рейтинг блогов

«АССА» и чужие. Памяти кинорежиссера Сергея Соловьева

топ 100 блогов kinoah14.12.2021 Теги: Соловьев
«АССА» и чужие. Памяти кинорежиссера Сергея Соловьева

Умер Сергей Соловьев. Не хочется произносить никаких громких слов — давайте лучше поговорим о главном его фильме. Когда речь заходит об «Ассе», то чаще всего дальше начинается перечисление массы фактов, имен, названий, локаций, действующих лиц и так далее. Тонны статей, воспоминаний, пересказов, даже есть фанатская книжка журналиста Бориса Барабанова из газеты «КоммерсантЪ», куда вошли мемуары и интервью непосредственных участников тех событий.

Но главное тут вот что: это самый знаковый фильм Сергея Соловьева. Лучший ли? По этому поводу существует большой разброс мнений — пусть об этом дискутируют поклонники творчества режиссера. Сегодня разглядеть в нем можно что угодно: кто-то увидит здесь лишь банальный любовный треугольник в духе Болливуда, кто-то скажет, что это классический криминальный фильм, где стильному мафиози противостоит прекраснодушный художник, ну а самые въедливые с удовольствием порассуждают о кризисе / распаде / обломках империи, на закате которой этот фильм вышел.

Важно другое: «Асса» — это фильм-феномен, и огромная заслуга Соловьева именно в том, что он всех этих талантливых людей с их необыкновенными идеями собрал вместе, отвез в Ялту и сделал это ностальгическое кино.

«АССА» и чужие. Памяти кинорежиссера Сергея Соловьева

Игровое Пространство Параллельной Реальности

(Новиков-Котельников-Кондратьев-Африка-Шутов и другие)

В начале 80-х в Ленинграде на Шпалерной улице, которая тогда носила имя большевика-революционера Воинова, располагалась галерея «Асса», которую основал художник Тимур Новиков (он появляется в фильме в эпизодической роли).

Название АССА, само сочетание этих четырех букв, является, по-моему, народным творчеством. Во всяком случае, мне неизвестно, чтобы кто-то настаивал на его авторстве.

(художник Евгений Козлов)
На съемках фильма «Асса». Слева направо: Сергей Шутов, Сергей Соловьев, Павел Лебешев, Сергей Бугаев (Африка), Тимур Новиков. Фотография, раскрашенная Сергеем Шутовым. 1987. Архив Тимура Новикова, Санкт-Петербург
На съемках фильма «Асса». Слева направо: Сергей Шутов, Сергей Соловьев, Павел Лебешев, Сергей Бугаев (Африка), Тимур Новиков. Фотография, раскрашенная Сергеем Шутовым. 1987. Архив Тимура Новикова, Санкт-Петербург

Однако сам Новиков говорил вот что:

«Слово “АССА” было магическим волшебным словом, использовалось “Новыми художниками” уже с начала 1980-х годов. Термин “асса в массы” был введен Олегом Евгеньевичем Котельниковым, и очень часто эти заклинания, всевозможные тайные формулы передавались с помощью такого, скажем, необъяснимого их характера».

Новиков и Котельников — одноклассники, друзья и единомышленники. В 1983 в галерее «Асса» состоялась персональная выставка Котельникова и, кажется, духу «ассы» он продолжает следовать до сих пор. Об Олеге Котельникове и о том, чем он занят в пандемию, читайте в статье Екатерины Андреевой «Олег Котельников. Гений и квир».

Олег Котельников Асса, 1988 бумага, темпера, гуашь, смешанная техника 63,5 x 250 см
Олег Котельников Асса, 1988 бумага, темпера, гуашь, смешанная техника 63,5 x 250 см
В первом фильме Кондратьева, снятом вместе с Олегом Котельниковым, методом покадровой съемки оживляется дохлая курица. Фильм назывался «Асса» и был сделан за три года до своего знаменитого тезки в духе радикальной андеграундной концепции.

