Апостольский код, или Система элементарного распознавания

топ 100 блогов lovers_of_art30.05.2021
Апостольский код, или Система элементарного распознавания

«Я никогда в жизни этого не запомню!». Жена посмотрела на меня с явной досадой и даже усталостью. «Чтобы в этом всём ориентироваться, нужно просто в этом хорошо разбираться. А я так не могу – мне надо, чтобы всё сразу и наглядно, а не кусками». Мы четвёртый день исследовали Рим, перед этим изрядно побродив по Милану, Венеции и Флоренции. Поэтому церквей и соборов за плечами уже было достаточно, а информации о гражданах, изображённых на фресках, об их бурной просветительской деятельности и мученических кончинах и того больше. И действительно, сразу, сходу запомнить всю атрибутику, по которой можно отличить одного святого от другого, да ещё и с некоторыми фактами из биографии, может оказаться не под силу без первоначальной подготовки.

В этот момент мы находились в апостольской базилике Санта Мария Маджоре, чтобы отыскать там могилу великого Джанлоренцо Бернини. Позади уже было посещение и восхищение собором святого Петра и базиликой святого Павла за стенами. «Слушай», сказал я ей, «значит, наша дорога лежит в последнюю апостольскую базилику Рима! Заодно сможем считать, что совершили паломничество – посещение всех четырёх храмов именно к нему и приравнивается. Вот там тебе, как в «Весёлых картинках», всё и разложится по полочкам. Но сначала Бернини!». Могилу никак не удавалось отыскать, поэтому я заглянул в местную церковную лавку и спросил у дамы, полностью окружённой репродукциями образа Salus Popoli Romani, где же похоронен великий архитектор и скульптор. «В конце правого нефа», махнула рукой дама, «рядом с алтарём». Мы ожидали чего-то приметного и красивого, но, дойдя до конца нефа, ничего, кроме собственно алтаря, не обнаружили. Я очень удивился и хотел было возвращаться возмущенно в церковную лавку, как вдруг взгляд мой скользнул по полу рядом с боковой приалтарной частью. На одной из ступенек значилось «Ioannes Laurentius Bernini, decus atrium et urbis hic humiliter quescit». Вот так великий римский гений нашёл смиренное упокоение в одной из ступеней Санта Мария Маджоре безо всяких пышных надгробий.

Апостольский код, или Система элементарного распознавания

А наш путь лежал в базилику святого Иоанна Крестителя, что на Латеранском холме. Это была четвёртая апостольская базилика и, к слову сказать, для Рима самая главная. Она расположена несколько на отшибе от основных маршрутов, поэтому на нашем пути она и оказалась последней. И очень даже кстати, поскольку ей предстояло выступить, так сказать, цементообразующим фактором в том потоке информации, что способен засосать в водоворот неразберихи.

Сан Джованни ин Латерано, восточный фасад (главный вход)
Сан Джованни ин Латерано, восточный фасад (главный вход)

Базилика, как это не покажется странным, главная церковь Рима и его кафедральный собор. Потому что собор святого Петра расположен не в Риме, а в Ватикане – у Рима своя свадьба. В базилике расположена кафедра римского епископа, коим является Папа, поэтому здесь расположен и папский трон. Наряду с тремя упомянутыми выше храмами она входит в число четырёх Великих Базилик, Basilica Major. Кроме этого, она имеет ещё одно, дополнительное название – Archibasilica Sanctissimi Salvatoris, т.е. Архибазилика святейшего Спасителя. Ну, чтобы уж совсем добить посетителя своим величием – «Sacros(ancta) Lateran(ensis) Eccles(ia) Omnium Urbis et Orbi Ecclesiarum Mater et Caput» (цитирую надпись на главном потрале), Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава. Словом, наикрутейшая из крутейших. В базилике хранится довольно много христианских святынь, в подлинность которых верится с трудом. Лишь пилатова лестница, по которой ходил сам Христос, перевезённая сюда из Иерусалима, заслуживает доверия (сейчас она в капелле Sancta Sanctorum, Святая Святых то есть). Остальное – черепа апостолов Петра и Павла, кусок губки, из которой пил уже распятый Христос, доска из стола, за которым происходила Тайная Вечеря, плащ Иоанна Богослова, кусок ризы Богородицы и доска из помоста, с которого проповедовал апостол Пётр – предметы крайне сомнительные. Касательно фабрики производства святых и их мощей я писал отдельно, прочесть можно здесь. Разве что ещё спёртые римлянами колонны из соломонова храма, которые теперь поддерживают своды капеллы Чудес, могут претендовать на подлинность.

