Атомная «Волга»: как возник главный фейк советского автопрома
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Наверное, никто не станет возражать, если будущая «Волга», производство которой готовит Горьковский автозавод, получит ядерную силовую установку. Главное, чтоб ездила! И при этом не фонила. Чем чёрт не шутит? В конце концов, любое изобретение когда-то начиналось с фантазии.
![«Ðолга-ÐÑом», Ð¼Ð°ÐºÐµÑ Ð 1:2, ÑкÑÐ¿Ð¾Ð½Ð°Ñ Ñаздела «Ðлава 2. ÐÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÐµÑвÑÑ
», полÑзÑеÑÑÑ Ð¾ÑобÑм ÑÑпеÑ
ом Ñ Ð³Ð¾ÑÑей павилÑона. ÐвеÑнÑе ÑÑÑки Ñ Ð¼Ð°ÐºÐµÑа Ñже оÑоÑвали. «Ðолга-ÐÑом», Ð¼Ð°ÐºÐµÑ Ð 1:2, ÑкÑÐ¿Ð¾Ð½Ð°Ñ Ñаздела «Ðлава 2. ÐÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÐµÑвÑÑ
», полÑзÑеÑÑÑ Ð¾ÑобÑм ÑÑпеÑ
ом Ñ Ð³Ð¾ÑÑей павилÑона. ÐвеÑнÑе ÑÑÑки Ñ Ð¼Ð°ÐºÐµÑа Ñже оÑоÑвали.](/images/main/atomnaya-volga-kak-voznik-glavniy-feyk-sovetskogo-avtoproma-fc363b.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b4c438f5952b407f06f355_65b4c43ead2c7979f4168a97/scale_1200)
![ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ñого, как благодаÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑм ÑовÑеменной ÑеÑ
ники ÑождаÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ·Ð´Ð¾ÑовÑе ÑенÑаÑии. ÐÑо â Ñнимок «Ðолги» Ñ Ð¼Ð¾ÑоÑом Mercedes-Benz и полнÑм пÑиводом из ÐнÑеÑнеÑа⦠ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ñого, как благодаÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑм ÑовÑеменной ÑеÑ
ники ÑождаÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ·Ð´Ð¾ÑовÑе ÑенÑаÑии. ÐÑо â Ñнимок «Ðолги» Ñ Ð¼Ð¾ÑоÑом Mercedes-Benz и полнÑм пÑиводом из ÐнÑеÑнеÑаâ¦](/images/main/atomnaya-volga-kak-voznik-glavniy-feyk-sovetskogo-avtoproma-8639fb.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b4c438f5952b407f06f355_65b4c43ef406b93feeeca156/scale_1200)
![⦠а ÑÑо â ÑоÑожаба неизвеÑÑного авÑоÑа на оÑнове Ñнимка «Ðолги» Ñ Ð¼Ð¾ÑоÑом Mercedes-Benz и полнÑм пÑиводом: «Ðолга-ÐÑом»! Ðногие веÑÑÑ. ⦠а ÑÑо â ÑоÑожаба неизвеÑÑного авÑоÑа на оÑнове Ñнимка «Ðолги» Ñ Ð¼Ð¾ÑоÑом Mercedes-Benz и полнÑм пÑиводом: «Ðолга-ÐÑом»! Ðногие веÑÑÑ.](/images/main/atomnaya-volga-kak-voznik-glavniy-feyk-sovetskogo-avtoproma-2f607d.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b4c438f5952b407f06f355_65b4c43e64c5ea13aab6051d/scale_1200)
![Ð ÑÑо â ÑÐ»ÐµÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÐºÐ¾ÑаÑивного оÑоÑÐ¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑкÑпозиÑии Ñаздела «Ðлава 2. ÐÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÐµÑвÑÑ
», кÑлÑман Ñ Â«ÐºÐ°Ðº-бÑ» ÑеÑÑежами ÑазÑабоÑÑиков «Ðолги-ÐÑом». ÐÑиÑÑм, на ÑоÑогÑаÑиÑÑ