(кинокритик Сергей Добротворский в автобиографическом эссе о Кондратьеве)

Евгений «Дебил» Кондратьев — еще один персонаж ленинградской арт-сцены, вдруг запечатленный в таком для него вполне мейнстримном фильме, как «Асса». Один из снов мальчика Бананана (еще один художник Сергей Бугаев (Африка)) — это кадры из фильма «Нанайнана» 1985 г. — такое параллельное кино из альтернативной вселенной, которым в Москве занимались братья Алейниковы, а в Ленинграде некрореалисты Юфит, Кондратьев и компания.

Второй сон Бананана: цветовые пятна и черно-белые ускоренные кадры в духе немого кино (это сценки из перформансов на Пушкинской 10)
Второй сон Бананана: цветовые пятна и черно-белые ускоренные кадры в духе немого кино (это сценки из перформансов на Пушкинской 10)
Второй сон Бананана: цветовые пятна и черно-белые ускоренные кадры в духе немого кино (это сценки из перформансов на Пушкинской 10)
Второй сон Бананана: цветовые пятна и черно-белые ускоренные кадры в духе немого кино (это сценки из перформансов на Пушкинской 10)
Второй сон Бананана: цветовые пятна и черно-белые ускоренные кадры в духе немого кино (это сценки из перформансов на Пушкинской 10)
Второй сон Бананана: цветовые пятна и черно-белые ускоренные кадры в духе немого кино (это сценки из перформансов на Пушкинской 10)
Алейниковы, как и Юфит, стали известны во всем мире, а в России Сергей Соловьев увековечил Параллельное кино в своей ставшей уже классикой «Ассе» (1987): само название фильма является данью уважения (через подражание/присвоение) Евгению Кондратьеву и Олегу Котельникову, которые в 1984 году сняли короткометражку «Асса», в которой мертвая курица «воскрешается» за счет перекрутки пленки в обратном направлении (что опять же восходит, по крайней мере, к Вертову и т. д.).

Что еще более важно, в «Ассе» есть фрагмент, в котором Соловьев соединил «Нанайнану» Кондратьева (1986) с трясущимися кадрами из сцен перформансов на Пушкинской 10 (легендарный культурный центр в Ленинграде / Санкт-Петербурге), снятых Котельниковым и странными нарисованными и раскрашенными от руки рисунками, ассоциирующимися со снами и кошмарами.

(В 2009 году Соловьев представил «2-Ассу-2», продолжение своей культовой классики, которая медленно и подробно рассмотрела то, что стало с мечтами и надеждами этого андеграунда 20 лет спустя – а осталось от них очень мало, и большую часть которых составляют вещи, заполонившие современную ивент-культуру... Назовем это: фильм-имплозия.)

кинокритик Олаф Мёллер о параллельном кино
«АССА» и чужие. Памяти кинорежиссера Сергея Соловьева

Чужие здесь не ходят

В «Ассе» много объектов современного искусства, которые позже попадут на выставки и даже в музейные коллекции. Таковы, например, «Коммуникативная труба» и «Железный занавес» группы «Гнездо» (Донской — Рошаль — Скерсис), концептуалистов направления соц-арт. Эти работы можно было увидеть на нашумевшей выставке «Русское бедное» сначала в Перми, потом в Москве (на биеннале в залах Красного Октября я их не помню, но видела в Отделе новейших течений в Третьяковке).

Коммуникативная труба в комнате Бананана
Коммуникативная труба в комнате Бананана
Коммуникативная труба в комнате Бананана
Коммуникативная труба в комнате Бананана
Коммуникативная труба в комнате Бананана
Коммуникативная труба в комнате Бананана
Донской Геннадий (род. 1956), Рошаль Михаил (1956-2007), Скерсис Виктор (род. 1956) Проект Communication Tube, 1975 Бумага, тушь, перо. 29х20,5 см Пожертвование от Фонда содействия сохранению культурного наследия «Русский авангард» (Москва)
Донской Геннадий (род. 1956), Рошаль Михаил (1956-2007), Скерсис Виктор (род. 1956) Проект Communication Tube, 1975 Бумага, тушь, перо. 29х20,5 см Пожертвование от Фонда содействия сохранению культурного наследия «Русский авангард» (Москва)
Железный занавес Михаил Рошаль Железо листовое, металл, масло, 102х100,5 Государственная Третьяковская галерея
Железный занавес Михаил Рошаль Железо листовое, металл, масло, 102х100,5 Государственная Третьяковская галерея

Кроме Новикова помогал собирать работы и декорировать интерьеры для фильма московский художник Сергей Шутов.