Апостольский код, или Система элементарного распознавания
"Иисус и апостолы", работа неизвестного немецкого художника XV века

Однако нашей главной целью были не все эти святыни, не гигантские размеры храма и не история его бесчисленных перестроек, последняя из которых состоялась в XVII веке руками Франческо Борромини, знаменитого антагониста Бернини. Нас интересовала визуальная семантика святых, и в первую очередь апостолов. Всем известно, что большинство христианских святых изображаются, держащими в руках предметы, указывающие на их уникальный род деятельности (какой-нибудь атрибут, по которому можно распознать именно этого святого), либо предметы, которыми их в своё время умертвили, то есть орудия их убийства. С апостолами это правило работает на все сто, поэтому базилика святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме – идеальный вариант для чайника по визуализации богословия. Моя жена, например, после всех визитов во все церкви Италии, Франции и Германии чётко смогла запомнить, лишь что святой апостол Иаков Старший изображается по традиции с раковиной на шапке или плаще. И всё. Остальное превратилось в её математической голове в полнейший винегрет, срочно требовавший чёткой систематизации и упорядочивания. А здесь все апостолы, словно пионеры на торжественной линейке, строго выстроились в два ряда по шесть человек в каждом, демонстрируя зрителю свою атрибутику. Статуи гигантского роста были выполнены в мастерской Бернини по эскизам Карло Маратта, любимого художника папы Климента XI. Однако и здесь не обошлось без знаменитого «я художник, я так вижу»)) Один из скульпторов, Пьер лё Гро-младший, изваял апостолов Фому и Варфоломея по своим собственным эскизам. А теперь взглянем на каждого из них.

Центральный неф базилики со статуями апостолов
Центральный неф базилики со статуями апостолов

Статуй, как я уже сказал, двенадцать. Войдя в базилику, вы видите все их, выстроившихся по бокам центрального нефа. И, чем ближе вы подходите к алтарю, тем выше становится статус представленных апостолов, поэтому свои ряды замыкают Пётр и Павел, как наиболее почитаемые и приоритетные апостолы христианства. Начнём с тех персоналий, что демонстрируют нам не орудия убийства, а созидательные атрибуты.

святой Пётр
святой Пётр

Святой Пётр – первый среди апостолов, первый римский Папа и основатель собственно христианской церкви по завету учителя, Иисуса Христа. И, хотя проповедовал он в Риме и там же был распят вверх ногами, изображается традиционно не с этим самым крестом, а с более конструктивным предметом – ключом. Ключ этот, как известно, символизирует врата Рая, которые Пётр сторожит от проникновения всяких нежелательных элементов. Кроме функции Божьего ключника и основателя церкви, Пётр является и видным проповедником, о чём свидетельствует книга, зажатая у него подмышкой. Она же вполне может обозначать и Евангелие от Петра, апокрифическое сочинение, признанное церковью ложным и запрещённое ею. Апокрифы были очень популярны в Европе вплоть до XVI века – тех же Евангелий ходило великое множество, это сейчас мы имеем всего четыре (три синоптических – от Марка, Матфея и Луки, и одно дополнительное – от Иоанна), а тогда они исчислялись десятками. И везде Иисус представал совершенно разным человеком. Тридентский собор, как раз в XVI веке и состоявшийся, выбрал четыре наиболее похожих Евангелия, три из которых почти на половину совпадали по тексту, и провозгласил их каноном. Все остальные жизнеописания Христа были объявлены ложными и апокрифичными – их запретили и повелели изъять из всех библиотек и монастырей Европы для последующего уничтожения.

святой Матфей
святой Матфей

Полная противоположность Петру – святой Матфей. Если Пётр прячет своё Евангелие почти под полой, то Матфей гордо демонстрирует зрителю здоровенный фолиант своего общепризнанного Евангелия в раскрытом виде, будто зачитывая вслух фрагменты из него. Традиционно канонические евангелисты изображаются каждый со своим символом, у Матфея это ангел, но скульптор не стал нагружать композицию дополнительной фигурой, предпочтя добавить в неё мешок с деньгами, который апостол и попирает ногой. До призвания в ученики Христа Матфей работал сборщиком налогов и, отказавшись от этой должности, перешёл в новое качество. То есть мешок с деньгами под пяткой – дополнительный атрибут для распознавания. Матфей проповедовал впоследствии в Малой Азии и в Эфиопии, где и сложил голову. Хотя имеются сведения, что товарищ добрался аж до Киргизии…

святой Иоанн Богослов/Евангелист
святой Иоанн Богослов/Евангелист

Святой Иоанн, который Богослов и, как многие считают, Евангелист, тоже в этом ряду. В целом принято считать, что это один и тот же святой, хотя в богословии последних лет есть мнение, что Иоанн Богослов и Иоанн Евангелист – разные люди. При этом именно Евангелист был тем самым апостолом, самым молодым и самым любимым у Христа. Но мы будем придерживаться мнения патристов и примем этих Иоаннов за одну личность. Иоанн единственный из апостолов умер собственной смертью от старости. Был он младшим братом апостола Иакова Старшего, посему величался по батюшке, как и брат, Заведеев. Статуя изображает его с орлом – главным отличительным признаком апостола Иоанна – а также пером в одной руке и свежеписанным Евангелием (а может, и Откровениями) в другой.

