Арест «по наследству»
novayagazeta — 16.12.2019 Денис Пшеничный — сын «русского Илона Маска», найденного убитым и со следами пыток в камере СИЗО, — обвинен в участии в ОПГ отца.Арест заочный: семья Пшеничных уехала из России. С самого начала, по словам Дениса Пшеничного, следствие намекало ему: не дашь показаний против убитого отца, станешь упрямиться и требовать найти убийц — неприятности будут и у тебя. В начале декабря следствие предъявило Денису Пшеничному обвинение «по наследству» — в хищении денег на гособоронзаказе. А 12 декабря Кировский районный суд Петербурга в ходе закрытого для прессы заседания постановил заочно арестовать Дениса Пшеничного. Он объявлен в международный розыск. В деле появилось и еще кое-что новенькое: лейтмотивом стало то, что подельники действовали в составе организованной преступной группы. Лидером ОПГ объявлен погибший Валерий Пшеничный.
Если кратко изложить версию обвинения, это выглядит так. Во-первых,
Минобороны не просило Пшеничного ни о какой модели подводной лодки.
Во-вторых, заплатило за эту модель втридорога. В-третьих, модель
получилась плохая. В-четвертых, ее вообще не делали, а деньги
украли.
Напомним, что компания «НовИТ Про» по заказу петербургского завода «Адмиралтейские верфи» создавала 3D-модель подводных лодок серии 636.3 («Варшавянка»). Это была уникальная разработка владельца фирмы Валерия Пшеничного. Компьютерная модель в деталях повторяет узлы и агрегаты подлодки, а специально оборудованные рабочие места и софт позволяют специалистам завода из собственных кабинетов дистанционно управлять обслуживанием и ремонтом корабля, который находится в море за тысячи километров. До Пшеничного подобного не делал никто. Его разработками интересовались и другие российские предприятия, запросы в «НовИТ Про» приходили из-за рубежа. Валерия Пшеничного называли «русским Илоном Маском».
Общая стоимость гособоронзаказа, согласованная Минобороны и одобренная военной приемкой, составляла 967 миллионов рублей. Когда работы завершались, следствие решило, что «русский Маск» дороговато берет. Следователи оценили модель дешевле. А аванс, решили они, был не потрачен на работы, а присвоен подельниками. В числе которых, по версии следствия, были сам Пшеничный и заместитель главного инженера «Адмиралтейских верфей» Глеб Емельченков (до сих пор проходит обвиняемым). В январе 2018 года их арестовали и поместили в СИЗО-4 в Петербурге.
Следствие проигнорировало выводы Счетной палаты: Пшеничный так
увлекся проектом, что создал модели шести лодок из серии вместо
одной оплаченной. То есть не растратил, а сэкономил деньги
Минобороны. Как и почему он при этом стал обвиняемым в
мошенничестве — история отдельная, ее «Новая» тоже
рассказывала.
Через три недели после ареста Валерия Пшеничного нашли в
камере повешенным на шнурке непонятного происхождения.
Судмедэксперты обнаружили на его теле 19 меток от ударов током и
десятки порезов, нанесенных невесть как попавшим в камеру
самодельным ножом. Руководство петербургского УФСИН объявило, что
все травмы Пшеничный нанес себе сам, а потом повесился. Экспертизы
показали, что сделал он это, не прикоснувшись к шнурку. На теле
Пшеничного, согласно экспертизе ДНК, остались следы чужой спермы.
УФСИН предоставила следствию записи с камеры наблюдения, из них
должно следовать, что Пшеничный был в камере один, к нему никто не
входил. Но видео состоит из фрагментов, суммарная длительность
которых не вяжется с тайм-кодами.
Вдова, Наталья Пшеничная, рассказала «Новой», что перед известием о гибели мужа получала от него записки со словами: «Никому ничего не плати».
Следствие по делу о гибели Пшеничного продолжается до сих пор. По-прежнему основной версией остается суицид. Дело о предполагаемых хищениях на гособоронзаказе тоже расследуется до сих пор. Из него в отдельное производство выделено еще одно — в отношении Пшеничного-младшего.
По словам Дениса, с самого начала ему так настойчиво рекомендовали свидетельствовать против отца, что они с матерью решили уехать из страны. Но даже если бы он сошел с ума и согласился давать показания, говорит Денис, ему решительно нечего было сказать.