И всё же неверно говорить, что «Асса» вышла исключительно из авангарда и андеграунда той поры — искусства «новых художников» и параллельного кино. Общая атмосфера зимнего Крыма действительно говорит об умирании / вымирании мира прошлого. Но ради чего? В пользу кого? Ярких мальчиков в кожаных куртках? Томных девочек без определенных занятий? Искусства, которое больше никто не хочет покупать?

«АССА» и чужие. Памяти кинорежиссера Сергея Соловьева
Позже Соловьев признается, что «Асса» — отнюдь не хвалебный гимн «мальчику Бананану», а элегическая песнь Крымову, «уходящей натуре» брежневских времен, обреченному романтику, выродившемуся в респектабельного мафиозо. Именно он — а не витающий в нарисованных облаках самоупоенно красивый мальчик — истинный персонаж трагедии заката Империи. Наступал «золотой век» «легких мальчиков», и «тяжелым» крымовым в нем уже не было места.

Будучи типичным представителем «шестидесятников», для которого нарождающееся поколение восьмидесятых было загадочнее инопланетян, Соловьев тем не менее попробовал создать своего рода интерактивное пространство, в коем отечественный андерграунд занял бы свою нишу. Режиссер сформулировал его как «Игровое Пространство Параллельной Реальности» и попытался реализовать в Московском центре искусств, открыть который предполагалось арт-шоу-премьерой «Ассы».

(Максим Медведев, «Позднесоветский «авторский» кинематограф», Киноведческие записки,
№51, 2001 г.)
Крымов (в исполнении режиссера Говорухина): уходящая натура брежневских времен, обреченный романтик
Крымов (в исполнении режиссера Говорухина): уходящая натура брежневских времен, обреченный романтик

Старая школа — это еще и художник-постановщик фильма Марксэн Гаухман-Свердлов, про которого иные говорят, что он там числился номинально, мол, всё сделали за него Сережа Шутов с Тимуром Новиковым. Так-то оно так, они действительно привнесли кучу очаровательного хлама и милой черкотни. Только вот в западном кино главного художника-постановщика неслучайно называют арт-директором, то есть человеком, который не просто придумывает отдельный интерьер как декоратор, не просто стилизует костюмы и грим, не только координирует подбор локаций для съемок, но и режиссирует со своей стороны общую визуальную концепцию фильма.

И если бы не опытный глаз великого художника-постановщика, то не знаю — возможно, в таком случае «Ассу» сегодня знало бы столько же людей, сколько ходит на выставки Сергея Шутова (последняя, кстати, закрылась буквально на днях — выставка с говорящим названием «Чужие здесь не ходят» — и тоже с намеком на полузабытый кинофильм 80-х и тоже со звучащей за кадром музыкой так называемых русских рокеров).

