Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

топ 100 блогов dmitry_sasin15.01.2024 Макси́м Ка́рлович Ге́ппенер (варианты имени, встречающиеся в документах: Вильгельм-Эдуард Максимилиан Геппенер, Максимилиан Карлович Геппенер, или Гепнер, нем. Hoeppener, в некоторых источниках Хёппенер) — русский архитектор немецкого происхождения. Работал в Москве в Строительном совете городской управы. Главный архитектор коммунальных служб города в период их строительства при градоначальнике Н.А. Алексееве.
    В Википедии значится около 40 объектов, построенных Геппенером, но некоторые из них состоят из нескольких зданий. Я разобью его творения на 4 группы, поэтому будет 4 поста:
1. Учебные заведения и приюты;
2. Объекты водоснабжения;
3. Канализация;
4. Остальное: особняки, доходные дома, церкви, объекты транспорта и электроснабжения для него, полицейская часть.

Детский приют Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях (1888—1889, Москва, Гороховский переулок, 17), ныне — Школа акварели Сергея Андрияки;
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

2.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

3.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

4.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

5.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

    В 1888 году этот земельный участок со всеми его строениями принадлежал Евангелическому попечительству о бедных женщинах и детях. В рамках своей деятельности — «доставление средств к улучшению нравственного и материального состояния преимущественно бедных женщин и детей (сирот или детей неимущих родителей)» - в 1862 году Попечительство создало приют для сирот. Сначала дети жили в женской богадельне на Немецкой (Бауманской) улице, затем, в 1887 году они были переведены в отдельный дом, принадлежавший «швейцарскому гражданину Якову Лерху» (сегодня - Гороховский переулок, дом 19). А в 1889 году на соседнем земельном участке (дом 17) Геппенер строит для Приюта специальное здание. На открытии нового богоугодного заведения присутствовал князь Владимир Андреевич Долгорукий.
    В Приют принимались «бесплатно живущими дети обоего пола, евангелического исповедания, от 2-х до 8-ми лет». Здесь жили не только сироты, но и дети бедных родителей – немецких и русских подданных. Малыши вставали в 7 часов утра, в половине девятого получали молоко с хлебом, с 10 до 12 часов обучались грамоте и счету, после полудня обедали, в 4 часа пили молоко, затем занимались рукоделиями или гуляли в саду, а в 8 часов вечера ложились спать. Воспитанники получали полное содержание, а по достижении 8-ми летнего возраста они переводились в школу для бедных детей и сирот. Приют просуществовал до 1915 года и после немецких погромов был закрыт. В 1923 году в здании размещался Детский дом для питания, с 1940 году пользователем его был Мособлпромсовет, с 1972 года – Архитектурно-планировочное Управление Мособлсовета. До конца 90-х годов XX века здесь находились Мастерские архитектурно-художественного фонда при Областном союзе художников и Московский областной художественный фонд. После реконструкции здания, с 1999 года размещается Московская государственная специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом.

6.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения IMG_0465

    Максим Геппенер родился в Москве 4 июня 1848-го года в купеческой семье этнических немцев. Предположительно, учился в Петропавловском мужском училище при лютеранской церкви Святых Петра и Павла. Окончил Третью Московскую реальную гимназию. В 1865—1869 годах учился на строительном отделении Политехникума в Карлсруэ, где получил профильное образование.
    В 1871 году он вернулся в Москву и поступил в ученики к Александру Каминскому — известному архитектору. Спустя пять лет его назначили архитектором Императорского воспитательного дома, а в 1877 году Геппенер начал работать в Московской городской управе и стал членом архитектурно-технического отдела строительного совета. В его составе он выполнял крупные заказы городского правительства: проектировал сооружения московского трамвая, водопровода, канализации, строил учебные заведения. С 1914-го года, как обладатель немецкой фамилии, заказы не получал и больше ничего не строил. После революции продолжил работу на административных должностях. Умер 10 декабря 1924-го года, похоронен на Введенском кладбище, могила не сохранилась.

7.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

8. Училищное здание (1902, Москва, Скорняжный переулок, 4).
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

9. Эти здания принадлежали Домниковскому училищу. Когда-то мимо проходила Домниковская улица, но в конце 20-го века строения на ней были разрушены, построены новые и улица стала носить имя Маши Порываевой, а её продолжение - проспект академика Сахарова.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

10.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

11.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

12. Даже столбики ограды должны быть красивыми.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

13. Четвёртая московская женская гимназия (1886—1887, Москва, Садовая-Кудринская улица, 3).
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