святой Филипп
святой Филипп

Святой Филипп тоже изображён не со своим орудием убийства, коим выступал перевёрнутый вверх тормашками, как у Петра, крест. Здесь мы видим вполне верно ориентированный крест в руках и попираемую ногами змею. Филипп проповедовал в Греции, в Галилее, в Сирии и в Малой Азии, причём частично в компании другого апостола, Варфоломея, которого сам привёл в своё время ко Христу. Особенно прославился излечением неизлечимо больных и оживлением мёртвых. Путь свой окончил во Фригии, развенчав культ змеепоклонников, что, собственно, и отражает символика статуи. Сопротивлявшееся христианизации правительство Фригии, предпочитавшее в качестве богов змей и ехидн, приказало Филиппа и Варфоломея распять, однако уверовавшее в Христа население добилось их снятия. Варфоломей оклемался, а вот Филипп не выдержал и скончался.

святой Фома
святой Фома

Наконец, святой Фома – самый загадочный и неоднозначный персонаж среди всех апостолов. Поскольку при более пристальном изучении выясняется, что некоторые апостолы очень тесно связаны родственными узами не только между собой, но даже и с самим Христом, а Фома в особенности, да к тому же некоторые апостолы в некоторых источниках превращаются в отражения совершенно других людей, плодя по вине переписчиков летописей фантомов – это тема для отдельного разговора. Поэтому о происхождении этого загадочного апостола мы поговорим в следующий раз. Места проповедей Фомы самые экзотические из всех – Индия, Персия и Китай. Погиб он в Индии, забитый палками. Самый медийный из всех апостолов, хотя бы благодаря своему неверию в воскрешение Спасителя. Поэтому на статуе он изображён рядом с символической могилой Иисуса (а может, и Богородицы, вознесение которой в теле на небо сам и засвидетельствовал) и воздетым к небу перстом, тем самым, который пришлось совать в рану воскресшему Христу, чтобы удостовериться в Его торжестве над смертью.

святой Павел
святой Павел

Далее начинаются апостолы с атрибутикой собственной смерти. Святой Павел изображён по традиции с мечом в руках. Этим мечом ему отрубили голову после ареста и доставки в Рим. Другое толкование этого меча – слово Божие, которое он неумолимо нёс в массы. Павел был гениальным оратором. Сила убеждения, с которой он произносил свои проповеди, практически не оставляла слушавшим его людям шансов. Христу очень повезло, что Его принял такой талантливый человек – ведь все те ученики, что Его окружали, не добились и половины успеха Павла. Если бы не Павел – не уверен, что у тех одиннадцати товарищей что-либо получилось. Павел – единственный из двенадцати апостолов, призванный уже после распятия Христа и заменивший собой Иуду. Хотя в некоторых источниках имеется некая странная личность по имени апостол Матфий, который якобы заменил Иуду сразу после его предательства. Упоминается только в книге Деяний апостолов. Судя по всему, он – отражение или собирательный образ нескольких других апостолов, в том числе и Павла. Проповедовал в Грузии и Македонии и был забит камнями по возвращении в Иудею. Статуя этого «апостола» в базилике святого Иоанна Крестителя отсутствует, ещё раз наводя на мысль о его полной вымышленности.

святой Фаддей
святой Фаддей

Святой Фаддей – родной брат апостола Иакова Младшего, величаемый по батюшке Алфеевым. Поскольку изначальное имя его было Иуда, в средневековой богословской традиции он очень часто смешивался с другими Иудами, в том числе и с братом Иисуса, который при подробном рассмотрении оказывается апостолом Фомой. В любом случае, мы уже понимаем, что как минимум шестеро апостолов были родными братьями – Иаков Старший и Иоанн, Пётр и Андрей и Иаков Младший и Фаддей. Последний проповедовал в Аравии, Месопотамии и Армении, где и сложил голову, заколотый копьём специфической формы. Впоследствии эта форма копья приняла в европейском оружейном деле форму алебарды, которая и стала символом апостола Фаддея и с которой он изображается.

святой Иаков Старший/Заведеев
святой Иаков Старший/Заведеев

Святой Иаков Старший, или Иаков Заведеев, единственный, символику которого в виде ракушки смогла запомнить моя жена. Он проповедовал в Европе и был убит в Иерусалиме Иродом Агриппой по одним сведениям мечом, а по другим – его же собственным паломническим посохом, с которым и изображён на статуе. 