— Я действительно работал в папиной компании, он потихоньку вводил меня в курс дел, — объясняет он. — Сначала взял меня простым инженером. В конце 2017 года меня повысили до управляющего проектом, но это был совершенно другой проект, никак не связанный с «Варшавянкой». Я отвечал за проработку технических деталей, составление техзадания — и только.
Из материалов дела следует, что глава «НовИТ Про» Валерий Пшеничный вступил в сговор с заместителем главного инженера «Адмиралтейских верфей» Глебом Емельченковым еще в 2012 году. Они знали, что завод получил от Минобороны деньги на создание пяти подводных лодок серии 636 («Варшавянка»).
«Действуя из корыстных побуждений», «имея умысел на хищение… бюджетных денежных средств в сумме не менее 967 600 000 рублей», они предложили МО создать трехмерную модель лодки.
При этом понимали, что проект уникальный, «нормативно-правовых
актов, определяющих нормативы и стандарты работ» по нему еще не
существует, поэтому, дескать, можно навязывать свои. Минобороны,
утверждает следствие, развесило уши и кивало.
Злоумышленники создали фиктивную техническую документацию,
включив туда «сведения об умышленно завышенном количестве
моделируемых объектов, расчете трудоемкости и стоимости работ».
Привлекли «под мнимым предлогом физических и юридических лиц».
Преступно открыли спецсчет, который полагается иметь при выполнении
гособоронзаказа. «Путем обмана» подписали контракт. А потом, тоже
«путем обмана», обеспечили приемку «государственным заказчиком,
головным исполнителем и военными представителями Министерства
обороны России фиктивных работ» и получили оплату «за якобы их
выполнение».
«Сознавая, что реализация задуманного возможна только при условии создания преступной группы с высокой степенью организованности и сплоченности…», Пшеничный и компания сколотили ОПГ. И «на разных этапах ее деятельности привлекли соучастников». Одним из таких соучастников с недавнего времени следствие и считает Дениса Пшеничного.
По версии следствия, Денис начал работать в фирме отца в 2015 году. И сразу стал «активным участником преступной группы, действуя в общих интересах соучастников, добровольно взяв на себя роль исполнителя, сознавая противоправность своих и соучастников действий, выполняя указания организаторов преступной группы». Именно Пшеничный-сын «осуществил поиск лиц, неосведомленных о преступном умысле соучастников, и их оформление под мнимым предлогом трудоустройства». Он же открывал банковские счета, получал пластиковые карты к ним и снимал наличные «в банкоматах на территории Санкт-Петербурга». Он же оформил «фиктивные документы приема-передачи якобы выполненных работ». А когда деньги за «якобы выполненные» работы поступили на счета «НовИТ Про», Денис Пшеничный «получил от соучастников» свою часть суммы, которой «распорядился но своему усмотрению, то есть похитил».
Какую-то 3D-модель, признает следствие, ОПГ Пшеничного все-таки создала. Но — «обладающую ограниченным потенциалом и перспективой использования… ввиду недостаточной детализации», это «не позволяет эффективно использовать ее для демонстрации конкретных операций по ремонту».
— Читаешь постановление следствия — и ощущение такое, будто в Минобороны сидят полные дураки, — говорит Денис Пшеничный.
— Модель эта никому не нужна была, отец ее сам впарил заводу, выбив какой-то неоправданно огромный бюджет. И вообще — модель эта недостаточно детализирована, чтоб Минобороны могло ее использовать. И весь аванс исполнители похитили.
А в ноябре этого года, за месяц до заочного ареста Дениса Пшеничного, профильное издание Flotprom.ru сообщило: лодки «Варшавянка» скоро «отремонтируют по-новому». С использованием тех самых 3D-моделей, работы по созданию которых «якобы выполнила» компания Пшеничного.
Контр-адмирал Игорь Зварич, глава технического управления ВМФ России, рассказал изданию: «Инфомодели флотом востребованы и сейчас осваиваются. Они уже используются на Черноморском флоте, в перспективе то же самое применим на Тихоокеанском флоте». «Якобы выполненная» и «недостаточно детализированная», неоправданно дорогая, как считает следствие, модель, продолжает издание, «будучи встроенной в часть системы управления техническим обслуживанием и ремонтом подлодок, позволяет ускорить процессы, обеспечивающие ремонт и техобслуживание, и сэкономить средства».
О «русском Илоне Маске», замученном и погибшем в камере СИЗО, никто
не обмолвился ни словом.
Ирина Тумакова
спецкор «Новой газеты»
|
</> |