Ариадна-Сара-Регина

Каждый раз в восторге от таких синхронов. В чате Петербургской
синагоги опубликовали ссылку
на статью про Ариадну Скрябину, чье жизнеописание читается как
приключенческий роман. В 1939 году пламенная сионистка Ариадна,
пройдя гиюр, стала Саррой, хотя, как сообщают участники чата, гиюр
ей принимать было вовсе необязательно (разве что гиюр ле-хумра).
Действительно, есть небезосновательное подозрение, что ее мать,
Татьяна Шлецер, происходила из семьи криптоевреев.
Прежде я про Арианду кое-что читала, даже прослеживала судьбу ее
потомков — особенно интересен путь второй дочери, Бетти, которая
пошла по стопам матери, участвовала в Движении Сопротивления, потом
поднялась в Эрец Исраэль, где и умерла в том же возрасте, что и ее
бабка и мать, а один из ее внуков стал довольно известным
израильским музыкантом. Но тут решила поизучать доступные сведения
повнимательнее — хотя бы статью в вики, которая довольно подробна.
В ней я обнаружила изречение, которое должно было войти в роман
Ариадны, «Лея Лифшиц»: «Le goi croit — le Juif sait» («Гой
верит — еврей знает»). Значит ли это, что знающий — уже не
гой? Любопытно, что продвинутые антисемиты (с одним из них имела
несчастье пересекаться по молодости) часто попрекают носителей
традиции этим знанием и его всячески высмеивают, хотя, на мой
взгляд, здесь имеется в виду совершенно конкретное знание, в
котором нет ничего недостойного — знание о Б-ге («Я сделаю вас
Своим народом и буду вашим Б-гом, и вы узнаете, что Я — Г-сподь,
Б-г ваш, выведший вас из-под египетского бремени»), и народам
мира оно по определению не свойственно. На материальном плане это
знание фиксируется в Торе, потому так важно ее изучение.
Затем я открыла отложенный до поры-до времени журнал с религиозной
рассылкой от beerot.ru, где как раз обсуждалась глава «Хаей Сара»
(«Жизнь Сары» — параллель с нашей героиней), и случайно обнаружила
в нем абзац, посвященный цепочкам передачи, а также тому, что из
себя представляет то самое знание:
«Согласно приведенной в Торе хронологии, от Адама до Ноаха
прошло десять поколений. В десятом поколении от Ноаха родился наш
праотец Авраам (Берешит, 5:4 – 29). Но поскольку до потопа
продолжительность жизни была значительно большей, многие поколения
пересекались. Так Адам на склоне лет был наставником Метушелаха, а
Метушелах обучал своего внука Шема (сына Ноаха), который, в свою
очередь, передал Тору, полученную от Адама — Аврааму.
Хатам Софер дает интересный комментарий на недельную главу
Балак. Он говорит, что вся Тора — это наше знание, мы не должны в
нее верить, поскольку это знание передавалось от отца к сыну, от
дедушки к отцу. И есть лишь одна глава в Торе, свидетелем которой
наш народ не являлся, — это глава Балак. В ней Балак, царь Моава
пытался поразить еврейский народ проклятиями и обращается за
помощью к пророку Биламу.
Евреи не присутствовали ни при их разговоре, ни когда Билам
невольно благословлял наш народ. Все остальное знание, включая
главы Берешит и Ноах, передавалось из уст в уста от Адама через
Метушелаха — Шему и далее.»
Очень яркое проявление синхронистичности; меня оно изумило. О
своеобразии недельной главы «Балак», которая не входит в состав
«Торат Моше», я тоже уже не раз упоминала, и мне представляется,
что в этом совпадении скрыт намек на то, что у народов мира также
есть свое знание, которым среди евреев обладают лишь некоторые
мудрецы, но, пожалуй, лучше без него и вовсе обойтись.

|
</> |