Ассиметрия: о квази-объективности
Сообщество «Общественное движение "Совесть"» — 15.02.2015Вообще-то, это началось не сегодня. Разные люди, движимые разными побуждениями, пытаются встать над схваткой РФ и Украины и, соблюдая объективность, пожурить обе воюющие стороны. Беспристрастно так. Что да: мы, в самом деле, напали, аннексировали, разожгли... Но ведь и они тоже не ангелы. Вот экономику свою развалили. Об обороноспособности не заботились. И вообще – воруют. Свободу слова у себя не соблюдают. Российские каналы отключают. Сторонникам "федерализации" ходу не дают. В президенты не того избрали. Националистическая истерия у них хлеще нашей. Снаряды в дома пападают. Ну, и так далее. С выводом – чума на ваши оба дома.
Если бы об этом писали только кремлевские журналисты, то тут и разговаривать было бы не о чем: душепродавцы, ну что с них возьмешь. Их что читать, что слушать – как в канализацию нырять. Но дело в том, что так думают и говорят далеко не только они, а многие люди как бы разумные (да, что там разумные – иногда В НЕКОТОРЫХ ОТНОШЕНИЯХ просто умнейшие люди, позавидовать можно) и как бы порядочные (а иногда В НЕКОТОРЫХ ОТНОШЕНИЯХ не то что порядочные – просто-таки святые, без кавычек). И вот это очень тревожный симптом нашей общей болезни.
Есть несколько, и совершенно очевидных, причин воздерживаться сегодня от любой критики Украины, когда пишешь на русском языке.
Первая – совершенно рациональная. Любая такая критика является самооправданием и работает как самооправдание. Я говорю не о личном самооправдании какого-нибудь господина Н. или товарища М. , а о коллективном – об оправдании для нас всех вместе той подлости, которую мы делали и делаем все вместе. Если они плохие, то мы уже не такие плохие. Это вывод не логический, логики здесь никакой. Но это вывод эмоциональный и от того еще более убедительный.
Вторая причина тоже вполне рациональная. Агрессора и жертву агрессии нельзя судить одним судом. То, что естественно и правильно для одного, становится невозможным для другого. Здесь нет и не может быть симметрии. И это обязан понимать не только умнейший (в некоторых отношениях) человек, но и любой человек с неповрежденной душой. Выдача военной тайны агрессора не вредит его безопасности – он и так в безопасности. Подыгрывание агрессору гражданами государства – жертвы агрессии, то есть коллаборационизм, безопасности жертвы агрессии вредит. И потому является изменой.
Я не слишком сложно? Хорошо, тогда поясню на примере. Компания шпаны поймала двух очкариков. И стала измываться. Деньги требуют. Сначала у одного очкарика. До второго пока очередь не дошла. Представьте, что в одном из шпанят вдруг проснулась совесть и он говорит: "Да, ладно, пацаны, не надо, пойдем...". Что это, измена, предательство? Для человека с неискореженным нравственным чувством очевидно, что, конечно, это никакая не измена. А теперь представьте, что второй очкарик заявляет: "Ребят, не слушайте, что у него денег нет, они за подкладку спрятаны". А это – измена? Или просто помощь бедным детям в их попытках стать богаче? Тоже ведь для человека с нормальной, нискореженной душой ответ очевиден. А если первый очкарик кинется драться, а второй станет хватать его за руку и кричать, что драться нехорошо? Это будет измена? Или – как?
Но есть еще и третья причина – уже не такая рациональная. Агрессор вообще не имеет права на критику жертвы. До начала эрэфо-украинской войны, до Крыма я написал немало горьких слов по поводу происходящего в Киеве. И сегодня, будь я украинским публицистом и пиши я на украинском языке, мне нашлось бы что сказать украинской аудитории такого, что многим в ней не слишком бы понравилось. Хватает проблем на Украине. Очень хватает.
Но обо всем этом сегодня говорить можно исключительно по-украински. И исключительно – внутри Украины. А учитывая то, что Украина борется за свою жизнь с многократно более сильным врагом (и что еще более важно – борется не только за свою, но и за всех нас жизнь, и в каком-то смысле даже борется не только за жизнь, но и за правду, что, впрочем, сегодня одно и то же), так вот, с учетом всего этого и на украинском языке такое критическое слово для внутреннего употребления должно быть найдено очень мудро.
Но я пишу не на украинском языке. И преимущественно – не для украинской аудитории. А для аудитории РФ просто необходимо знать, что попытки "а-они-сами"-ть в то время, когда РФ греет руки у костра, в котором мы сжигаем Украину, неважно – делаются ли эти попытки узколобыми троллями или высоколобыми интеллектуалами, свидетельствуют о крайне острой форме болезни нашего коллективного нравственного чувства.
Здесь нет и не может быть симметрии. Подняться над сценой изнасилования в позицию объективного наблюдателя – что он, конечно, не ангел, но она и сама, смотрите, как накрасилась – значит только одно: стать соучастником.
|
</> |