Аттилио Теруцци
ljwanderer — 05.12.2025
Цикл: Идеальный фашистСегодня начинаю новый объемный цикл. После столь политизированного материала даю возможность немного отдохнуть во время чтения одной необычной истории, касающейся итальянского фашизма. Это будет выборочное чтение новой книги, в центре которой - жизнь еще одного итальянского фашиста, верного соратника Муссолини, Аттилио Теруцци. И хотя эта книга документальная, историческая, читается она, как художественный роман, надеюсь, она будет интересна и женщинам, и мужчинам.

Лейтенант Аттилио Теруцци (1882 -1950) в 1913 году
Фото: Emilio Sommariva.
Аттилио Теруцци родился в Милане в 1882 году в относительно скромной семье низшего среднего класса. Потеряв отца в молодом возрасте, он выбрал военную карьеру. Служил в Эритрее, которая в то время была итальянской колонией, а позже поступил в Военную академию Модены. Последующие успешная карьера Теруцци во многом были обусловлена его умом и характером, а также, Виктории де Грации «Идеальный фашист: история любви, власти и морали в Италии Муссолини» (The Perfect Fascist: A Story of Love, Power, and Morality in Mussolini’s Italy, Belknap Press, 2020)
Когда Бенито Муссолини 17 марта 1926 года принял Аттилио Теруцци в своем кабинете в Палаццо Венеция, обнял его, поддразнил его предстоящей свадьбой и пофлиртовал с его привлекательной американской невестой, это был личный момент с публичным значением. Впервые Муссолини, в его двойной роли председателя Совета министров и дуче фашизма, попросили благословить брак. Он был тронут. «Я рад, что ты женишься на американке», — сказал он Теруцци. «Англичанки уродливы, француженки извращены, испанки приносят нам неудачу, а с Америкой мы ладим. К тому же, там есть немного долларов, что не помешает».
В общем, он это горячо одобрил.
В то время Теруцци, бывший кадровый военный, был заместителем министра внутренних дел и восходящей звездой в фашистском истеблишменте. Его невеста, Лилиана Вайнман, восходящая оперная дива, известная под сценическим псевдонимом Лилиана Лорма, оставила своё призвание, чтобы выйти замуж. Лилиана была влюблена, идеалистична и всеми силами стремилась содействовать политической карьере Теруцци.

Лилиана Вайнман Теруцци (Lilliana Weinman Teruzzi ,1892-1987)
Когда они официально оформили помолвку, слухи разлетелись быстро. Один из самых заметных и энергичных «новых мужчин» фашистской революции женился на яркой представительнице американской «новой женщины». Но по мере приближения даты свадьбы в конце июня Теруцци и Лилиана столкнулись с затруднительным положением. Они хотели, чтобы их союз отражал последний девиз Муссолини: «Всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства». Но для фашистской свадьбы не существовало протокола. С представлениями Лилианы о постановке и знаменитостях и инстинктом Теруцци к ритуалам и рангам, они решили, что им придётся самим организовать это событие.
Расходов не жалели. Доллар был крепок, и фабрика по производству эластичной тесьмы отца невесты в Нижнем Ист-Сайде Манхэттена процветала. Отец оплатит всё расходы, учредил щедрое содержание для дочери и даже одел семью жениха – всех порядочных и скромных людей.
Свадьба должна была стать поистине государственным событием, на котором присутствовали министры кабинета министров и весь Большой фашистский совет. Жених попросил Муссолини выступить свидетелем на гражданской церемонии вместе со своим непосредственным начальником, министром внутренних дел. Свидетелями невесты должны были быть американский посол и её наставник Туллио Серафин, бывший дирижёр Ла Скала, а ныне главный дирижёр Метрополитен-оперы. Свадебный приём на четыреста, а может быть, и пятьсот гостей в отеле «Палас» на Виа Венето должен был пройти в изысканном стиле бон-тона*: со струнным квинтетом, коктейлями и множеством цветов.
*bon ton - это устаревшее французское выражение, означающее
хорошие манеры, светский этикет, изысканность в поведении и обращении.
Пара собиралась пригласить только сливки формирующейся фашистской элиты: квадрумвиров (возглавивших Марш на Рим), миланских бизнесменов, прославленных префектов и дельцов-юристов. На церемонии будут присутствовать представители искусства и светские львицы нового режима, журналисты и иностранные корреспонденты, аристократы, немного представителей международного высшего общества, а также гордая свита невесты из пятидесяти родственников и друзей, которые приедут из Нью-Йорка, Вены и Жешува, некогда «маленького Иерусалима» австрийской Галиции, родины её семьи.