в каÑеÑÑве пÑоÑоÑипа пÑедÑÑавлена ÐÐÐ-21 «Ðолга» вÑпÑÑка поÑле 1962 года, а Ð¼Ð°ÐºÐµÑ Ð¸Ð·Ð¾Ð±ÑÐ°Ð¶Ð°ÐµÑ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»Ñ 1956 года. Ð ÑÑо â ÑÐ»ÐµÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÐºÐ¾ÑаÑивного оÑоÑÐ¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑкÑпозиÑии Ñаздела «Ðлава 2. ÐÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÐµÑвÑÑ
», кÑлÑман Ñ Â«ÐºÐ°Ðº-бÑ» ÑеÑÑежами ÑазÑабоÑÑиков «Ðолги-ÐÑом». ÐÑиÑÑм, на ÑоÑогÑаÑиÑÑ
в каÑеÑÑве пÑоÑоÑипа пÑедÑÑавлена ÐÐÐ-21 «Ðолга» вÑпÑÑка поÑле 1962 года, а Ð¼Ð°ÐºÐµÑ Ð¸Ð·Ð¾Ð±ÑÐ°Ð¶Ð°ÐµÑ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»Ñ 1956 года.](/images/main/atomnaya-volga-kak-voznik-glavniy-feyk-sovetskogo-avtoproma-e21f7d.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b4c438f5952b407f06f355_65b4c43e98779f1cac103d14/scale_1200)
Другое дело, когда выдумка и правда перемешаны, и не в лихом мосфильмовском блокбастере, а в ответственном образовательном проекте. Тем более, такой солидной фирмы, как «Росатом». Цитирую по сайту ВДНХ:
«Павильон «АТОМ» — самый крупный в России просветительский комплекс, посвященный истории ядерной эпохи»
![ÐавилÑон «ÐÑом» â Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ ÑоÑка пÑиÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÐÐÐÐ¥. ÐавилÑон ÑпÑоекÑиÑован в бÑÑо UNK Project (аÑÑ
иÑекÑоÑÑ ÐиÑ
аил ÐванÑенко, Ðаниил СиÑников, Ðнна ХоÑ
лаÑÑева и дÑ.). ÐавилÑон «ÐÑом» â Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ ÑоÑка пÑиÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÐÐÐÐ¥. ÐавилÑон ÑпÑоекÑиÑован в бÑÑо UNK Project (аÑÑ
иÑекÑоÑÑ ÐиÑ
аил ÐванÑенко, Ðаниил СиÑников, Ðнна ХоÑ
лаÑÑева и дÑ.).](/images/main/atomnaya-volga-kak-voznik-glavniy-feyk-sovetskogo-avtoproma-3c06dd.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b4c438f5952b407f06f355_65b4c43ef406b93feeeca157/scale_1200)
![Ðозле подиÑма Ñ Ð¼Ð°ÐºÐµÑом «Ðолга-ÐÑом» ÑазмеÑÑн поÑÑниÑелÑнÑй ÑекÑÑ, взÑÑÑй из наÑÑно-попÑлÑÑной книги Ð. Т. ÐÑÑаÑенкова «ÐÑÐ¾Ð¼Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑомÑÑленноÑÑÑ» и ÑÑ
ема из жÑÑнала «ÐопÑлÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¼ÐµÑ
аника» за апÑÐµÐ»Ñ 2015 года. Ðозле подиÑма Ñ Ð¼Ð°ÐºÐµÑом «Ðолга-ÐÑом» ÑазмеÑÑн поÑÑниÑелÑнÑй ÑекÑÑ, взÑÑÑй из наÑÑно-попÑлÑÑной книги Ð. Т. ÐÑÑаÑенкова «ÐÑÐ¾Ð¼Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑомÑÑленноÑÑÑ» и ÑÑ
ема из жÑÑнала «ÐопÑлÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¼ÐµÑ
аника» за апÑÐµÐ»Ñ 2015 года.](/images/main/atomnaya-volga-kak-voznik-glavniy-feyk-sovetskogo-avtoproma-5339d7.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b4c438f5952b407f06f355_65b4c43ecf428b02803f8afc/scale_1200)