    В «Спутнике зодчего по Москве» – книге, изданной ко Второму съезду русских зодчих, отмечается: «Просторные классы обильно освещены высокими окнами, подведенными почти под самые потолки, и расположены в двух верхних этажах трехэтажного строения, по обеим сторонам широких средних коридоров, получающих свет через большие, во всю стену окна, находящиеся по обеим концам и через открытые арочные отверстия соединяющие коридоры с прилегающими к ним рекреационными залами. В нижнем этаже около такого же среднего коридора группируются: зал для пения и танцев, большой рукодельный класс, инспекторская с приемною, помещение для ожидающей учениц прислуги, гардеробная квартира главного надзирательницы и, по особому коридору, комнаты для служителей и женской прислуги. Отопление производится посредством голландских печей с притоком наружного подогревающего воздуха».
    Здесь училась поэтесса М.И. Цветаева. После революции 1917 г. гимназия была ликвидирована как благотворительное учреждение, а здание передано в ведение Наркомздрава. В 1923 г. в части корпусов был размещён Нервно-психиатрический институт.
    В 1920-е годы в школе, основанной на месте женской гимназии, учился Б.Е. Черток – выдающийся конструктор ракетно-космической техники, соратник С.П. Королёва (см. его книгу «Ракеты и люди, т.2, Фили - Подлипки - Тюратам»). По его же информации после войны здание было передано лаборатории, занимавшейся проблемами сохранения тела Ленина (в настоящее время – Научно-исследовательский и учебно-методический центр биомедицинских технологий (НИЦБМТ) ВНИИ лекарственных и ароматических растении (ВИЛАР), расположен на улице Красина, 2). Здесь же бальзамировали и тело Сталина.

14. Административный корпус Комиссаровского технического училища, 1892-й год.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

    Здания бывшего Комиссаровского технического училища, основанного в 1865 г. видным педагогом, инженером X.X. Мейном на средства богатого железнодорожного дельца П.И. Губонина и названного по фамилии мещанина, спасшего Александра II, когда в него стрелял Д.В. Каракозов. Сначала это заведение было ремесленной школой, а потом стало средним техническим училищем, где готовились специалисты-механики. Училище имело большие заслуги в создании отечественных кадров, его выпускники, «комиссаровцы», были желанными работниками на любых заводах и фабриках в России. Поступить туда было довольно трудно — конкурс достигал шести-семи человек на место.
    После революции училище было преобразовано в механико-электротехнический техникум, а потом в институт имени М.В. Ломоносова, которым руководил Г.М. Кржижановский и где преподавали такие крупные ученые и практики, как Е.А. Чудаков, Б.С. Стечкин, В.С. Кулебакин, Р.Э. Классон и другие. В 1930-х гг. здесь находилось несколько институтов: сельскохозяйственного машиностроения имени М. И. Калинина, Автотракторный, Автомеханический имени Сталина, Машиностроительный имени И.И. Лепсе.

15. Учебный корпус училища.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

16.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

17. Дом городских училищ имени Императора Александра II (1899—1890, Москва, Миусская площадь, 9), ныне один из корпусов — Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева;
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

18. Характерный для Геппенера пёстрый кирпичный стиль.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

19.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

20. Ксенинский учебно-ремесленный приют при Работном доме (1895, Москва, Малый Козловский переулок, 1);
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

21. Сейчас здание принадлежит волейбольной школе олимпийского резерва.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

22. Неужели там волейбольный зал выгородили?
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

23. Городское начальное училище для девочек им. К.В. Капцовой (1896—1897, Москва, Леонтьевский переулок, 19/2 — Шведский тупик, 2/19);
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

    Здание городского училища заложено в 1892-м году по проекту Д.Н. Чичагова. Оно называлось Капцовским (по фамилии купца А.С. Капцова, пожертвовавшего 190 тыс. руб. в память своего отца на его постройку). Сейчас в здании школа № 1520 имени Капцовых.

24. То, что строил Чичагов, в 1952-м году перестроено до неузнаваемости, а вот пёстрая геппенеровская пристройка частично сохранилась.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

25. Строительство здания Императорского Московского инженерного училища путей сообщения по проекту петербургского архитектора И.С. Китнера (1897—1901, Москва, улица Образцова, 9, стр. 9). Здесь Геппенер выступал уже не в качестве автора проекта, а в качестве исполнителя.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