В знак уважения к недавнему сближению Муссолини с Ватиканом пара решила провести не только гражданскую, но и церковную церемонию венчания. Для этого им потребуется разрешение папы, поскольку невеста, будучи иудейкой, в глазах Католической церкви была неверующей. Гражданская церемония должна была состояться первой, чтобы продемонстрировать верховенство власти итальянского государства. Церемонию проведёт губернатор Рима на Капитолийском холме. Жених будет одет в простую чёрную рубашку с боевыми наградами, а невеста — в лавандовый шёлковый жоржет*.
названная в честь французской модистки Жоржетт де ла Плант.
Изначально изготавливаемая из шелка, сегодня она также производится из вискозы,
полиэстера и других нитей.
Поскольку Католическая церковь считала грехом для пары вступать в союз до освящения брачных клятв, религиозный обряд должен был состояться в тот же день в базилике Санта-Мария-дельи-Анджели.
Жених был в смокинге и чёрном галстуке, а невеста – в белом кружевном платье с длинным шлейфом.

Июнь четвёртого года фашистской эры не мог быть более благоприятным временем для этого события. Прошло почти четыре года с тех пор, как Муссолини угрожал оккупировать Рим со своей армией из 20 000 чернорубашечников, и король Виктор Эммануил III капитулировал перед этой демонстрацией силы, предложив ему сформировать новую правящую коалицию. Но лишь в предыдущем, 1925 году, Муссолини, пытаясь оправиться от политического кризиса, вызванного похищением и убийством социалиста Джакомо Маттеотти, лидера парламентской оппозиции, на полной скорости превратил своё правительство в диктатуру неограниченной власти и продолжительности.
После первых бурных лет переход к нормализации стал правилом. Вместо того, чтобы дать волю бандам «сквадристов» для подавления оппозиции, Муссолини принял закон, чтобы подавить прессу и чрезвычайный закон о создании однопартийного государства, предпринял шаги по преобразованию фашистской милиции в национальную гвардию и создал специальные военные трибуналы, предусматривающие смертную казнь, чтобы заставить замолчать опасных политических оппонентов.
Нормализация означала, что Италия вернется на международные рынки капитала, договорившись о графике выплаты военных долгов Соединенным Штатам, запретив оппозиционные профсоюзы, введя режим жесткой бюджетной экономии и резко сократив зарплаты рабочим.
Это также означало, что Муссолини надеялся завоевать уважение буржуазного общества, приняв такие благие ценности, как церковный брак, лицензирование борделей, чтобы убрать проституток с улиц, и введение налога на холостяков для мужчин, соблюдающих целибат, чтобы они могли исполнить свой долг перед страной, жениться и иметь детей.
Тот факт, что Аттилио Теруцци, известный скандалист, женился на невесте столь незаурядного таланта, был исключительно позитивным знаком с точки зрения многих женщин, которые приветствовали фашизм, но пока ничего за него не получили. И поэтому их бракосочетание стало, как выразилась New York Times, «фашистской свадьбой». Вместо привычной белой открытки с монограммой, на свадебном приглашении были выгравированы херувимы, связывающие себя любовным узлом между американским звёздно-полосатым флагом и фашистским топором и ликторами. Вместо почётного караула с поднятыми кинжалами у выхода из церкви стоял отряд фашистских бойскаутов, которые кричали «Гип-гип-ура!» и пели «Джовинецца»*.
Юность (Giovinezza) — гимн итальянской Национальной фашистской партии.
Под музыку струнного квинтета маэстро Антонелли и элегантные серебряные сувениры от миланского ювелира Кьяппе свадьба Теруцци и Лилианы стала воплощением утонченности итальянской культуры и мастерства. В салоне отеля громоздились роскошные подарки (их стоимость, как стало известно прессе, превышала 100 000 долларов), а в карманы и руки жениха вкладывались конверты, набитые деньгами.
Двумя месяцами ранее состоялась премьера оперы Пуччини «Турандот», и эта опера имела особое значение для пары. Лилиана шутила, что Теруцци играл принца Калафа – пылкого незнакомца, отважившегося на убийственные уловки Ледяной принцессы, чтобы добиться её руки. Они мчались на север в вагоне главы государства, предоставленном Муссолини для двухнедельного свадебного путешествия в Центральную Европу, и там же скрепили свой брак. Когда над долиной реки По занялся рассвет, Теруцци обнял Лилиану и спел песню Калафа: «Я одержу победу». Он не мог поверить своей удаче.