![Ð ÑÑо пиÑÑÑ? ЧиÑаем. Ð ÑÑо пиÑÑÑ? ЧиÑаем.](/images/main/atomnaya-volga-kak-voznik-glavniy-feyk-sovetskogo-avtoproma-c36f71.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b4c438f5952b407f06f355_65b4c43f3224a05976b8fda8/scale_1200)
![Ðнига Ð. Т. ÐÑÑаÑенкова «ÐÑÐ¾Ð¼Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑомÑÑленноÑÑÑ» (Ð.: ÐоениздаÑ, 1956) вÑложена в СеÑи. Ðнига Ð. Т. ÐÑÑаÑенкова «ÐÑÐ¾Ð¼Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑомÑÑленноÑÑÑ» (Ð.: ÐоениздаÑ, 1956) вÑложена в СеÑи.](/images/main/atomnaya-volga-kak-voznik-glavniy-feyk-sovetskogo-avtoproma-cb91e2.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b4c438f5952b407f06f355_65b4c43ffc48c148826185ff/scale_1200)
![СÑаÑÑÑ ÐмиÑÑÐ¸Ñ ÐамонÑова в жÑÑнале «ÐопÑлÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¼ÐµÑ
аника». ÐбÑаÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð° ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ меÑÑÑ, когда вÑÑел ÑÑÐ¾Ñ Ð½Ð¾Ð¼ÐµÑ Ð¶ÑÑнала (обведен кÑаÑнÑм). СÑаÑÑÑ ÐмиÑÑÐ¸Ñ ÐамонÑова в жÑÑнале «ÐопÑлÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¼ÐµÑ
аника». ÐбÑаÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð° ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ меÑÑÑ, когда вÑÑел ÑÑÐ¾Ñ Ð½Ð¾Ð¼ÐµÑ Ð¶ÑÑнала (обведен кÑаÑнÑм).](/images/main/atomnaya-volga-kak-voznik-glavniy-feyk-sovetskogo-avtoproma-8252a9.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b4c438f5952b407f06f355_65b4c43f12380d597e95c0eb/scale_1200)
Не убавить, ни прибавить. Впечатляет! Архитектура павильона, замысел, подача, обслуживание гостей. Увы, самую малость недосмотрели. Коль скоро эта «малость» связана с автомобилями, вставим своё веское «но» в поток елея. На минус втором этаже, в разделе экспозиции «Глава 2. Время первых» представлен экспонат «Волга-Атом». Макет М-21 «Волга» с 6‑ю колёсами, в масштабе 1:2. Табличка сообщает, что макет изготовлен на основе материалов ОАО «ГАЗ». Вокруг — масса умных текстов. Ещё бы! Помнится, в интервью НТВ советник генерального директора «Росатома» по информационным проектам Андрей Валерьевич Черемисинов заявлял, что «задача павильона, чтобы умных стало как можно больше!».
![СоздаÑелÑм макеÑа Ford Nucleon в маÑÑÑабе 1:2 нелÑÐ·Ñ ÑадиÑÑÑÑ Ð·Ð° ÑÑлÑ. Ðни не оÑлиÑаÑÑ ÐºÑаÑнÑй ÑÐ²ÐµÑ Ð¾Ñ Ð·ÐµÐ»Ñного. СоздаÑелÑм макеÑа Ford Nucleon в маÑÑÑабе 1:2 нелÑÐ·Ñ ÑадиÑÑÑÑ Ð·Ð° ÑÑлÑ. Ðни не оÑлиÑаÑÑ ÐºÑаÑнÑй ÑÐ²ÐµÑ Ð¾Ñ Ð·ÐµÐ»Ñного.](/images/main/atomnaya-volga-kak-voznik-glavniy-feyk-sovetskogo-avtoproma-35cf3b.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b4c438f5952b407f06f355_65b4c43fa0b15a1344f86b18/scale_1200)
![ÐÑигиналÑнÑй Ð¼Ð°ÐºÐµÑ ÑÑÑÑÑиÑÑиÑеÑкого «аÑомобилÑ» Ford Nucleon бÑл кÑаÑнÑм! ÐÐ°ÐºÐµÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑоили в 1958 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð² маÑÑÑабе 3/8. ЯвлÑеÑÑÑ ÑобÑÑвенноÑÑÑÑ ÐÑÐ·ÐµÑ ÐенÑи ФоÑда в ÐиÑбоÑне, ÑÑÐ°Ñ ÐиÑиган (инв. â THF 37896). Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð²ÑÑÑавлен в ÐаÑионалÑном мÑзее аÑомнÑÑ