Оставить комментарий

Посты по теме:
Крым выступил за открытие прямого авиасообщения с Белоруссией  РИА НОВОСТИ
  1. Немецкая община пригласила нового канцлера Германии посетить Крым  РИА НОВОСТИ
  2. Канцлера ФРГ Шольца пригласили посетить Крым - ИА REGNUM  ИА REGNUM
  3. Гемпель предложил канцлеру ФРГ посетить Крым  Известия
  4. Немецкая община пригласила канцлера ФРГ Шольца в Крым  Комсомольская правда
  5. Посмотреть в приложении "Google Новости"
Крым-2021: от потопа до туристического бума  Парламентская газета
  1. Биография Сергея Соловьева  ТАСС
  2. Умер режиссер Сергей Соловьев  Lenta.ru
  3. Названа причина смерти Сергея Соловьева  РИА НОВОСТИ
  4. Умер режиссер «Ассы» Сергей Соловьев — Meduza  Meduza
  5. Стала известна причина смерти режиссера Сергея Соловьева  Российская Газета
  6. Посмотреть в приложении "Google Новости"
Умер кинорежиссер Сергей Соловьев  Вести.RuСтас Намин вспомнил, как Соловьев ездил с Ди Каприо на Кубу  Газета.Ru
Архив записей в блогах:
Замечательныйдокумент всплыл в немецком секторе сети c грифом секретно Секретно (англ. Confidential) — самый низкий уровень секретности правительственной информации. Нанесёт «ущерб» национальной безопасности, если станет достоянием гласности. Пошаговая инструкция о том, как уничтожить ...
Футбольные фанаты постепенно становятся отнюдь не футбольной темой, так что пишу о них в основном блоге. Сегодня они на полчаса задержали матч Лиги Чемпионов в Словакии (!), вчера на те же полчаса перекрыли движение на Ленинградке, дружно ...
Я уже публиковал заметку об рыбоводческой ферме "Астраханская фишка", неподалёку от Астрахани, где разводят разные породы осетровых рыб. Ферму основали обычные люди, семейная ...
Если отправиться в поселок Горячие Ручьи на побережье Кольского залива, то там особого труда можно будет отыскать старую военно-морскую базу Северного флота. Сегодня этот военный ...
Амфоры, амфитеатры, некрополи и культ Аполлона на южных границах Бескрайние степи и скалистые берега Азовского и Черного морей хранят в себе множество чудес. Когда-то их рассекали воинственные скифы, оставившие после себя курганы с сокровищами, венецианцы и генуэзцы налаживали здесь ...
  • Galochka30127 : RT @badsprootreserv: @JohnnyKupuansk @perepewsp @i_army_org Нахера богатым европейским господам подставлять под русские ракеты свои шикарны…

  • AlaBrovkina : RT @Wx4Dx: Сотрудников МВД, подписанных в соцсетях на Навального, те, у которых Крым украинский, уволили из органов ! Их немного, это раду…

  • vadimslus : RT @torvi2502: Крепость Фуна(дымная грек. )находится у западного подножия горы Южная Демерджи. Рядом с крепостью в средние века пролегал то…

  • Galochka30127 : RT @GriboedovMC: @i_army_org Это дата начала освобождения Крыма. Тогда украинцы порезвились в Корсуни - остановив автобусы с безоружными кр…

  • Agentincity : RT @PAltaica: Евродепутат от Франции Мариани: Крым вернулся в состав России по итогам референдума. «У нас есть миллионы беженцев из Ирака,…

  • ruslanniko : RT @moments_Spring: Евродепутат от Франции Тьерри Мариани: «Крым вернулся в состав России по итогам референдума.У нас есть миллионы бежен…

  • ruslanniko : RT @rianru: Немецкая община пригласила нового канцлера Германии Шольца посетить Крым https://t.co/0cvT53pXEF https://t.co/RFTkCo0Zpb

  • shandor16 : RT @razdjensia: @PanovaOlga1 Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Крым, Донбасс - территории оккупированные РФ https://t.co/dtpaDqnkMN

  • RiaCrimea : Президент Украины Владимир Зеленский выступил за активное привлечение США к процессу мирного урегулирования в Донба… https://t.co/hbros8dIb2

  • 2I713GqAtsNyADh : RT @jadubrovski: "Попахивает чем-то?"-сказал Карен Шахназаров на передаче "Вечер у Соловьева", когда сам Соловьев осуждающе сказал про срок…

  • wamam84 : Сергей Соловьев // Белая студия @Телеканал Культура https://t.co/FaypjFaHHb через @YouTube

  • Tatberd : Соловьев и Венедиктов:)) "Иерусалим. Жара. У мечети сидят двое попрошаек - араб и еврей. Входящие правоверные плюют… https://t.co/OqlKBzQU18

  • mit_vi : @shpak_ilya Так вон Соловьев тоже с птичьей фамилией, но Рудольфович и очень на вас смахивает ...и тоже без пальтА, но в лапсердаке...