Три года спустя, в марте 1929 года, сразу после того, как Муссолини назначил его национальным командующим чернорубашечников, Аттилио Теруцци публично и безапелляционно отрёкся от жены. Он заявил, что она предала его и опозорила, и отказался верить её мольбам о невиновности. Поскольку в Италии не было закона о разводе, единственным способом расторгнуть брак было доказать в церковном суде, что брак изначально не был действителен.
Этот процесс поставил Теруцци и Лилиану в зависимость от священнослужителей-судей, которые провели мучительное судебное расследование, чтобы определить, были ли их первоначальные клятвы искренними . Следующие восемнадцать лет Теруцци боролся за расторжение брака, и Лилиана яростно сопротивлялась.
Позже, когда Муссолини неистовствовал, понижая в должности бездетных иерархов, а Теруцци снова пытался найти любовь и остепениться, он в итоге связался с другой привлекательной, высокой, энергичной чужачкой. Она тоже была еврейкой. У них родился внебрачный ребенок, и завязалась своего рода семейная жизнь. Затем вступили в силу фашистские расовые законы, и Теруцци, который стал министром африканской империи Муссолини, столкнулся с дилеммой, имея двух еврейских жен: с одной он не мог развестись, на другой не мог жениться. Статус этой второй жены становился все более и более серьезной проблемой, поскольку нацистские союзники фашистской Италии жаловались дуче, что его ближайшее окружение прохладно относится к реализации «окончательного решения».
Брак в каждом обществе является основополагающим актом, основан ли он на гражданском договоре или религиозных обетах. Речь идет о сексе и детях, о приобретении собственности и статуса; о семье и воспроизводстве своего рода, класса или расы; О любви и дружбе, о верностb. Это лежит в основе наших представлений о том, что действительно ценно в жизни.
[Книга]«Идеальный фашист» рассматривает брак Аттилио Теруцци как отправную точку для исследования нравственной жизни при фашистском правлении. В книге исследуется цель Муссолини, заключавшаяся в том, чтобы представить своё движение как «духовную» и «этическую» революцию, «политику сердца», в отличие от того, что он осуждал как бесплодную «политику мозга» либерального общества.
В ней рассматривается, как Муссолини использовал новый моральный порядок, прославляющий расово благотворную гипермужественность, для укрепления своей власти, и раскрывается, в какой степени этот новый моральный порядок зависел от войны за рубежом и внутри страны.
В ней рассматривается природа «Нового человека» фашизма и раскрывается окончательная несостоятельность амбиций Муссолини создать реинкарнацию Римской империи XX века. Целью Муссолини было не что иное, как уничтожение статус-кво католической церкви, короля, старой военной системы, буржуазии, «жертвенного ягнёнка» в лице итальянского народа – и свержение англосаксонской гегемонии в Средиземноморье.
Он хотел, как и многие харизматичные и реакционные лидеры, разрушить старый порядок. Как его восстановить, помимо укрепления собственной власти, путём разжигания войны и дальнейшего разрушения, – это был другой вопрос.
Я надеюсь, что эта книга предложит новое понимание социальной и эмоциональной природы людей, которые в той или иной степени являются главными действующими лицами любой тоталитарной политической системы.
***
Я ограничусь лишь малой частью, сокращенной историей, связанной с браком Теруцци, которая касается ранее обсуждаемого состояния в Италии "еврейского вопроса".
И как обычно, точное цитирование я буду отмечать синим цветом, сокращать и разбивать текст на отрывки ( книга очень объемная) и давать названия постов буду по своему усмотрению. Считайте это - объемным конспектом, а не переводом книги, возможно, кто-то заинтересуется и захочет прочесть оригинал.
Завтра: О фашизме и фашистах
|
|
</> |
Обзор российских производителей коньяка: КВК, Кизляр, Дербент, Фанагория и Прасковея
Как устроена школа в США: привычки, которые удивляют приезжих
А напоследок я скажу...
Совместное творчество
Старая пластинка (моя). Пикник. Родом ниоткуда
На абордаж
Однажды в Панипате
Принц и принцесса Уэльские посещают Шотландию
«Перекрестилась и поехала!»: как работают автолавки в Брянской области

