Архангельск. Часть 2


Кликабельная карта с локализацией фотографий по их номерам в посте:

2. Однако начнём всё же с ещё одного уголка Старого Города. Это "Чумбаровка" или проспект Чумбарова-Лучинского — архангельская пешеходная улица. Фактически это даже не уголок исторического центра, а скорее музейная улица, — старые дома либо свезены сюда из разных частей города, либо просто воссозданы по старым чертежам. Перспектива Чумбаровки замыкается уже показанной в первой части высоткой Дома проектных организаций (1983).

3. Очень приятная (особенно в жаркий летний день) прогулочная улица. Кстати, Чумбаровку довольно трудно обнаружить со стороны: она настолько плотно зажата с одной стороны рынком, с другой — многоэтажками площади Ленина, что её просто не видно. Этим она даже слегка напомнила мне Раковское предместье в Минске — уголок Старого города, напрочь загороженный многоэтажными зданиями.

4. Большинство домов в оригинале — постройки начала 20 века. А "музейная улица" с ними создавалась в конце 1980-х.

5. Кстати, не помню, видел ли я ещё где-нибудь пешеходные улицы, названные проспектами. Правда, судя по указателям на номерах домов, это понятие здесь вообще несколько размыто (кстати, аналогичный разброд я наблюдал на соседнем проспекте Ломоносова).


6.

7. Это прилегающая улица Иоанна Кронштадтского. Часть "музейного собрания" Чумбаровки обращена к ней.

8. На одном из перекрёстков — типовая сталинка, даже с советской вывеской.

9. Памятник знаменитому земляку — писателю Борису Шергину, который известен, в частности, как автор сказок на основе поморского фольклора. Кроме него есть на Чумбаровке и памятник Степану Писахову, но его я не запечатлел.

10. Дом Чудинова (1904 год).

11. Дом коммерческого собрания (начало 20 века). Довольно необычная архитектура, — почти что деревянное барокко.

12. В большинстве домов на Чумбаровке расположены магазины, кафе и прочие заведения, но есть и жилые дома.

13. Встречается и деревянная резьба:

14. А в этом доме даже одно цветное окно:

15. Архангелогородцы:

Как видно, своим северным концом Чумбаровка выходит на уже показанную в первой части площадь Ленина, прямиком к самому высокому зданию Архангельска.
16. На восток от площади Ленина уходит Воскресенская улица, ведущая прямо к железнодорожному вокзалу. Хоть это и одна из главных улиц в центре города, да и название веет стариной, но выглядит она в основном вот так:

17. Или так. Нельзя не сказать, что позднесоветские многоэтажки Архангельска местами довольно оригинальны.

18. Граффити с картиной "Похищение Европы" на одном из домов:

19. Довольно много в Архангельске и новостроек. Старому деревянному домику, как видим, не повезло, — его на Чумбаровку в своё время не перевезли, и теперь ему явно осталось недолго.

20. На круглой площади Воскресенская улица пересекается с проспектом Обводный канал:

Сюда вернёмся позже, а пока перенесёмся снова на площадь Ленина, откуда на север продолжается Троицкий проспект. Рассказ о нём в первой части я прервал именно на площади.
21. Здесь он выглядит примерно так. Слева — медицинский университет (1930-е годы).

22. На площадке перед девятиэтажкой — городская доска почёта:

23. Сталинский кинотеатр "Мир" и, перед ним, памятник Павлину Фёдоровичу Виноградову — одному из руководителей обороны Архангельска от интервентов во время Гражданской войны. В советские времена Троицкий проспект носил его имя.

24. Идём дальше. Как уже говорилось, в Архангельске я попал на довольно редкую для этих мест жаркую погоду.

25. А это весьма интересный памятник событиям Гражданской войны, когда Архангельск в течение полутора лет был под контролем интервентов Антанты, — британский танк Mark V. Правда, конкретно этот танк был захвачен как трофей не здесь, а на Южном фронте возле Харькова. Установлен в качестве памятника в 1940 году. Стеклянный навес ему сделали после недавней реставрации, и он, на мой взгляд, лишний.

26. Ещё одно напоминание об иностранцах в Архангельске — лютеранская кирха 1768 года постройки. Почти с самого основания Архангельска в нём проживало множество немецких и голландских купцов, — город ведь был морскими воротами России. Ныне кирха занята филармонией.

27. А это заброшенное и постепенно разрушающееся здание цирка 1962 года постройки. Цирк был закрыт ещё в 1989 году именно из-за аварийного состояния здания. Жаль, если совсем пропадёт.

28. А вот уже и наш, советский танк — тяжёлый ИС-3, на фоне Дома офицеров.

29. Плавательный бассейн "Водник" с ещё советской вывеской:

30. Ещё сталинки и дом Шарвина (1852) на переднем плане. Впереди видна Северная Двина.

31. Ещё одна сталинская постройка — ворота стадиона "Динамо":

32. И ещё немного старого деревянного зодчества:

33. А это уже соседний проспект Ломоносова. Вид назад в центр, — Дом проектных организаций трудно не узнать.

34. Здесь уже начинаются спальные кварталы Архангельска.

35. Таких деревянных домов, как слева, в городе много (ведь Север, лес кругом). Строились они в 1930-е-40-е годы, и в наше время большинство из них в ветхом состоянии.