иÑпÑÑаний в ÐаÑ-ÐегаÑе (ÑÑÐ°Ñ Ðевада). ÐÑигиналÑнÑй Ð¼Ð°ÐºÐµÑ ÑÑÑÑÑиÑÑиÑеÑкого «аÑомобилÑ» Ford Nucleon бÑл кÑаÑнÑм! ÐÐ°ÐºÐµÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑоили в 1958 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð² маÑÑÑабе 3/8. ЯвлÑеÑÑÑ ÑобÑÑвенноÑÑÑÑ ÐÑÐ·ÐµÑ ÐенÑи ФоÑда в ÐиÑбоÑне, ÑÑÐ°Ñ ÐиÑиган (инв. â THF 37896). Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð²ÑÑÑавлен в ÐаÑионалÑном мÑзее аÑомнÑÑ
иÑпÑÑаний в ÐаÑ-ÐегаÑе (ÑÑÐ°Ñ Ðевада).](/images/main/atomnaya-volga-kak-voznik-glavniy-feyk-sovetskogo-avtoproma-0b1781.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b4c438f5952b407f06f355_65b4c43ffd4e0d148dda8e00/scale_1200)
Загвоздка в том, что атомной «Волги» не существовало даже в замыслах. Горьковский автозавод ничего об этом проекте не знает, хотя напрямую был связан с атомной отраслью вплоть до начала 1990‑х годов — выпускал газовые центрифуги для обогащения урана. О невозможности осуществления «атомобиля» журнал «5 колесо» уже писал. И ладно бы, в сопроводительной табличке (в музеях её зовут этикеткой) крупно написали: ФАНТАЗИЯ! Но нет, сказано только, что макет изготовлен на основе материалов ОАО «ГАЗ». Что подумает нормальный умный человек? Конечно, он решит, что в далёкие 1960‑е на Горьковском автозаводе построили 6‑колёсную атомную «Волгу». Тем более, ему всё так подробно расписали, изобразили схему двигателя, поместили фотографии автомобиля-прототипа.
![Ð Ñнова кÑлÑман! Ðа ÑÑÐ¾Ñ Ñаз â Ñ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑией о Ford Nucleon. Ð ÑÑой инÑоÑмаÑии болÑÑе пÑоÑÑо поÑомÑ, ÑÑо Nucleon (назван в ÑеÑÑÑ ÑаÑÑиÑ-нÑклонов, ÑвлÑÑÑиÑ
ÑÑ Ð¾Ñновной ÑоÑÑавлÑÑÑей аÑомного ÑдÑа) ÑÑÑеÑÑвовал Ñ
оÑÑ Ð±Ñ Ð² макеÑе, а «Ðолга-ÐÑом» â ÑолÑко на аÑомаÑном ÑÑовне. Ð Ñнова кÑлÑман! Ðа ÑÑÐ¾Ñ Ñаз â Ñ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑией о Ford Nucleon. Ð ÑÑой инÑоÑмаÑии болÑÑе пÑоÑÑо поÑомÑ, ÑÑо Nucleon (назван в ÑеÑÑÑ ÑаÑÑиÑ-нÑклонов, ÑвлÑÑÑиÑ
ÑÑ Ð¾Ñновной ÑоÑÑавлÑÑÑей аÑомного ÑдÑа) ÑÑÑеÑÑвовал Ñ
оÑÑ Ð±Ñ Ð² макеÑе, а «Ðолга-ÐÑом» â ÑолÑко на аÑомаÑном ÑÑовне.](/images/main/atomnaya-volga-kak-voznik-glavniy-feyk-sovetskogo-avtoproma-90aed9.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b4c438f5952b407f06f355_65b4c43f9187e37ed8f7a744/scale_1200)
![Ðо вÑей видимоÑÑи, ÑоÑ, кÑо гоÑовил ÑоÑÐ¾Ð¶Ð°Ð±Ñ Ð¿Ñо «Ðолга-ÐÑом», подÑеÑпнÑл Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¿Ð°ÑнÑÑ
пеÑедниÑ
