Архитектурный институт
dmitry-sasin — 24.03.2024 Московский архитектурный институт расположен в здании городской усадьбы Воронцова, которая также известна как усадьба Волынского. Ее построили на пересечении Рождественки и Сандуновского переулка в 1731 году, а затем неоднократно перестраивали.Изначально усадьбу возвели для казанского губернатора Артемия Волынского. В 1740 году Волынского казнили по обвинению в заговоре, а усадьба перешла к кабинет-министру Алексею Бестужеву-Рюмину. Сменив еще несколько хозяев, здание стало владением сенатора Ивана Воронцова. Главный корпус полностью реконструировали в стиле классицизма, особняк стал самой высокой постройкой в округе. После очередной реконструкции в здании разместилось Строгановское училище.
В первое десятилетие XIX века части владения Воронцова, выходившие на Кузнецкий мост (№№ 9, 11), были проданы, а центральная часть, принадлежавшая И. И. Бекетовой, и угловая часть, выходившая на Кузнецкий мост (№ 13), по купчей от 21 сентября 1809 года были приобретены для размещения Московского отделения Императорской Медико-хирургической академии. В тот же день для академии приобретается северный угловой участок, тоже выходящий на Рождественку, — у Б. В. Пестеля.
Огромный сад Воронцова был приспособлен под ботанический сад с участками для разведения лекарственных растений. В главном здании разместились аудитории, кабинеты, библиотека, в пристройках — больница, общежития для студентов и квартиры преподавателей и обслуживающего персонала. Московская медико-хирургическая академия была организована в 1800 году на базе медико-хирургического училища при Московском госпитале.
После капитального ремонта 28 сентября 1846 года в бывшем здании Медико-хирургической академии были торжественно открыты факультетские клиники Московского университета (терапевтическая и хирургическая, каждая на 60 кроватей, и акушерская — на 30). Не окончившие академию студенты доучивались здесь. В конце 1880-х годов медицинские клиники университета начали переводить в новые, специально построенные для них здания на Девичьем поле. Территория и здания старых клиник поступили в ведение Министерства финансов, которое передало их художественно-промышленному училищу, основанному государственным деятелем графом С.Г. Строгановым. Источник
Граф Сергей Григорьевич Строганов, на личные средства, в конце 1825 года открыл бесплатную школу рисования. Успехи строгановской школы в подготовке мастеров прикладного искусства заставляют правительство создать школу при Московском дворцовом архитектурном училище по образу строгановской, названой 1-й рисовальной школой. В 1843 г. С.Г. Строганов (ставший к тому моменту попечителем Московского учебного округа) передает свою школу государству, и с 1844 года она именуется 2-й рисовальной школой. В 1860 году 1-я и 2-я школы были объединены, и на их базе было создано единое училище, получившее название Строгановского училища технического рисования.
2. Эта дата MDCCCLX - 1860 отражена на керамической вставке в южной части фасада..
3. Первоначально училище располагалось на Страстной площади в доме, известном как "Дом Фамусова". В 1890 году для нужд Строгановского училища казной был куплен, изображенный на фотографии, особняк Воронцова.
На фотографии по красной линии улицы от левого до правого флигеля видна ограда. Сама ограда относится к началу XIX в. Разрыв посередине это ампирные ворота, утраченные в ходе реконструкции. На их месте появились новые ворота со сторожкой, которые до сих пор закрывают проезд.
Накопленные подлинники. зарисовки, слепки собранные в училище навели на мысль об организации музея прикладного искусства. Такой художественно-промышленный музей был создан в 1864 году, официальное открытие состоялось в 1868 году. После исторического музея и музея П.И. Щукина он был крупнейшим музеем русской старины. В 1892 году музей разместился в восьми залах первого этажа здания на Рождественке. 10 тысяч экспонатов были выставлены для свободного ознакомления широкой публике.
4. Музей носил имя императора Александра II. надпись можно разобрать в левой части кадра.
