Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол»

Легендарная. Третья в мире и первая в СССР атомная подводная лодка. Стала второй в мире и первой в СССР, совершившей подлёдный поход на Северный полюс. Первой в СССР всплыла из подлёдного положения в районе Северного полюса.

Многострадальная. Многократно заслужившая право стать музеем.
С уважением к героическому прошлому лодки мы поднимемся на ее борт, преследуя специфические цели — мебельные.
Первый отсек (торпедный)
Главное оружие подводной лодки проекта 627 «Кит» — торпеды калибра 533 мм. Восемь торпедных аппаратов расположены в носовой части атомохода. Здесь же размещены система управления стрельбой, система воздушной беспузырной стрельбы и запасные торпеды (всего в боезапасе 20 торпед).

Как и некоторые другие отсеки подводной лодки, торпедный отсек использовался и как жилой. Вдоль каждого борта, над стеллажами с торпедами, оборудованы подвесные койки для матросов (всего 23 шт.). Койка представляет собой плоское крашеное металлическое корыто, в которое утоплен матрас. Изголовье асимметрично оформлено невысоким ограждением из нержавейки. Матросы спят ноги к ногам.

Также в первом отсеке размещали часть провизии, например консервированный хлеб. Человек, торпеда и хлеб — символическая троица.

Второй отсек (жилой)
На верхней палубе второго отсека расположены кают-компания на 8 офицеров, каюта командира, 4-местные каюты офицеров, сануголок, а также пост вахтенного отсека с приборами контроля газового состава воздуха.
Кают-компания находится по правому борту.

Она предназначена не только для питания офицеров, но и для проведения совещаний, а также для совместного отдыха.

Стены на треть их высоты обшиты стеновыми панелями. Вся мебель изготовлена по специальному заказу из ценных пород дерева. Так, длинный стол с высоким подстольем, оборудованным выдвижными ящиками, выполнен из лимонного дерева. Когда возникала необходимость, стол использовали в качестве операционного. Для этого над ним была установлена медицинская рампа с операционными светильниками.

Вдоль стен размещены диваны. Во главе стола стоит типовое кресло. Как оно выглядит — увидим в следующих отсеках. Рядом тумбочка: конструкция простая, но дверка отделана шпоном в елочку, а на крышке аккуратная балюстрада. На деталях интерьера не экономили.

Заглядывая в офицерскую каюту, отметим, что перегородки на всю их высоту шпонированы деревом. Металлические обечайки окрашены краской, причем в каждой каюте свой цвет. Чтобы не было бликов, использована матовая краска.
В отличие от матросских, висящих на цепях, здесь койка закреплена жестко. Металлический поручень прямой.

В изголовье добротного вида полочка.

Рядом с умывальником типовое вращающееся кресло. Рама металлическая, гнутая. Сиденье и спинка полумягкие. Накладные локотники деревянные.
Здесь же можно разглядеть конструкцию дивана. Наверняка пространство под сиденьем используется для хранения.

За диваном, выше его спинки, сделаны выдвижные ящики.

Закрепленные на второй перегородке шкафчики образуют лесенку.

Третий отсек
В третьем отсеке расположены центральный пост и основные пункты управления подводной лодкой — боевые посты штурманов, гидроакустиков и радиосвязистов. Из мебели здесь было замечено только кресло уже знакомой нам конструкции.

Всё пространство отсека занято всевозможными приборами

и рукоятками. В их форме, расположении, ритме, цвете есть особая эстетика.

Четвертый отсек (отсек вспомогательных механизмов)
Здесь установлены 2 дизель-генератора.

Их используют в качестве дополнительных или аварийных источников электроэнергии, для ввода атомных реакторов и обеспечения работы части приборов и систем.

Своя эстетика есть не только у приборов, но и у таких прозаических вещей, как дверцы,

крышки,

заглушки технологических люков.

Пятый отсек (реакторный) и шестой отсек (турбинный)
Пятый отсек был занят двумя атомными реакторами, шестой — двумя турбинами, преобразовывавшими тепловую энергию в электрическую. Оба отсека пропускаем в связи с их абсолютной немеблированностью :)
Седьмой отсек (электромеханический)
Здесь размещен пульт управления атомной энергетической установкой (пульт ГЭУ). Фактически он находится в шестом отсеке, но вход в него — из седьмого. Стол с откидными, как это раньше было у парт, крышками едва ли можно отнести к предметами мебели: все-таки это в первую очередь электротехническая установка. Зато вращающееся кресло нам уже хорошо знакомо.

Любуемся рукоятками.


В конце седьмого отсека расположены две офицерски каюты на 5 и 6 человек. Заглянем в пятиместную. Левая койка закреплена жестко.

Правая койка подвешена на цепях, как это было в первом отсеке.

Между двумя диванами консольно смонтирован стол на металлической ноге. В этой части каюта напоминает купе железнодорожного вагона.

Девятый отсек (кормовой)
Преимущественно это жилой отсек и одновременно столовая. Отсек мало насыщен оборудованием, поэтому здесь просторнее.

Между диванами — складные столы для приема пищи. Подвесные койки размещены наклонно — видимо, только для удобства посетителей.

Отдельное спальное место. Не знаю, что скажут профессионалы, но мне такой обособленный вариант расположения нравится больше всего.

Незаметно мы прошли все отсеки, от первого до девятого. Поднимались на борт в носовой части — сошли на берег около кормы.

Вдали через остекленную стену виден форт Петр Первый
На прощание постояли у боевой рубки. Можно только представить, какая жизнь кипела на борту.

Лодка находилась на службе с 1958 по 1991 год. За это время совершила 14 дальних походов, из них 6 на боевую службу. Преодолела более 128 тысяч морских миль. К 1994 году ее собирались сделать музеем, но тогда не сложилось. Получилось лишь 30 лет спустя.
Так атомоход К-3 «Ленинский комсомол» транспортировали по улицам Кронштадта к месту нынешней стоянки.


Спасибо, что сохранили. Из уважения к труду конструкторов, кораблестроителей и служивших на ней подводников.
Еще о военных кораблях СССР:
|
</> |