Аутодафе, танцы, Франко, Макс и внутренние органы


В какой-то один момент я совсем перестал следить за современным кино, с головой углубившись в кинематограф 60 – 70х, и так получилось что пропустил большой период в лет пять. Между тем, большинство кинодеятелей все это время отнюдь не прохлаждались, а снимали нетленки и многие даже без перерыва на обед. Таким образом появился список из десятков картин которые были сняты в последние несколько лет и которые я не прочь был бы посмотреть. Постараюсь в форме блица выразить свое отношение к тем которые посмотрел за последнюю неделю и в дальнейшем буду постепенно восполнять этот пробел.

Гаспар Ноэ
«Climax» «Экстаз» 2018
После того как Ноэ вдоволь набаловался со всевозможными эротическими перверсиями, апофеозом чего стала его порно-мелодрама «Любовь 3D», с большой помпой выпущенная в 2015 году, он как-то резко сменил приоритеты. Например его следующий фильм под неизменно лаконичным названием, на этот раз «Экстаз», примерно более чем полностью не содержит ни одной эротической сцены. Да, это так, как бы не фантастично это ни выглядело. Но как бы это ни звучало банально, фильм полностью оправдывает ожидания как одна из самых ярких и провокационных картин чувака, хоть и обходится без эротической составляющей.

Эта картина тоже о хаосе, на этот раз хаос наступает в виде массового пиздеца спровоцированного хорошей дозой кислоты. Это о группе танцоров отобранных как лучшие для поездки в Америку, которые за относительно короткое время и в ограниченном пространстве отдельно изолированного зала легко превращаются в стадо. Таким образом можно конечно характеризовать постановку как исследование внутреннего мира простых быдломанов, но если по простому, то это чистая анти-наркотическая прокламация и это лично для меня большой гуд.
Фильм, как и большинство у аргентинца очень яркий, как в цветовом решении, так и в плане саунда, что же касается эпизодов, то местами это просто «ад и израиль». В общем могу сказать что картина меня по хорошему удивила. Пожалуй это лучшее что Ноэ снял после «Необратимости».

«Lux AEterna» «Вечный свет» 2019
Это короткометражка из рода «кино о кино» с многочисленными
отсылками к творчеству Бунюэля, Фасбендера, Дрейера и бог знает
кого еще. Это такое образное сравнение кинопроизводства с
дьявольщиной. Все там очень ярко, экспрессивно, нервно и
самокритично, с использованием многих кинематографических примочек,
от мульти-экрана, до цвето-звуковой психо-атаки.

Может мне показалось, но еще одна сторона этого фильма, это гендерное столкновение на площадке и не факт что выводы Ноэ делает в пользу женского взгляда. Во всяком случае, «ведьму» Генсбур благополучно, хоть и образно сжигает на костре оператор-постановщик, а режиссер в лице самоуверенной Беатрис Даль, ровным счетом расписывается в своем бессилии. Не могу порекомендовать эту картину простым зрителям, если только они не фанаты Гаспара Ноэ.

Дэвид Кроненберг
«Maps to the Stars» «Звездная карта» 2014
На мой взгляд фильм знаменует завершение большого периода
психологического (или психиатрического) хоррора в карьере
Кроненберга, который начался еще в 2002 году, с выходом «Паука» и
продолжался непрерывно двенадцать лет, с такими фильмами как
«Опасный метод», «Восточные обещания», «Оправданная жестокость» и
тот же «Паук». В этом контексте «Звездная карта» на мой взгляд
несомненная вершина. Это реально патологически больной фильм.
Именно так. Не сюжет и действие, а сам фильм. Это ни чуть не менее
извращенно психологически чем например «Обед нагишом» в плане
боди-извращений.

На самом деле, я не могу точно утверждать болен ли сам Кроненберг или он гениален в отражении окружающей его больной действительности. Возможно и то и другое. Но то как этот уже далеко не молодой чувак нарисовал внутренний мир Голливуда, вызывает и уважение и отвращение одновременно. Нет, ну все конечно и так знали что там «типо адище», но Кроненберг очень смачно нарисовал «адище» в его заключительной стадии, если это возможно конечно. Советую этот фильм всем кто грезит о карьере в кино и в Омерике особенно.

«Crimes of the Future» «Преступления будущего» 2022
Етить мадрить, кто бы мог подумать, что чувак под восемьдесят
венется к теме более чем двадцатилетней давности и снова примется
за боди-хоррор… Определенно Кроненберг кащей бессмертный, соломон и
отец американо-канадской демократии в одном лице. Неужели этот
мощный старик отмерил себе еще как минимум двадцать лет активной
творческой жизни? Или это последний рывок рассчитанный
исключительно на коммерческий интерес? Откровенно говоря фильм
наводит скорее на второе.