Особняк находился в неудовлетворительном состоянии, поэтому руководство Строгановского училища в 1890-1900 годах провело реконструкцию главного здания и левого флигеля. По проекту и под руководством академика архитектуры С.У. Соловьева и Д.П. Сухова главное здание подверглось значительной переделке. Парадный шестиколонный портик был убран, а на его месте был создан новый уникальный фасад.
5. Дата MDCCCXCII - 1892 относится к завершению работ на главном корпусе.
5.
В керамической мастерской училища, под руководством М. Васильева была выполнена полихромная керамическая плитка. Скульптурные портреты, медальоны известных художников, архитекторов и скульпторов выполнены В. Бровским в мастерских Строгановского училища в 1891 году.
7. В левой части медальона есть надпись, которая в результате многократного подкрашивания почти не видна. При сильном увеличении удалось прочитать, что это Микеланджело.
8. Здесь удалось разобрать только три буквы ARD в конце. Скорее всего это Леонардо да Винчи. Но кто-нибудь видел его портрет без бороды?
На южной половине фасада есть ещё два медальона, но к ним проход загорожен. как-нибудь при случае постараюсь пробраться или попробовать дальнобойным объективом снять.
9. Керамика на фасаде.
10.
11.
12. Для полной симметрии явно не хватает одного вазона.
13. Ещё одно здание института - небольшое строение перед усадьбой, флигель 1770-х годов, который в 1904-м перестроил Фёдор Шехтель.
14.
15. Керамическое панно было выполнено учащимися училища. На нём можно разобрать дату - 1892-й год.
16. В здании размещался магазин Строгановского училища, а сейчас во флигеле находится Книжная лавка архитектора.
В 1918 году на основе Строгановского училища были организованы Вторые свободные художественные мастерские, в которых занятия вели видные представители архитектуры и искусства: И,В. Жолтовский, А.В. Щусев, И.В. Рыльский, И.Э. Грабарь и др. В 1920 году вместе с Первыми (бывшее Училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой улице) эти мастерские были преобразованы во ВХУТЕМАС. На Рождественке разместилось архитектурное отделение.
В 1927 году ВХУТЕМАС был переименован в ВХУТЕИН (Высший государственный художественный технический институт). В 1930 году он был преобразован в Архитектурно-строительный институт (АСИ), а на следующий год переименован в Архитектурно-конструкторский институт (АКИ) и, наконец, в 1933 году реорганизован в Московский архитектурный институт. Сюда же вошло и архитектурное отделение инженерно-строительного факультета Бауманки.
17. В этом году исполняется 110 лет самому новому из зданий комплекса МАРХИ – так называемому «Новому корпусу» мастерских Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища. Он же корпус № 2, он же "Кузнецовский" корпус.
Корпус расположен справа от главного здания МАРХИ, тыловой частью он выходит в Сандуновский переулок. Здание выделяется как своим объемом, так и новизной архитектуры, при этом не диссонируя с более старыми постройками ансамбля. Своего рода протоконструктивизм.
Решение о строительстве Нового корпуса было принято еще в 1909 году, когда стала очевидной потребность в новых помещениях для мастерских Строгановского училища. Разработка проекта была поручена А.А. Галецкому, московскому зодчему эпохи модерна, с 1907 года занимавшему должность архитектора училища. Архитектор решает Новый корпус в стилистике рационального модерна, с оригинальными пространственными решениями и проработанным функциональным зонированием. При его создании в полной мере были учтены специфика учебного процесса художественного училища, требовавшего создания соответствующих помещений – просторных, высоких, хорошо освещенных залов, а также функциональные особенности различных производств. Принятый и утвержденный проект был близок к осуществленному в результате, однако в 1911 г. Галецкий отказывается от участия, и доработка проекта передается архитектору А.В. Кузнецову.
18.
