Ashes to Ashes: 10 лет спустя

топ 100 блогов british_cinema21.05.2020 Ровно 10 лет назад в эфир BBC One вышел финал криминально-фантастической драмы Ashes to Ashes | Прах к праху.
Её предшественник "Жизнь на Марсе" считается одним из лучших сериалов вообще, входит в различные топы, имеет Бафту, Эмми и множество римейков, от американского (разумеется) до русского (говорят, неплохого).
А спин-офф, хоть и выдержал три сезона, обычно считается уже чем-то вторичным: там нет героя Джона Симма, зато есть женщина. Ну вы поняли.
Но спустя столько лет, кажется, можно уже вспомнить эти три сезона, не опасаясь холивара, потому что они не только дают всей истории полное и убедительное заключение, а зрителю больше полюбившегося им Джина Ханта, но и стали по-своему уникальными в истории телевидения.

Ashes to Ashes: 10 лет спустя


Избежать спойлеров сразу к двум сериалам непросто, но я надеюсь, что за эти годы все хотя бы раз читали синопсис: Алекс Дрейк, специалистка по криминальной психологии и мать-одиночка, изучает дело Сэма Тайлера. Выехав на захват заложника, она получает огнестрельное ранение и просыпается уже в 1981 году, где сразу встречает Джина Ханта и его команду, которых она уже заочно знает, благодаря показаниям Тайлера. То ли путешествие во времени, то ли галлюцинации в коме, и всё очень интересно и выглядит совершенно реально, но Алекс в любом случае нужно немедленно вернуться к дочери.

Когда я смотрела оба сериала, то была далека от мнений зрителей и критиков (благословенное время). "Жизнь на Марсе" был очень хорош, но почему-то не особенно грел душу — чего-то в нем не хватало. Оказалось, что именно этого мне и не хватало: более легкого тона, раскованности и стремительности, ярких вульгарных красок, больше юмора, но без потери в драме. Получилась трагикомедия, выкрученная на максимум: шекспировский накал страстей, неоновые огни, бусики и голубые тени, и всё это под хиты восьмидесятых, которые обычно слегка неудобно слушать вне контекста.

И, самое главное, мне нужна была эта восхитительная героиня. Первые серии Алекс Дрейк ужасно раздражала некоторых критиков и многих зрителей: она была самоуверенной и резкой, ничего не воспринимала всерьез и всеми силами пыталась отыскать, где тут выход. В обычной жизни она носила строгие костюмы и убирала волосы в пучок, а в новой решила попутно получить от жизни всё, включая химзавивку, белые сапоги и курточку, топы на одно плечо и свидание с миллионером. То есть была именно такой, какой редко бывали протагонистки на экране в нулевых. (Сейчас трудно в это поверить, но в 2008 году выходили обзоры критиков, которые считали, что Кили Хоуз не умеет играть, а Филип Гленистер публично обвинял их в мизогинии и предвзятости.)

И вот эту героиню поставили в пару к Джину Ханту.

Они свели работающую феминистку, совершенно современную умную женщину, с настоящим мамонтом из восьмидесятых: сексистом, шовинистом, матерщинником и алкоголиком, ненавидящим и подозревающим на всякий случай всех вокруг, кроме своих. То есть с героем, который абсолютно немыслим в 2020 году на правильной стороне.
И знаете, получилось идеально. Мамонт не превратился ни в принца, ни в белого коня, конечно, это же не американский сериал. А феминистка не прекратила быть собой и все три сезона объясняла на пальцах окружающим, почему важно верить заявлениям проститутки или уважать женщину-офицера. Но их взаимоотношения с первых секунд завораживали и напоминали бенгальский огонь — искры и треск. И так же неминуемо должны были когда-то закончиться.

При этом все романтические сериальные тропы авторы использовали в намеренно ускоренном режиме: вот через полминуты после знакомства Джин Хант уже комментирует длину юбки Алекс, через две несет её на руках в отдел, а ещё через десять они препираются в кладовке. Дальше они будут азартно раскрывать преступления, постоянно спасать друг друга в последний момент, закрывать собой от пуль, мучительно подозревать в предательстве, реанимировать и исповедаться в замкнутом пространстве под действием высоких температур. Опять же, это не американский сериал, поэтому "долго и счастливо" в меню не предлагается, и это странным образом освобождает от любых ожиданий. Хотя бы потому, что вы не знаете, чего ждать, и что вообще представляет собой их связь. (И я не скажу, потому что спойлеры.)

А ещё этот сериал как младший брат "Доктора Кто": здесь снимались все. В эпизодических и повторяющихся ролях появлялись Дэниел Мейз, Дэвид Брэдли, Шон Харрис, Расселл Тови, Рори Киннир, Руперт Грейвз, Стивен Кэмпбелл Мур, Амелия Баллмор, Гвилим Ли, Фил Дэвис и Лидия Леонард. Даже главные полицейские британского телевидения Эдриан Данбар, Роджер Аллам и Шон Эванс. Даже десятилетний Эйса Баттерфилд и супруги Кили Хоуз и Филипа Гленистера: Мэтью Макфэдьен и Бет Годдард.

Перед тем, как написать этот пост, я с некоторым опасением включила первую серию. Потом вторую и третью. Нельзя ведь дважды войти в одну и ту же сериальную реку, да и за эти годы многое может стать морально устаревшим. Но там всё было как прежде: история по-прежнему захватывала, ответы успели подзабыться и все-таки удивляли, и я увидела то же, что и в первый раз — бенгальские огни, лукавые глаза Кили Хоуз и проницательный взгляд Гленистера, дурашливые родные лица команды и, конечно, красную ауди кватро.


А для ностальгирующих или заинтересовавшихся два видео: первое без спойлеров, второе с ними.




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Половой диморфизм, где полигамность самцов противостоит моногамности самок, вещь хорошо известная. Отбору подвергаются в первую очередь самцы, у них же и наибольшая изменчивость; агент отбора – выбирающие самки. Вот устоявшиеся принципы, ...
Накрылась моя гармошка любимая, да. Унутре стало что-то грохать и звуки на правой клавиатуре пропале, да. Полез сматреть как там чо. Зато общественность может разрешить давно будирующую её проблемацию: "чо там в гармошках унутре?". Ну, вот: Она вся расклеилась, и один блок голосов ...
Осень, товарищи. Надо быстро высказаться, пока не началось... а, нет, уже началось, уже полетел по небу журавлиный клин , ведомый в теплые края Нашим Навсегда. Опоздала я. Ну и ладно. Пойду-ка я развлекусь, что ли. А есть ли в наших диких прериях более ...
С наступающим, друзья мои! Пусть он будет лучше, чем уходящий. Вспомнила свой прошлогодний пост про исполнение желаний - похоже, нам всем на этот год нажелали чего-то... геополитического. И как-то уже не до "нового счастья" - лишь бы новых несчастий не было. Что поделать... будем желать ...
Американский лингвист Джон Макуортер о странностях английского языка. "Носители английского знают, что это очень странный язык. Знают об этом и те люди, для которых он не является родным и которые его учат. Та странность, которую мы чаще всего замечаем, связана с правописанием, и ...