
Астана: 5 перелетов и 3 дня без блога


Когда первая, французская часть моей поездки перенеслась из-за забастовок в Париже, и моя секретарша, проведя не один час на телефоне с турагенством, окончательно сдалась, мои весьма неутешительные шансы свелись к двум вариантам: три перелета или 8 часов ожидания между самолетами во Франкфурте. Будь на этом месте Лондон, Мюнхен, Париж и Москва, я бы, не задумываясь использовала эту остановку с пользой, но ни рабочих дел, ни друзей в скучном Франкфурте у меня не нашлось. Выбор пал на три взлета, три посадки и три прохода через "ворота", несмотря на транзит.


К счастью, вылет пришелся на вечер, и я благополучно проспала почти весь путь до Лондона, да и на следующих двух отрезках пути мне необычайно повезло: при моих размерах три сидения в эконом-классе - это лучшее лежачее место, чем в первом. В перерыве я развлекалась фотографированием пятого терминала Хитроу, того самого, терминала-неудачника, который сначала долго не мог открыться, а потом справиться с потоками багажа и пассажиров. Последнее время стекло, свет и современные конструкции вызывают у меня детский восторг, видимо, в жизни не хватает пустоты и пространства.

А вот моему коллеге, чья секретарша успела взять билет на единственный полет с одной посадкой, повезло гораздо меньше. Приземлившись в Дубаях, он узнал, что его рейс отменен, вернее, с прошлого месяца летает из Абу-Дабе. К счастью, добравшись к шести утра в гостиницу и открыв более чем суточный завал рабочей почты, я сначала с удивлением прочитала спокойное сообщение, что он успел на рейс - а уже потом поток весьма эмоциональных сообщений от обеих секретарш. Иначе душещепательную историю про вызволение багажа в Дубаях и путешествие на такси в Абу-Дабе на 140 милях в час через песчанный шторм, чтобы успеть на рейс улетающий через 55 минут в полутора часах езды я бы прослушала в гораздо менее вменяемом состоянии. В нашу первую поездку мы всерьез полагали, что на встречу к американскому послу коллеге придется ехать в дорожных джинсах, пока багаж совершал свое собственное турне по европейским странам, а во вторую мне пришлось отдуваться за обоих в Москве, когда он не успел получить визу. Если еще прибавить, что и на этот раз секретарша забронировала ему гостиницу в Алматы, так как это была ближайший к Астане отель, рекомендованный турагенством - факт, случайно выявленный моей секретаршей при попытки забронировать меня туда же - картина дорожных проблем, преследующих наш проект, принимает пугающие размеры.

Ранним утром дороги в Астане пусты - впрочем, не забиты они и в остальное время суток, город явно выстроен "на вырост", и задержку в четверть часа местные жители гордо именуют "огромными пробками". Обслуживание на Air Astana и в отеле, как всегда выше всяких похвал: если казахские авиалинии начнут летать из Нью-Йорка в Европу, Азию, или хотя бы Техас и Сан-Франциско, я с радостью порежу пластик элитного пассажира тюрьмы с крыльями, именующейся American Airlines. Живой журнал по-прежнему заблокирован у всех, кроме двух местных провайдеров, Фейсбук открыт, ninjacloak.com, выручавший меня в период тоски по ФБ в Пекине не помогает. Центр, практически достроен и готовится к зимним Азиатским играм, став еще более эклектичным и прекрасным.

Как многие интроверты, годами спасающиеся "быстрорастворимым" общением в сети от тягот реальных разговоров, я приобрела немало хороших друзей путем развиртуализации после долгих лет общения. Вернее, приобретаются друзья именно в процессе общения. И если ваши разговоры носят достаточно серьезный и личный характер, то момент личной встречи редко прибавляет какие-либо сюрпризы, ну, разве что, окажется, что человек заикается, или голос выше, чем ожидалось. Но как раз суть человека куда лучше проявляется в разговорах виртуальных - если они, конечно, действительно являются серьезными и интересными обоим, а не просто обменом пикировкой по текущим новостям, а потому ни одна из моих многочисленных виртуализаций меня не разочаровала. Разочаровывает лишь дальность. За годы такой жизни у меня образовались друзья в центре Америки и на обоих побережьях, в Японии и Лондоне, Франции и Израиле, вот только в выходные бывает не с кем в собтсвенном городке дома спонтанно пива выпить пойти. С нетерпением жду решения проблемы телепортации. Тем не менее и в развиртуализации бывают новые витки - например, когда многолетние виртуальные друзья из Люксембурга и Нью-Йорка наконец встречаются....во время двухдневных командировок в Астану. На фото - Яна, она же
![Астана: 5 перелетов и 3 дня без блога [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=1)

