апология математики для налогоплательщиков
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
(постараюсь кратко и прошу прощения за декларативность как следствие)
"Практическая польза" от математики является в некотором смысле побочным продуктом. Она двоякая:
(1) от математического образования (когда люди, изучавшие математику, становятся успешными специалистами - будь то программирование, молекулярная биология, инженерное дело, физика, и даже бизнес). Иногда это люди, бросившие математику и занявшиеся чем-то другим, иногда - изучавшие её как часть подготовки к другим занятиям
(2) собственно от разных математических идей, которые оказываются созвучны чему-то практическому и так или иначе применяются.
Скептики правы в том смысле, что если деятельность "на переднем крае" математики прекратится, это станет заметно не сразу, а лишь через десятилетия. Но станет: без этого вся пирамида постепенно разрушится.
У меня когда-то был кефирный грибок, странная склизская вещь, немного напоминающая цветную капусту по форме, его надо было класть в небольшую банку с молоком и через день получалась закваска. Закваска была несъедобна, но если её размешать с молоком и дать постоять, то ещё через день получался вкусный кефир. А потом от небрежения грибок сгнил, и кефира тоже не стало...
Примеры людей, изучавших математику с пользой для себя и потом достигших успехов в другой деятельности, довольно распространены, думаю, что каждый сам может назвать из числа своих знакомых. Про идеи, созвучные чему-то практическому: скажем, банковская криптография использует большие простые числа, а собственные векторы матрицы случайного блуждания, говорят, были источником вдохновения для алгоритма ранжирования страниц в гугле...
Ещё вопрос: можно ли понять, что "грибок испортился", не ожидая несколько десятилетий, пока это проявится. Отчасти да, тут людьми накоплен большой опыт и внутриакадемических критериев качества, и внутриматематической логики развития.
Впрочем, всё это гораздо красочнее сказал Гессе: "...защищает его и давно уже ставшее всеобщим знание или смутное чувство, что эта строгая школа необходима для дальнейшего существования цивилизации. Люди знают или смутно чувствуют: если мышление утратит чистоту и
бдительность, а почтение к духу потеряет силу, то вскоре перестанут двигаться корабли и автомобили, не будет уже ни малейшего авторитета ни у счетной линейки инженера, ни у математики банка и биржи, и наступит хаос."
Но это, конечно, не отменяет того, что преподаватели математики должны почаще радовать своих учеников чем-то увлекательным, а не изводить их бессмысленными тренингами, и с этим большая беда: школьный курс математики вырождается всё больше (про это я уже много писал, и не буду повторять)