д.;
- Аркед Дэвит.
Ясное дело, начисления с выплатами совпасть не могут никак. Но на протяжении нескольких лет это вообще никого не волновало. Ну подумаешь, все сальдо красным. Ну и что? Вот как люди сдавали отчетность? Не понимаю!
И так - везде, вся база ведется таким образом. Не те счета учета, не те документы, каждый документ вводил новый человек. К пуговицам претензии есть? Нет? Следующий! И в кассу пробивать не забывайте.
И вот сижу я и думаю. Нам не то, что есть куда развиваться, - поле непаханное впереди. Только успеваю идеи записывать, как то можно оптимизировать, как это. А реализовать успеваю 0,001%. И страшно переживаю перед каждой встречей - вот, Клиент в Big4 обслуживался, там переговорные - не переговорные, а Версаль, 6 секретарей на душу населения, стеклянный офис. И мы, сиротки такие, от аутсорсинга. :) И тут можно лучше сделать, и тут.
И вот приходят к нам такие Клиенты и мне так хорошо на душе становится, и плохо одновременно. Хорошо от осознания, что таких, как мы, на рынке просто больше нет и что постепенно наша доля на рынке будет расти. А плохо от того, кто есть на рынке и из-за кого у нас Клиентов не столько, сколько хочется, а столько, сколько есть. Противно, что иностранцы, приезжая в нашу страну, сталкиваются с такими "профессионалами" и делают вывод о нас на основании этого вывода. От "русские - бандиты и рэкетиры" до "аутсорсинг в России дикий, нельзя ввязываться".
Мораль сей басни:
1. Очень внимательно выбирайте потенциальных партнеров в этой (да и любой другой области). Лучше попробовать найти тех, кто на практике сталкивался с работой той или иной компании, а еще лучше - уходил оттуда :) Потому что истинная суть поставщика открывается только при расставании.
2. Еще более внимательно читайте договор, который планируете подписывать, обращая особое внимание на дополнительные платежи (коих не счесть у наших конкурентов, наш all-inclusive явно не их бизнес-модель), а также на платежи и условия расторженяи договора. 99% предусматривают большую оплату за передачу дел при расторжении договора.
3. Если Вас все-таки пытаются развести на деньги - отчаянно сопротивляйтесь, чем бы Вам ни грозили. Знание законов и умение отстаивать свои позиции - самая правильная тактика. Найдите союзника (да хотя бы ко мне обратитесь), который сможет защитить Ваши интересы.
Банально, скажете? Такая история с 99,9% пришедших к нам от кого-то Клиентов. Все умные и талантливые, но в таких вот практических ситуациях начинается "а я не видел эту строчку в договоре", "а они обещали", "а они сказали".