После встречи с Яной мне удалось перехватить ровно час сна до первой встречи, потом начался обычный поток - встречи, обед с журналистом, встречи, и, наконец, ужин с партнерами. Учитывая, что мы с главой компании партнеров и нашим региональным директором из Москвы работали вместе 17 лет назад в IBM в Москве, то наши встречи представляют собой нечто среднее между обсуждением дел и сбором одноклассников. И если до кальяна в этот раз не дошло, то все американцы с нашей стороны были строго обучены стороной казахской смотреть в глаза, когда чокаешься. Урок требовал закрепления практикой, но явно отложился в памяти. Моему коллеге партнеры подарили кнут для изучения жестких методов руководства, а со мной разыграли сцену Золушки. Туфельки - на фото - полошли идеально, может, мне судьба была остаться в Казахстане?

На форум пришло в полтора раза больше человек, чем запланировано - в зале не хватило мест, и пришлось спешно открывать второй, где 80 человек смотрели на наши мордочки в ширикоэкранном варианте - то-то мы удивлялись, почему шумно снаружи. Интересная деталь местного бизнеса. Выступления должны были проходить в отеле "Пекин", но за две недели до мероприятия оказалось, что туда приезжает огромная делегация из Китая. А потому всех уже забронированных гостей - включая конференции - вышвырнули наружу путем уведомления письмом. Все. Это в Америке в такой ситуации отель находит другое место и оплачивает разницу - не говоря уже о расходах на уведомление участников о переносе ... мы не в Америке, господа. Так что несколько сот участников, в полтора раза больше запланированного - это, действительно, удивительно.

Год назад - в том самом зале в Рикосе, куда, в результате, перенесли форум - я объявила о создании в Астане Линукс-центра. За год ребята проделали колоссальный объем работы - в частности, провели первый конкурс проектов разработок и внедрения систем под Линукс, и предоставили мне честь вручать награды. Участвовать в нем мог любой гражданин или компания Казахстана. Конкурс проводили по четырем категориям: проекты и продукты для рабочих станций, проекты для государственных организаций и образования, проекты для коммерческих организаций и "остальное". Поданные проекты оценивались каждым из членов жюри по системе начисления баллов по каждому из критериев, по сумме определялся победитель. В жюри вошли не только представители IBM, работающие в бизнесе Линукс,но и независимые представители сообщества, например,
![Астана: 5 перелетов и 3 дня без блога [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=1)

Конкурс вызвал гораздо больший интерес, чем мы ожидали первоначльно, и в результате жюри оценивало 20 проектов, многие очень интересные. Например, одним из победителей стала компания, написавшая и внедрившая приложение для отслеживания и уменьшения энергозатрат на локомотивах - оно уже сегодня внедрено на почти 500 поездах в 17 депо Казахской ж/д. Или победитель в "остальных" проектах - человек, принимающий активное участие в работе сообщества и лично переведший Mozilla Firefox на казахский.

После форума, награждений, интервью и ряда встреч с заказчиками мы переместились в министерство железнодорожного транспорта. Об открытитии нового вычислительного центра рассказывать не буду - оно было хорошо освещено в прессе - но зато покажу самое замечательное: вид Астаны с 44-ого этажа. Дело в том, что министерство размещается в самом высоком здании столицы, здании необыкновенно красивом - много света, стекла, необычных линий - со смотровой площадкой наверху. На фотографиях хорошо видно, как далеко внизу осталась смотровая башня, прозванная в народе "чупа-чупс" - другая архитектурная достопримечательность и символ Астаны, о котором я писала год назад.
Говорят, следующее самое высокое здание уже строится.

Где-то между выступлениями и встречами я получила по электронной почте обложку своей книжки и финальный текст, уходящий в печать в понедельник. Через три недели у меня выйдет книга!

Рано утром, в начале восьмого, в Астане пахнет совсем как в моем детстве - дизелем, морозом, какой-то особой смесью городских запахов, очень похожих на Москву семидесятых. Сегодня Москва пахнет по-другому. И машины на улице есть - но не бесконечный и безграничный поток, как в евпропейских столицах, а скорее как тридцать лет назад, к тому же они, как правило, пыльные, ни одной яркой, и, в основном, старые седаны, хотя все больше европейские или японские, многие с правым рулем. И люди проходят - детей, замотанных шарфами (всего-то -1С!) в сад волокут, женщины в шерстяных беретах и с большими сумками. В Америке в городах женщины тоже носят большие сумки, но обычно несколько поменьше, и все на плече, а не в руках, я когда вижу таких женщин - в длинных пальто, шерстяных шапках, с большими сумками, без улыбок, тоже всегда детство вспоминаю.