    Здания строились специально для Инженерного училища на большом участке на Бахметьевской улице, ранее использовавшемся под огороды. Торжественная закладка здания состоялась в 1897 году. Железные дороги во второй половине 19-го века были самой инженероёмкой отраслью, специалистов требовалось много.
    В плане главный корпус училища представлял собой вытянутый прямоугольник. Середина фасада выделялась ризалитом, украшенным рельефами с изображением «предметов инженерного искусства (паровоз, пароход)». Через главный вход учащиеся попадали в большой вестибюль. Центральную часть второго этажа занимал актовый зал, к которому примыкала небольшая домовая церковь, освященная во имя Николая Чудотворца, вне службы отделяющаяся от зала металлическим занавесом.
    Правое трехэтажное крыло было отведено под учебные цели. На первом его этаже размещались «гидравлическая лаборатория, механическая с двумя отделениями – машинным и цементным, мастерской, физическим кабинетом и лабораторией. Все лаборатории богато оборудованы современными механизмами, новейшими типами приборов» (из отчета о строительстве). На втором этаже располагалась библиотека. Ее зал с двумя рядами чугунных фигурных колонн напоминал вокзальный перрон. На третьем этаже находились рекреационный зал и чертежные классы.
    Левая половина была четырехэтажной и предназначалась для общежития на 113 студентов. На первом этаже здесь были столовая и лазарет с аптекой. Остальные три этажа занимали комнаты, рассчитанные на троих, четверых или пятерых учащихся. Общее количество студентов составляло 237 человек. Главный фасад и интерьеры были оформлены в формах эклектики с элементами классического декора и отличались репрезентативностью, характерной для общественных строений этого времени. Для химической лаборатории было сооружено отдельное двухэтажное здание, а для руководства (директора, одного профессора и двух помощников инспектора) – четырехэтажный корпус.
    После революции институт сосредоточился на подготовке инженеров по созданию и эксплуатации подвижного состава. Выросло число факультетов, в 1929 г. их стало шесть. В этой связи возникла потребность в расширении учебных площадей. В 1930-е гг. под руководством гражданского инженера С.М. Герольского основное здание было надстроено ещё одним этажом. Кроме этого, было построено еще несколько учебных корпусов, дворец культуры и общежитие. Старое общежитие, размещавшееся в левом крыле здания, было также приспособлено под учебные цели.
    Сегодня здание, построенное 120 лет назад, продолжает выполнять свою функцию: здесь по-прежнему готовят специалистов транспортной отрасли. В интерьерах первого корпуса можно увидеть хорошо сохранившиеся элементы декоративного оформления и даже осветительные приборы и предметы обстановки конца XIX – начала XX в. А сам университет разросся на несколько кварталов.

26.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

27.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

28. Ревельское Петровское реальное училище, Эстония, Таллин, проспект Эстонии.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

29. Главное здание построено в неоклассическом стиле и возведено в 1881-1883 годах по проекту, выбранному на международном архитектурном конкурсе. Архитектор Максим Геппенер, инженер Карл Густав Якоби. Это было первое здание в Эстонии, построенное специально для учебного заведения.
Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 1, учебные заведения

    Главный фасад трехэтажного исторического здания с плоской крышей оформлен портиком с рустованными пилястрами и завершен треугольным фронтоном. Главные этажи украшены пилястрами и карнизами. Между окнами актового зала, выходящими на боковой фасад, расположены кариатиды, спроектированные скульптором А.А. Фольц.
    Здание в целом сохранило свою первоначальную планировку. Классы расположены вокруг центральной парадной лестницы и примыкающего к ней актового зала, занимающего второй и третий этажи, куда в виде галереи ведут коридоры третьего этажа. Парадная лестница придает зданию торжественный вид, обеспечивая при этом достаточное освещение коридоров. Главная лестница в 106 ступеней соединяет три этажа, а 196 ступеней боковых лестниц ведут на четвертый этаж. Традиционно по главной лестнице спускаются и поднимаются всегда только по правой стороне.
    В 1999-2000 годах в Таллиннском Реальной школе проводились масштабные реставрационные работы, которые были завершены в сентябре 2000 года. Соответствующий проект был подготовлен в 1998-1999 годах проектным бюро AS Tallinna Restauraator. Авторами были архитектор Катрин Этверк и дизайнер интерьера Тийу Лыхмус, работы выполняла компания AS Merko Ehitus. К зданию был надстроен четвертый этаж, но без изменения исторического облика. По мере возможности были восстановлены оригинальные цветовые решения.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как известно, пятница - день винной невоздержанности)) Поэтому сегодня у меня разные варианты темпранильо/темпранийо ;) Недавно прослушала лекцию любимого Дениса Руденко на ютубе и загорелась идеей посравнивать Торо, Риберу дел Дуеро, Сигалес и прочее, до чего дотянутся шаловливые ручки) ...
Голливу́д (англ. Hollywood ['hɒlıwʊd]: holly — падуб, wood — лес) — район Лос-Анджелеса, расположенный к северо-западу от центра города, в штате Калифорния. Традиционно Голливуд ассоциируется с американской киноиндустрией, поскольку в этом районе находится много киностудий и живут многи ...
Есть такая порнозвезда в категории милф. Довольно известная. Кому интересно, сами погуглите, на порнохабе до хуя роликов с ней. Но речь не о ней. Короче, сижу в аэропорту Шереметьево, жду регистрацию на рейс до Антальи, а тут мамзелька идёт. Я аж прихуел. Ну удивительно похожа. Прям ...
Армия подготовилась, современное оружие приведено в боеготовность, ждем сигнал готовить гробы. Народный голос, №1, 24.10.1944 http://poltora-bobra.livejournal.com/1223332.html - цинк ...
Вчера Криштиану Роналду забил два мяча Баварии. Игра у него явно не клеилась. Он нервничал. Ошибался. А во втором тайме забил два отличных гола: первый – отклеился от защитника, нашел место, получил пас и слета забил. Второй гол совсем классный – в борьбе с защитником, он не просто его ...