Кузнецов вносит ряд изменений, касавшихся, главным образом, декора и интерьеров здания, и вводит новые формы конструкций. Новый корпус стал одним из первых зданий Москвы, выполненных из непривычного тогда железобетона. Кузнецову принадлежит и оригинальное решение центральной лестницы, ставшей визитной карточкой корпуса. Интересно, что на первоначальных кузнецовских чертежах и эскизах здание имело богатый архитектурный декор, однако на завершающем этапе строительства, по причине нехватки средств, от него отказались. Для экономии средств на отделку здания дорические капители колонн были заменены новаторскими конусообразными. Решение оказалось удачным, и в дальнейшем такие капители неоднократно применялись в архитектуре московских зданий.
19.
20. Фойе корпуса.
Датой открытия Нового корпуса условно может считаться 1 сентября 1914 года, когда были закончены строительные и отделочные работы. Но началась Первая мировая война и в новом здании немедленно был размещен госпиталь Московского Городского Кредитного общества, оборудованный по последнему слову развития медицины того времени. Он функционировал автономно от Строгановского училища - главный вход был устроен с Сандуновского переулка, а в одноэтажной части здания со стороны внутреннего двора, выстроенной для размещения скульптурной мастерской, разместилась временная госпитальная часовня.
После революции временный госпиталь прекратил свое существование, а Строгановское училище было реорганизовано в I Свободные Государственные художественные мастерские, которым все еще требовались помещения. Таким образом, в 1918 году Новому корпусу была фактически возвращена его изначально задуманная функция художественных мастерских – но уже в новом учебном заведении, ставшем одним из ключевых центров реорганизации художественного образования. После создания в 1920-х ВХУТЕМАСа, здесь, в Новом корпусе, размещаются его основное отделение, дерметфак, полиграффак, читается курс пропедевтики, в одноэтажной части 1 этажа размещается скульптурная мастерская. На крыше корпуса располагается спортзал (по отзывам современников – лучше всего оборудованный в Москве) и открытые площадки, также использовавшиеся для спортивных занятий.
При организации в 1930 г. Архитектурно-строительного, а в 1933 г. – Московского архитектурного института, помещения бывших мастерских продолжали использоваться как учебные аудитории. В 1935 г. часть корпуса занимает Министерство высшего образования, в 1939 г. расширившее свои владения, заняв половину всего здания. В результате создавшейся нехватки учебных помещений в 1960-е гг. МАРХИ застраивает крышу Нового корпуса учебными аудиториями. Лишь в 1970-х гг. министерство выезжает с Рождественки, возвратив здание Архитектурному институту.
В 2006 году на месте бывшей скульптурной мастерской открылась Галерея ВХУТЕМАС - значимый центр популяризации творческого наследия русского авангарда, становление которого когда-то происходило в ее стенах. За время существования галереи в ней был проведен целый ряд выставок, лекций и конференций, посвященных как истории и персоналиям русского авангарда, так и современным российским и зарубежным мастерам архитектуры, дизайна и других видов искусства. Источник
21. Ещё один учебный корпус института выходит своим парадным фасадом на Рождественку.
22. Под этот корпус в 1890-м году архитектором С.У. Соловьёвым была перестроена университетская клиника.
23. Сейчас это 3-й корпус института.
Студенты МАРХИ называют себя «мархишниками» и при посещении достопримечательностей оставляют граффити с надписью «Ушацъ». Она есть на Эвересте, Эйфелевой башне, стенах Соловецкого монастыря, пирамидах в Гизе. А скрывается за этим загадочным словом фамилия одного из студентов, ставшая символом «мархишников». По легенде, Миша Ушац однажды ночью пробрался в класс рисования, выбрал лучший мольберт и нацарапал там свою фамилию, чтобы заполучить заветный экземпляр. Но его план провалился: утром на всех мольбертах красовалась его фамилия. Говорят также, что Миша Ушац был брезглив и подписывал все, к чему прикасался: от ложек до мебели.
Я когда-то давно пару раз сталкивался с такой надписью, одна из них была в общественном туалете. Не знаю, жива ли ещё эта традиция.
|
</> |