Арлекин против Панталоне
pavelrudnev — 02.10.2010Многие классические комедии построены на такой линии поведения:
свежая, задорная, любящая молодежь сплачивается, чтобы
одурачивать сварливых, скупых и глупых стариков. Причем средство
одурачивания однозначное: веселье, задор, артистизм, т.е. средства
театра, переодевания, перевоплощения, многоэтажное враньё, шантажи,
интриги. В достаточно циничной и откровенной манере молодежь
заставляет стариков понять, что пора уступать место, время не ждет,
любовь должна разрушать мёртвый закон. Пространство молодых -
любовь, энергия растраты; пространство стариков - закон, энергия
сохранения.
Так написаны многие комедии Мольера, так написаны комедии Шекспира
(то же "Укрощение строптивой", "Двенадцатая ночь" и даже
трагедии - "Ромео и Джульетта"), так у Бомарше и Реньяра, то же у
Гольдони ("Слуга двух господ") и так далее. Это наследие комедии
дель арте, где Бригелла и Арлекин одурачивают напыщенных и тупых
стариков Панталоне и Доктора. Те же темы присутствуют и у
Плавта, и в древнеримских народных комедиях, и уж тем более в
народном средневековом фарсе, где старики всегда остаются в
дураках. Причем ни герои этих пьес, ни авторы их никогда не
скрывают этих мотивов своих действий: все в достаточной мере
откровенно.
В русской классической драматургии эта тема отсутствует, а если и
звучит, то в трагической ситуации ("Гроза", например).
В нашем патриархальном и геронтофильском обществе, во многом
феодальном и восточном, где царит треугольная иерархия, где
общество возглавляют аксакалы и начальство - это всё и всё ради
начальства, тема циничного торжества молодости над старостью,
смертью не могла прозвучать в полной мере. Не одна ли это из многих
причин, по которым трагическая и драматическая интонация
доминировала над комедийным началом в русском театре, а русскому
актеру в свою очередь так не просто всегда взять легкую, волшебную,
комедийную интонацию Мольера или Бомарше?
|
</> |