Да, это действительно боди-хоррор в его классическом кроненберговском варианте, но создается четкое ощущение что все это дико например вторично, ну или само-вторично. И ничего нового, опять жестокая сатира на уродливое общество, только с несколько более продвинутым в современность обвесом. Тут вам генетические мутации, непонятно для чего выращенные органы с авторскими татушками, полулегальные перформансы, полупрофессиональные спецслужбы более похожие на организации активистов-подпольщиков, пожиратели пластика. В общем пластмассовый мир победил. Не могу сказать что картина произвела на меня большое впечатление, уж лучше бы Дэвид оставался в сфере чистой, незамутненной психиатрии.

Дэвид Финчер
«Mank» «Манк» 2020
Совершенно несвойственный для Финчера фильм, снятый после
продолжительного ожидания, по сценарию отца режиссёра, умершего в
2003 году. Финчеру удалось продвинуть проект благодаря поддержке
Нетфликса в 2019 году. Главный герой картины известный голливудский
сценарист Герман Манкевич, в 1940 году написавший сценарий «Гражданина Кейна». История написания сценария,
а так же флешбеки Манка отсылающие к истории Голливуда, знакомству
с Херстом и около политической возне того времени.


Может для кого-то сюжет покажется скучным, а для меня очень близко всё что касается Уэллса, Херста и с его атмосферой 40х. Тем более, картина выполнена в черно -белых тонах как стилизация и в целом отражает дух того времени. Фильм снят предельно старательно, с большим вниманием к деталям. Гэри Олдмен в главной роли выглядит на всё 100℅ и своей игрой тянет всю историю.

Эдриан Лайн
«Deep Water» «Глубокие воды» 2022
Ещё один заотдыхавшийся деятель, вернувшийся к трудовой
деятельности через почти двадцать лет. Не иначе закончился
последний мешок денег. Ну да, этот фильм ждал своего производства
много-много лет, но всё равно я не могу поверить в бескорыстную
любовь Эдриана в именно этот сценарий, никак не допускающую измен.
Так или иначе, но чудо свершилось, Лайн снял таки свой эротический
триллер с банальным названием.

Сюжет там постоянно крутится вокруг измен сексуальной жены Бена Аффлека. При этом сам несчастный Бен Аффлек доведён до такого отчаянного состояния, что готов уже мочить в сортире любого, подвернувшегося под горячую руку. Честно откровенно признаюсь, что первоисточник по которому снят фильм я не читал, хотя знающие люди очень рекомендовали как необычное, тонкое произведение, совершенно выхолощенное в фильме. Ну а что вы хотели, Эдриан Лайн простой мейнстримный режиссёр, он вам не Тарковский и не Феллини. Он снял простой детективный триллер, причём довольно качественно. Мне например понравилось, как и тем зрителям которые притащили свои денежки в карман жадным монополистам, а они ещё мурыжили и два года не пускали картину в прокат.

Алехандро Аменабар
«While at War» «Пока идёт война» 2019
Еще один большой исторический фильм, на этот раз от Аменабара,
подрастерявшего в последнее десятилетие своё влияние. На этот раз
картина раскрывает период испанской истории становления фашистской
диктатуры в стране. Нет, в фильме вы не увидите масштабных
реконструкций боёв или эпизодов раскрывающих международную
подоплёку тех событий. Основное место действия картины – Саламанка,
а главный герой писатель Унамуно – директор университета
поддержавший хунту.

Фильм по форме очень напоминает прежнюю историческую картину Аменабара «Агора», где ядро сюжета составляла личная драма персонажа нарисованная на фоне очень подробно прописанных исторических декораций. Всё это создаёт странное ощущение диссонанса. Ну а основная мысль довольно банальна – личная ответственность за собственные ошибки. Но больше всего мне доставила история реакции на фильм. Представьте Аменабар подвергся жёсткой обструкции в Испании, за довольно невинную критику фашистского режима.

Дордж Миллер
«Mad Max: Fury Road» «Безумный Макс: Дорога ярости» 2015
Уникальный случай, я посмотрел всё фильмы один за другим, причём
впервые. Вот такие дела малята. Однако напишу таки за последний,
хотя бы накануне ожидания выхода очередной части и потому что это
всё таки авторская франшиза, а вывод который напрашивается
относительно автора – Миллер один из самых (если не самый) главных
в этом мире конъюнктурщиков. Каждый его Макс последовательно
отражает всё тенденции кинематографа от 70х до наших дней, а заодно
проводит в каждом фильме самые ходовые на тот или иной период
времени общественно-политические нарративы.

Что касается последнего Макса, то это просто вершина конъюнктуры
и по форме и по содержанию. Чистый комикс, бессмысленный и
беспощадный, с феминизмом, борьбой за демократию, с борьбой за
ресурсы, с борьбой за умы. При этом с практически полным
отсутствием нормального сюжета, диалогов, логики. Это политически
окрашенный экшен поникающий непосредственно в подсознание минуя
мозг.
На этом пока всё, продолжение следует…