В пятницу у нас образовался свободный час, и наша местная команда решила свозить нас в молл. Этот торговый центр интересен не самими магазинами - хотя мне очень понравился их набор европейских брендов - а архитектурой здания. "Ханский шатер" действительно имеет форму шатра, и настолько красив и необычен, что уже, говорят, внесен в Книгу рекордов Гиннеса. Он открылся всего полгода назад - во время нашей предыдущей поездки там еще шли строительные работы.

Центр, в соответствие со своим название, имеет форму шатра, стягивающегося металлическими конструкциями к цетру. Этот потолок я была готова фотографировать непрерывно и со всех точек.

На его последнем этаже располагается водный парк и спа с бассейном, заполненным морской водой. И зимний сад. И по периметру мола ходят смешные маленькие вагончики - парк аттракционов. Говорят, по вечерам и выходным тут многолюдно и весело. Мы дождались открытия "поезда" и проехали вокрут молла.


В ожидании я, наконец, купила себе сумку, в которую помещается мой новый ноутбук - в Ханском Шатре оказался хороший выбор и цены на европейские бренды, которых нет в Америке. Уже заранее предвкушаю ответ нью-йоркским друзьям на вопрос, откуда у меня такая красивая сумка - идея покупать предметы моды в Казахстане удивит многих.

Правда, ни один магазин в молле еще не принимает кредитки - хотя открылись уже полгода назад... потому что открылись всего полгода назад. А мой собственный банк, видимо, напуганный снятием двадцатки поутру в неизвестной им стране, заблокировал мою дебитовую карточку - раньше с ними такого не случалось. Времени позвонить из Астаны не было, придется разбираться в выходные. Впрочем, как говорится, не имей сто рублей, а имей сто друзей - мой коллега пришел в восторг от моего намерения пропагандировать Астану как столицу мировой моды и изъял из банкомата пару сотен в местной валюте, его банк оказался сговорчивее.

Посреди нашей прогулки меня настиг джет-лэг. Такой, от которого темнеет в глазах и реальность приобретает нетвердые очертания, свет начинает резать глаза, а голоса звучать потусторонне-глухо. Видимо это была судьба - лекарство превзошло все ожидания:

Остаток третьего дня прошел в деловых встречах и праздновании открытии офиса наших беларусских спартнеров IBA, участников проекта с Казахскими железными дорогами и одного из первых разработчиков, сертифицировавших свое программное обеспечение в Линукс центре.
Шофер повез нас в аэропорт непривычной дорогой. Оказалось, обычный путь в аэропорт перекрыт из-за приезда каких-то важных гостей. К счастью, на обходной путь в 6 утра пустовал, так что добрались мы быстро. А вот пассажирам из гостиниц в центре, с которыми мы разговорились в очереди на паспортный контроль, повезло меньше. Одному из них, жившему в отеле, куда поселили "нашествие" в сопровождении армии машин с мигалками, пришлось идти несколько кварталов с багажом до другого отеля, где его уже смогла подобрать такси. Разговорились мы, кстати, неслучайно - почему-то обычно спокойный паспортный контроль аэропорта Астаны представлял собой кошмар достойный Шереметево в его лучшие минуты. Задержки на осмотре багажа и десятки пассажиров, опаздывающих из-за них на московский рейс привели к тому, что вВосемь очередей к окошкам сбились в единую бурлящую толпу. При этом многие англо- и немецко- говорящие пассажиры явно сохраняли чувство юмора и обменивались шуточками, казахские пограничники напрягали голосовые связки, требуя отойти за желтую линию, соотечественники - привычные к тому, что и самолет может улететь без них, и никакие сданные в багаж чемоданы его не остановят - продолжали штурм. В результате пограничники решили проблему открыв один проход к окнам - так что мы, стоящие впереди в крайней правой очереди, оказались дальше всех от точки входа за заветную желтую линию. И вот тут отличие Астаны от Шереметьева проявилось во всей красе.
- Даже если вы пройдете раньше - объяснил молодой человек в форме с лицом Будды и таким же спокойствием на лице - вам все равно придется ждать, пока пройдут последние. Тут все - на три рейса. И без самых последних в этой толпе никто никуда не улетит.
Мы спокойно дождались нашей очереди - потому что, действительно, наш рейс на Вену никого не оставил позади.

Два рейса - шесть с половиной и девять с половиной часов - это подарок судьбы. Я успела поспать - между разницей во времени и полным расписанием в Астане мне ни разу не удавалось этого сделать более 3-4 часов подряд, так что даже приходилось перехватывать power naps - 15-20 минут сна в середине дня с включенным будильником. И еще вычитать 200 страниц верстки книжки ( и даже найти пару потерянных предлогов и запятых), сделать суточный объем работы, выпить венского кофе с яблочным штруделем на пересадке (вот они мелочи, приносящие радость в нашу жизнь) - и написать этот пост.

|
</> |