колÑÑ Ñ Ð´ÑÑгого макеÑа «аÑомобилÑ» Ford â Seattle-ite XXI. ÐÑдаÑÑийÑÑ Ð´Ð¸Ð·Ð°Ð¹Ð½ÐµÑ ÐÐ»ÐµÐºÑ Ð¢ÑемÑлÑÑ Ñоздал его Ð´Ð»Ñ Ð²ÑемиÑной вÑÑÑавки в СиÑÑÑле 1962 года. Ð Ñоже, бÑл поÑÑÑоен лиÑÑ Ð¼Ð°ÐºÐµÑ. Ðо вÑей видимоÑÑи, ÑоÑ, кÑо гоÑовил ÑоÑÐ¾Ð¶Ð°Ð±Ñ Ð¿Ñо «Ðолга-ÐÑом», подÑеÑпнÑл Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¿Ð°ÑнÑÑ
пеÑедниÑ
колÑÑ Ñ Ð´ÑÑгого макеÑа «аÑомобилÑ» Ford â Seattle-ite XXI. ÐÑдаÑÑийÑÑ Ð´Ð¸Ð·Ð°Ð¹Ð½ÐµÑ ÐÐ»ÐµÐºÑ Ð¢ÑемÑлÑÑ Ñоздал его Ð´Ð»Ñ Ð²ÑемиÑной вÑÑÑавки в СиÑÑÑле 1962 года. Ð Ñоже, бÑл поÑÑÑоен лиÑÑ Ð¼Ð°ÐºÐµÑ.](/images/main/atomnaya-volga-kak-voznik-glavniy-feyk-sovetskogo-avtoproma-fe7e09.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b4c438f5952b407f06f355_65b4c440d7cb2d3f686df21d/scale_1200)
После такого половина посетителей павильона уверуют, что атомная Волга» на самом деле была. И не переубедишь ведь: мнение толпы — штука мощная! Гуляет же по умам вредная байка о том, что «Победу» собирались назвать «Родиной», да быстро передумали, когда Сталин спросил: «И почём собираетесь Родину продавать?». Ох, нет, постараемся избегать слова «вредный».
![ТоваÑнÑй знак ÐÐÐ â леÑÑÑий Ð¾Ð»ÐµÐ½Ñ â на макеÑе «Ðолга-ÐÑом» воÑпÑоизведÑн веÑÑма ÑоÑно. УвÑ, в бÑÑо Lorem Ipsum, оÑвеÑавÑем за оÑоÑмление и наполнение павилÑона «ÐÑом», не Ñмогли назваÑÑ Ð°Ð²ÑоÑов макеÑа. ТоваÑнÑй знак ÐÐÐ â леÑÑÑий Ð¾Ð»ÐµÐ½Ñ â на макеÑе «Ðолга-ÐÑом» воÑпÑоизведÑн веÑÑма ÑоÑно. УвÑ, в бÑÑо Lorem Ipsum, оÑвеÑавÑем за оÑоÑмление и наполнение павилÑона «ÐÑом», не Ñмогли назваÑÑ Ð°Ð²ÑоÑов макеÑа.](/images/main/atomnaya-volga-kak-voznik-glavniy-feyk-sovetskogo-avtoproma-4cf356.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b4c438f5952b407f06f355_65b4c440df1b86386564cf40/scale_1200)
Видимо, чтобы подкрепить значимость проекта атомной «Волги», устроители экспозиции добавили в неё макет атомного автомобиля Ford Nucleon. Мол, и в США пытались, да и мы не лыком шиты. Если так, то странная у устроителей логика. Nucleon не вышел из стадии макета, он — чистой воды фантазия. Кстати, и об этом на стенде тоже не сказано! Оставим за рамками вопрос о том, насколько уместно такое внимание к американским проектам на выставке «Росатома».
![ÐогоÑип «Ðолга» Ñакже Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑвлÑÑÑÑÑ Ð·Ð°ÑиÑÑнной ÑоÑговой маÑкой ÐоÑÑковÑкого авÑозавода. ÐогоÑип «Ðолга» Ñакже Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑвлÑÑÑÑÑ Ð·Ð°ÑиÑÑнной ÑоÑговой маÑкой ÐоÑÑковÑкого авÑозавода.](/images/main/atomnaya-volga-kak-voznik-glavniy-feyk-sovetskogo-avtoproma-6602b5.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b4c438f5952b407f06f355_65b4c440194b0809df099982/scale_1200)
Плохо другое. В одном зале перемешаны и действительно воплощённые в жизнь проекты, и выдумки. И посетитель выходит из зала с горящими глазами, как в старом фильме «Праздник святого Йоргена»: «Было! Всё было!»