святой Иаков Младший/Алфеев
святой Иаков Младший/Алфеев

Святой Иаков Младший, или Иаков Алфеев, тоже фигура достаточно загадочная. Следы его биографии можно запараллелить и с деятельностью «левого» апостола Матфия, и с деятельностью собственно апостола Матфея, который порой даже именуется его братом, и даже с деятельностью апостола из второй волны призыва, другого Иакова Младшего, «брата Божия», о котором мы поговорим в следующий раз. Иаков Алфеев был не то распят, не то забит камнями, не то укокошен дубиной, так что узнать что-либо точно о нём – задача непростая. Статуя изображает его именно с дубиной, которой он был забит, в руках.

святой Андрей Первозванный
святой Андрей Первозванный

Святой Андрей, уже упоминавшийся выше – родной брат Петра, однако, поскольку призван был Христом первым, именуется по традиции Первозванным. Проповедовал в Британии, на Руси, в Скифии и на Кавказе. Смерть свою встретил в Греции, на Пелопоннесе, где был распят на икс-образном кресте, который и стал его главным атрибутом при изображении.

святой Варфоломей
святой Варфоломей

Святой Варфоломей – самый экзотический из всех апостолов. Распятый и выживший на кресте, он продолжал свою проповедническую деятельность в Малой Азии, Индии и Армении, где с него живого и была содрана кожа. Эта история настолько в своё время потрясла моего сына, впервые услышавшего её в небольшой церкви на островке посреди баварского Кёнигзее, что он после этого несколько дней кряду говорил об этом. Вот с этой самой содранной кожей в руках, а также с ножом, которым эту кожу с него сдирали, и изображается традиционно Варфоломей.

святой Симон Кананит/Зелот
святой Симон Кананит/Зелот

Наконец, святой Симон, он же Зилот, он же Кананит – самый закрытый из апостолов. О нём сведений крайне мало что в каноническом Писании, что в апокрифах, что позволяло летописным традициям Европы смешивать его то со сводным братом Христа, то со вторым епископом Иерусалима из числа апостолов второго призыва. Проповедовал в Египте, в Ливии и в Абхазии, где был распилен заживо здоровенной пилой, с которой и изображается почти всегда. В любом случае, был он одним из главных политических диссидентов своей эпохи, не считая самого Христа. На это указывает книга в руках, также намекающее на апокрифическое Евангелие от Симона.

«Вот теперь мне всё ясно!», радостно провозгласила жена, «всё чётко и структурированно, плюс в крупной скульптурной форме». «Какая радость!», подумал я, вместе с тем радуясь, что мы всего за четыре дня успели посмотреть не только почти весь Рим, но и все четыре апостольские базилики. Все эти дни у меня жутко нарывал один из пальцев на правой руке, раздувшись до неприличных размеров. В каждой из базилик при входе и выходе я обмакивал все пальцы правой руки в купель со святой водой, с удивлением обнаружив на утро после посещения святого Иоанна Крестителя, что на Латеранском холме, что от нарыва не осталось и следа…

(c) petrus_paulus

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все прошлые заявления о российском присутствии на Украине, даже после обнаружения случайно заблудившихся десантников, наталкивались на один и тот же вопрос: Где снимки перехода через границу? Ведь нельзя же просто взять и материализоваться с той стороны... Ведь есть же спутники, системы сл ...
Нарисуем - будем жить, ага. У нас тут кризис жилья в разгаре - это когда квартир не хватает на всех желающих, даже с запредельно высокой стоимостью аренды. Цена за крошечную квартирку с одной спальней сейчас начинается от 2500 баксов, если повезет (в месяц, на всякий случай), а за ...
felix_512 Нас покидает вместе со своим искромётным джововысером. Напоминаю ещё раз - ЛЮБАЯ джовохуйня должна сопровождаться опросом на профпригодность. Джовохуйня без опросов сносится с забаном автора поста по достижении десяти сомов в каментах. ВНИМАНИЕ, ща я почитаю последние ...
Я человек терпимый и ровно отношусь к веганам, сыроедам, солнцеедам и прочим гражданам, возведшим, вопреки заветам Остапа Бендера, еду в культ. Однако есть люди, которых хочется, подобно герою цитаты с баша , забить трансгенной брюквой. Эти люди - активные противники ГМО. Мне совершенно ...
Здесь надо понять самый фундамент политэкономии основанной на разделении труда, в которой производит продукт не тот, кто его потребляет (и наоборот). Для такой системы очень важным является то, каким образом перемещается продукт от производящего субъекта к потребляющему. При этом надо ...