Архитектура фарфора
atlanta_s — 09.12.2022 Я, наверное, как большинство "девочек" люблю фарфор. В частности посуду. Ну всякие там чашечки, чайнички, тарелочки. Поэтому приходя на выставки, где встречаются подобные предметы я обращаю на них особое внимание. Не стала исключением и последняя выставка в Царицыно, о которой я писала. Но сегодня я хочу уделить внимание именно фарфору. Правда не всему, а лишь отдельной его части.Единственное, я не смогла найти почти никакой информации о человеке, создавшем эту красоту. В интернете лишь скупые и стандартные фразы типа - родился, учился, создал и умер.
Борис Ефимович Калита - неутомимый искатель и создатель новых форм привычных и обыденных вещей - чайника, чашки, блюдца. К своим работам, к сервизам, он всегда подходил как к скульптуре. Борис Калита - один из немногих подлинных «формообразователей» в российском фарфоре ХХ века.
На выставке представлены лишь некоторые его работы, но все они, на мой взгляд, шедевры.
Если говорить о том, что мне понравилось больше всего, то, пожалуй это его сервиз «Кусково - осень-2012», который к сожалению стал последней работой художника. Бориса Ефимовича не стало в 2015 году.
Большое влияние на творчество Бориса Калиты оказал супрематизм Каземира Малевича. Супрематические штудии (рисунки, наброски) привели Бориса Ефимовича к идее применять в фарфоре архитектурные методы формообразования. При этом Калита оставался верен традициям супрематистов, соединяя в одном художественном предмете несколько контрастных форм. В сахарнице сервиза использованы архитектурные формы павильонов «Грот» и «Большая каменная оранжерея» усадьбы Кусково, в чайнике угадываются фрагменты форм усадебного храма Всемилостивого Спаса, церковной колокольни и все той же Большой каменной оранжереи. В роли украшения стола - в сервизе выступают скульптуры сфинксов, подобные тем, которые фланкируют пандусы летнего дворца графа П.Б. Шереметева в Кускове.
Сервиз «Кусково - осень-2012- стал одним из самых ярких проявлений оригинального стиля Бориса Ефимовича Калиты.
О своем любимом материале и о своем творчестве Борис Ефимович Калита говорил так: "Фарфор - материал более долговечный, чем человек, а "вещи есть отражение времени, их породившего". Ему всегда хотелось сделать вещи новые, непохожие на известные, поэтому пытался развивать традиции авангардного фарфора 20-х-30-х годов, именно развивать - идти дальше, но не повторять.
Еще один сервиз, точнее предметы из сервиза, также создан под влиянием творчества К. Малевича. Сервиз называется "Балтика-Малевич"
Вариант этого же сервиза, но в черном цвете называется "Балтика-Черный". Автор росписи Марина Безенкова.
Невероятно теплый и душевный сервиз, ну, то есть снова предметы, "Мой поселок" ("Вербилки"). Мне почему-то вспомнилось стихотворение Ивана Сурикова. "Вот моя деревня: Вот мой дом родной;"... Странные наверное ассоциации.
Предметы из сервиза "Олимпийский" - отсыл к древнегреческим амфорам. Автор росписи - Галина Кузнецова.
Сервиз "Арко2". За создание чайной пары этого сервиза Борис Калита получил вторую премию по итогам Фарфорового конкурса художников СССР, Министерства легкой промышленности СССР и журнала "Декоративной искусство СССР"
В 1980-х годах Борис Ефимович ездил в командировку на Ленинградский фарфоровый завод. В его архивах сохранилось много пейзажей северной столицы, на которых он с любовью изобразил классическую архитектуру города. Но не искусство имперского Петербурга, а супрематический фарфор Петрограда оказал влияние на дальнейшее развитие стиля Калиты. В сервизах 1990-х и 2000-х годов он продолжал намеченные в 1920-х годах на Государственном фарфоровом заводе эксперименты Казимира Малевича по достижению «динамического покоя» художественного объекта через разложение и соединение, столкновение и слияние, контраст и чередование различных форм. Еще один сервиз так и называется "Супрематический". На выставке представлены предметы из этого сервиза. Представила как из такой чашки чай пить... Хотя, наверное приятно )
Чайник "Я и моя Маша"
Предметы из чайно-кофейного сервиза "Цветочек". При чем тут цветочек я так и не поняла. Ну разве что на чашках.
Чайник из чайно-кофейного набора "Советский" или "Слава труду".
И чайник "Индустрия". Прямо представляешь какое-нибудь производство с трубами.
Работы Бориса Ефимовича Калиты хранятся в Государственном Историческом музее, государственном музее керамики и усадьбе "Кусково", в Российском музее Декоративно-прикладного и народного искусства, в Архитектурно-художественном музее г.Сергиев-Посад, в архитекрурно-художественном музее г.Истра, в краеведческих музеях г.г. Дмитрова и Талдома, в музее Дмитровского фарфорового завода, в художественном музее г.Сумы (Украина), в частных коллекциях в Париже, Праге, Германии, Чили и США.
Потрясающий фарфор. Настоящее произведение искусства.
|
</> |