Хорошо. Попробуем докопаться до первоисточников. Ссылка на П. Т. Асташенкова, «Атомная промышленность», 1956 год ничего мне не говорила, пока не увидел на стене мартиролог (много букв!) с перечислением «авторов и правообладателей материалов, использованных для создания мультимедийного контента в экспозиционной зоне «Время первых»». Нашёл там «Волгу-Атом». К словам «Атомная промышленность» добавилось важное: «Воениздат». Книгу инженер-подполковника Петра Тимофеевича Асташенкова, вышедшую в «Воениздате» в 1956 году удалось найти. Чистейший научпоп! Судите сами: «На 200 тыс. километров пути при мощности, одинаковой с двигателем «Победа», он расходовал бы всего 12 г урана, в то время как «Победа» требует свыше 20 т бензина». Первое, о чём думаешь, а как на таком двигателе проводить регламентные работы? В переиздании своей книги, на этот раз в Государственном издательстве литературы в области атомной науки и техники (было и такое!) в 1962 году Пётр Тимофеевич был куда сдержаннее в прогнозах. Прикрылся американским опытом, и то — в единственном коротеньком абзаце. Видимо, получил звание полковника.
![Ð Ñазделе «Ðлава 2. ÐÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÐµÑвÑÑ
» наÑÑÐ´Ñ Ñ Ð¼Ð°ÐºÐµÑами вÑмÑÑленнÑÑ
пÑоекÑов пÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð¿ÑекÑаÑнÑе макеÑÑ Ð¾ÑÑÑеÑÑвлÑннÑÑ
пÑоекÑов, напÑимеÑ, звено ÑÑанÑпоÑÑабелÑной аÑомной ÑлекÑÑоÑÑанÑии ТÐС-3, поÑÑÑпивÑей в опÑÑнÑÑ ÑкÑплÑаÑаÑÐ¸Ñ Ð² 1961 годÑ. ÐÑÐ¾Ñ Ð¸ дÑÑгие макеÑÑ Ð¸Ð·Ð³Ð¾ÑÐ¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾ Ð·Ð°ÐºÐ°Ð·Ñ Ð±ÑÑо Lorem Ipsum, оÑвеÑавÑего за оÑоÑмление и наполнение павилÑона «ÐÑом». Ð Ñазделе «Ðлава 2. ÐÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÐµÑвÑÑ
» наÑÑÐ´Ñ Ñ Ð¼Ð°ÐºÐµÑами вÑмÑÑленнÑÑ
пÑоекÑов пÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð¿ÑекÑаÑнÑе макеÑÑ Ð¾ÑÑÑеÑÑвлÑннÑÑ
пÑоекÑов, напÑимеÑ, звено ÑÑанÑпоÑÑабелÑной аÑомной ÑлекÑÑоÑÑанÑии ТÐС-3, поÑÑÑпивÑей в опÑÑнÑÑ ÑкÑплÑаÑаÑÐ¸Ñ Ð² 1961 годÑ. ÐÑÐ¾Ñ Ð¸ дÑÑгие макеÑÑ Ð¸Ð·Ð³Ð¾ÑÐ¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾ Ð·Ð°ÐºÐ°Ð·Ñ Ð±ÑÑо Lorem Ipsum, оÑвеÑавÑего за оÑоÑмление и наполнение павилÑона «ÐÑом».](/images/main/atomnaya-volga-kak-voznik-glavniy-feyk-sovetskogo-avtoproma-b85c62.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b4c438f5952b407f06f355_65b4c441194b0809df099a45/scale_1200)
Однако ссылка оказалась недействительна: у Асташенкова про «Волгу» ни слова! И тут помог поиск «Яндекса» через изображения. Рисунок на стенде оказался один-в-один как в журнале «Популярная механика» за 2015 год, где была помещена обширная статья Дмитрия Мамонтова об «атомобилях». Она опубликована в апрельском номере журнала. То есть, является не более чем первоапрельской шуткой. Неслучайно главред «Популярной механики» Сергей Апресов во вступительном слове заявил: «Вы держите в руках номер, который войдёт в историю!»