36. Это улица Гагарина — одна из основных магистралей Архангельска:

37. Продолжается она в Кузнечевский мост (1956) через реку Кузнечиху — правый рукав Северной Двины. За мостом — старый промышленный район Соломбала, который осмотрим уже в третьей части.

38. На набережной рядом с мостом — Свято-Троицкая Кузнечевская церковь (1745-64 годы):

39. А такой вид на набережную и церковь открывается с моста. Церковь помнит времена, когда кирпичных домов возле неё не было и в помине.

40. Но вернёмся на улицу Гагарина. Множество советских барачных домов.

41. Некоторые из них в уже совсем ужасающем состоянии. При этом зачастую в них ещё живут люди. Похоже, что процесс расселения ветхого жилого фонда в Архангельске продвигается вяло, и это одна из самых острых проблем этого города.

42. Справа — парк имени Ломоносова:

43. А здесь в кадре видны консоли от троллейбусных проводов. Нельзя не сказать, что с городским общественным транспортом в Архангельске всё весьма печально (особенно на фоне соседних Кирова, Вологды и Мурманска). Здесь действовали трамвай и троллейбус, и в постсоветские годы умудрились уничтожить и то, и другое! Усугубляется это тем, что парк автобусов представлен почти исключительно ПАЗиками... В общем, особенно всё это удручает, если учесть, что Архангельск был одним из первых городов России, где появился городской автобус (в 1907 году). Были ведь времена, когда он был передовым городом в сфере общественного транспорта...

44. Такой вот прямо-таки типично архангельский вид:

45. А это площадь 60-летия Октября и железнодорожный вокзал (слева). Станция здесь называется не совсем обычно — Архангельск-Город: изначально железная дорога, построенная в 1898 году, заканчивалась станцией на левом берегу Северной Двины, с последующей переправой через реку в город. Так было вплоть до постройки моста в 1964 году, — лишь после этого поезда стали приходить буквально в Город, — отсюда и название станции. Железная дорога ограничивает город с восточной стороны, — сразу за ней уже болота и леса.

Архангельск — это одна из "крайних точек" железных дорог России, — сюда приходит магистраль из Вологды, которая дальше вокзала продолжается ещё на десяток километров и заканчивается тупиком в терминале "Экономия" — самой северной части архангельского морского порта. Архангельская железнодорожная магистраль построена в 1890-е годы и до Первой мировой войны являлась узкоколейной. Уже в постсоветские годы она была электрифицирована, но не полностью: на узловой станции Обозерская в 130 километрах южнее Архангельска контактная сеть уходит на Беломорск, к Мурманской магистрали, а довольно небольшой участок до Архангельска так и остался тепловозным.
46. А этот кадр я сделал в два часа ночи, когда приехал в Архангельск из Плесецка. Обратите внимание, — здесь высокая платформа! Это не такой уж частый случай.

Архангельск — хоть и тупик, но и локальный узел железных дорог. На восток уходит 200-километровая линия в таёжные дебри, до посёлка Карпогоры, куда ходит медленный пассажирский поезд, а на запад — ветка на соседний промышленный Северодвинск и далее, до села Нёнокса у Белого моря. Эта ветка начинается не в городе, а от станции Исакогорка за Двиной (чтобы не пересекать реку дважды), поэтому поезд Москва - Северодвинск не доезжает до Архангельска. Там же, в Исакогорке, находится одноимённое локомотивное депо.
47. От вокзала снова перенесёмся ближе к центру города. Это — проспект Обводный канал, одна из основных "дуговых" улиц, вписанных в полукруг города (наряду с проспектами Ломоносова и Троицким). Снова видно множество ветхих деревянных домов, в том числе и на фоне новостроек.

Название, его, разумеется, происходит от канала, который был прорыт в конце 18 - начале 19 веков, служил для осушения болот рядом с городом, и долгое время был восточной его границей. В 1948 году, когда городские дренажные системы были уже гораздо более современными, канал был засыпан, на его месте появился проспект, но название осталось.
48. Андреапольский люк — привет из Тверской области!

49. Надо всё же сказать, что и не все деревянные дома в плохом состоянии, а кроме того, некоторые весьма интересны своей архитектурой. Такое вот сталинское деревянное зодчество.

50. А некоторые и вовсе настоящие шедевры!

51.

52. Улица Выучейского ведёт к уже знакомому по первой части Михаило-Архангельскому собору. Надо сказать, воссозданный уже в наше время собор сильно оживил городской пейзаж.

53. А ещё, кроме деревянных домов, в Архангельске, как и во многих городах Русского Севера, есть деревянные тротуары. Породило это, кстати, шутку о том, почему коренные архангелогородцы курносые: ступишь ногой на край доски, она отломается и другим концом по носу ударит. Впрочем, в центральной части таких уже мало осталось.

54. Ещё одна довольно оригинальная многоэтажка. Очевидно, 1987 года постройки.

55. А этот деревянный дом, видимо, уже расселили. Наверное, в нормальном состоянии он выглядел очень красиво.

56. Ещё одна частица Старого Архангельска, снова уже рядом с набережной Двины, — Архиерейский дом, построенный в 1779-84 годах.

На этом пока прервёмся. Я уже показал то, какой я увидел основную часть Архангельска. В третьей и заключительной части отправимся за реку Кузнечиху — в промышленно-портовые районы Соломбалу и Маймаксу.
|
</> |