![С 1956 года на ÐÐÐÐ¥ в павилÑоне â 62 «ÐÑÐ¾Ð¼Ð½Ð°Ñ ÑнеÑÐ³Ð¸Ñ Ð² миÑнÑÑ
ÑелÑÑ
» дейÑÑвовал наÑÑоÑÑий ÑдеÑнÑй ÑеакÑоÑ. Ð¡ÐºÐ²Ð¾Ð·Ñ Ð·Ð°ÑиÑнÑÑ ÑолÑÑ Ð±Ð°ÑÑейна поÑеÑиÑели могли наблÑдаÑÑ ÑвеÑение, вÑзванное делением ÑÐ´ÐµÑ (ÑÑÑÐµÐºÑ Ð§ÐµÑенкова). РеакÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ñвали до 1964 года, поÑом демонÑиÑовали. Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¿Ð°Ð²Ð¸Ð»Ñон назÑваеÑÑÑ Â«ÐÑ
Ñана пÑиÑодÑ». СÑÑанно, ÑÑо ÑабоÑники павилÑона «ÐÑом» об ÑÑом не знаÑÑ, и в ÑкÑпозиÑии павилÑона ÑÑÐ¾Ñ Ð¸Ð½ÑеÑеÑнейÑий ÑакÑ, поÑ
оже, никак не оÑÑажÑн. С 1956 года на ÐÐÐÐ¥ в павилÑоне â 62 «ÐÑÐ¾Ð¼Ð½Ð°Ñ ÑнеÑÐ³Ð¸Ñ Ð² миÑнÑÑ
ÑелÑÑ
» дейÑÑвовал наÑÑоÑÑий ÑдеÑнÑй ÑеакÑоÑ. Ð¡ÐºÐ²Ð¾Ð·Ñ Ð·Ð°ÑиÑнÑÑ ÑолÑÑ Ð±Ð°ÑÑейна поÑеÑиÑели могли наблÑдаÑÑ ÑвеÑение, вÑзванное делением ÑÐ´ÐµÑ (ÑÑÑÐµÐºÑ Ð§ÐµÑенкова). РеакÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ñвали до 1964 года, поÑом демонÑиÑовали. Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¿Ð°Ð²Ð¸Ð»Ñон назÑваеÑÑÑ Â«ÐÑ
Ñана пÑиÑодÑ». СÑÑанно, ÑÑо ÑабоÑники павилÑона «ÐÑом» об ÑÑом не знаÑÑ, и в ÑкÑпозиÑии павилÑона ÑÑÐ¾Ñ Ð¸Ð½ÑеÑеÑнейÑий ÑакÑ, поÑ
оже, никак не оÑÑажÑн.](/images/main/atomnaya-volga-kak-voznik-glavniy-feyk-sovetskogo-avtoproma-5d34e9.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b4c438f5952b407f06f355_65b4c44128512c617cd80f96/scale_1200)
И вошёл ведь! Хотя устроители выставки почему-то забыли упомянуть про журнал «Популярная механика» в списке источников информации. Так вопрос исторической правды (или неправды?) понемногу переходит в правовую плоскость. Как, скажем, трактовать слова о «материалах ОАО «ГАЗ»», использованных при создании макета? ГАЗ их предоставлял или сами раздобыли? Напомню, что Горьковский автозавод зарегистрировал торговые марки «Волга» (№ 814626) и отдельно — оленя (№ 874523). Оба торговых знака на макете присутствуют, иначе попросту «Волга» не была бы «Волгой». И в этом случае достоверность может стать предметом спора уже не историков, а юристов.
Одно бесспорно: реклама будущей «Волге» сделана шикарная. Дело за малым — начать её производство!
Благодарю Алексея Хресина за помощь в подготовке материала.
Денис Орлов, автомобильный историк
Что еще почитать:
8000 км на одной заправке: атомные автомобили Ford или будущее, которое не наступило
От атомной «Волги» до гусеничной АЭС: фейковые и реальные проекты атомоходов в СССР
«Конденсатор», «Трансформатор» и «Ока»: атомная артиллерия СССР