"Апофеоз катерников"


Пленные германские моряки на борту торпедного катера типа Г-5
Разумеется, при таких эскадрах место торпедных катеров поневоле было бы весьма скромным. Но амбиции так и остались амбициями, а на 22 июня 1941 года в составе трех советских "европейских" флотов было 132 торпедных катера да еще 135 числилось их на Тихом океане. На бумаге эти силы выглядели весьма внушительно и, казалось, от таких сил можно ждать самых громких успехов. На практике же успехи катерников выглядят весьма скромно. Причин этому несколько, и далеко не все они связаны с плохим качеством техники и слабой подготовкой личного состава (хотя и то и другое, как говорится, "имело место"). Главное, по-моему, в том, что война на море происходила далеко не так, как ее представляли себе теоретики довоенного времени. Еще раз подтвердилась старая истина, что генералы ( и, увы, адмиралы тоже), как правило, готовятся к прошедшей войне. Готовились к такой войне и адмиралы Рабоче-крестьянского Красного флота. Видимо, находясь под воздействием (или лучше сказать "в плену") памяти об англо-франко-итало-американском флоте в Черном море в 1918-1920 годах они и развернули там 84 торпедных катера из 132 "европейских" катеров или 63,5% всех "москитных" сил. На Балтике находилось 48 тка, а на Севере не было ни одного. Последнее объяснялось не недооценкой важности этого театра военных действий, а господствующим в то время мнением, что в бурном Баренцевом море торпедные катера успешно действовать не могут, что, кстати, и было подтверждено опытом плавания на Севере катеров типа Г-5 - незадолго до начала войны их пришлось оттуда увезти. Таким образом получилось, что там, где были советские торпедные катера, не было целей для них, а там, где были цели - не оказалось торпедных катеров.
Что касается Балтики, та там немцы с началом боевых действий прекратили коммерческое судоходство, рассчитывая на быструю победу и занятие всего побережья советской Балтики действиями только сухопутных сил и авиации, так что летом 1941 года и на Балтике целей для торпедных катеров, как и для подводных лодок, практически не было. Зимой из-за ледостава в Фи7нском заливе боевые действия на море не велись, а летом 1942 года в море смогли выйти только подводные лодки. Правда, в Финском заливе, от Ленинграда до Гогланда шла "малая война" в которой советские катера боролись с финскими и немецкими катерами и авиацией при несении дозоров и обеспечении перехода подводных лодок на позиции и возвращения их в базы. Однако, этим занимались только сторожевые катера типа МО-4 как более сильно вооруженные и более живучие по сравнению с торпедными катерами, которые в залив не выходили. В 1943 году положение на Балтике, несмотря на успехи на сухопутном фронте, не только не улучшилось, а даже ухудшилось ибо немцы настолько усилили свои оборонительные позиции в заливе, что даже и подводным лодкам выйти в море так и не удалось. Бездействовали и надводные корабли, включая и катера.
Весна 1944 года не принесла изменений и лишь в июне этого года, когда не только была снята полностью блокада Ленинграда, но и были освобождены от финнов острова Бьеркского архипелага, торпедным катерам КБФ представилась возможность выйти из базы, пусть и не в море, но хотя бы в Финский залив. К этому времени и относится наибольший успех всех наших катерников - потопление немецкого миноносца Т-31, который стал крупнейшим и сильнейшим боевым кораблем врага, потопленным советскими торпедными катерами за все время Великой Отечественной войны на всех трех морских театрах военных действий. Дело в том, что на Черном море торпедные катера фактически использовались по прямому назначению лишь в апреле - начале мая 1944 года, когда две группы действуя из Ялты и Скадовска приняли участие в блокаде немецких войск в Крыму. Входе блокадных действий они имели несколько ночных стычек с конвоями врага и потопили несколько грузовых судов, но боевым кораблям нанесли лишь некоторые повреждения. Я же в этой статье речь веду именно о боевых кораблях. На Севере вскоре после начала Войны удалось ввести в строй 5 торпедных катеров типа Д-3 (от ТК-11 до ТК-15) которые доказали поспешность вывода о неприменимости торпедных катеров на Севере - впрочем этот вывод относился к легким дюралевым торпедным катерам типа Г-5, а не к деревянным, более тяжелым и мореходным "Д-3". Эта "великолепная пятерка" в 1941-1944 годах сумела отправить на грунт несколько транспортов противника, но настоящая катерная война разразилась на Севере лишь весной и летом 1944 года, когда в состав Северного Флота стали входить торпедные катера английской фирмы "Уоспер торникрофт" и американской "Хиггинс" поставляемые в СССР по "ленд-лизу". Всего Северный Флот получил 31 катер "Уоспер торникрофт" получившие в СССР обозначение "А-1" (всего на все флоты поставлено 83 таких катера) и 20 "Хиггинсов" (советское обозначение "А-2") из общего количества 52 единицы. Следует упомянуть, что в самом конце войны (в апреле 1945г.) наш флот получил 31 торпедный катер фирмы "Элко" (США), но никакой роли в войне они, конечно, не сыграли (советское обозначение "А-3"). Именно "хиггинсы" и "торникрофты" и стали главными героями ряда ожесточенных боев с немецкими конвоями в Варангер-Фьорде. В ходе этих боев было потоплено несколько транспортов и охранявших их малых сторожевых кораблей и тральщиков, однако все они уступают по боевому значению жертве балтийских катерников - миноносцу т-31, потопление которого и было, таким образом, апофеозом деятельности всех советских катерников.
Закончив несколько затянувшуюся вводную часть приступаю к описанию события, как оно мне представляется сегодня.
Итак: Балтика. Июнь 1944 года. Войска Ленинградского фронта. Осуществляя Выборгскую наступательную операцию, приближаются к Выборгу, в то время, как находящиеся за их левым флангом острова Бьеркского архипелага остаются еще в руках финнов. Командование Балтфлота готовит десантную операцию против этих островов, решив предварительно захватить небольшой островок Нерва, лежащий в 16 милях на запад от острова Бьорке. До войны на острове был маяк, но его башню разрушили еще в 1941 году. До 1944 года островок был ничейный - врага на нем не было. Остров предполагали занять одной стрелковой ротой, высадив ее утром 20 июня. Для обеспечения операции были привлечены крупны5 силы, состоявшие из двух отрядов прикрытия. Первый отряд, под командованием С.А. Осипова состоял из 15 торпедных катеров, сведенных в три группы (командиры Б.П. Ущев, Н. С. Иванов, В.И. Тихонов) и осуществлял непосредственное сопровождение сил десанта и обеспечивал из безопасность в районе высадки. Второй отряд (капитан 1 ранга Е.В. Гуськов) состоял из двухбашенных морских бронекатеров (они же "шхерные мониторы", они же "малые канонерские лодки", короче говоря, по-видимому, катера проекта "163") и сторожевых катеров, по-видимому, типа "ОД-200". Отряд предназначался для поддержки первого отряда и прикрытия его от "внешнего" нападения. Вечером 19 июня все отряды начала движение к о. Нерва.
Сначала все шло спокойно, но около 23.00 19.06.44г. к северу от отряда №2 были обнаружены два неизвестных корабля. Вскоре эти корабли классифицировали как эсминцы. На самом деле это были малые миноносцы типа "Т", - "Т-30", которые шли в Выборгский залив, чтобы оказать помощь финским войскам, оборонявшим Выборг. Еще раньше, на переходе, они наткнулись на два советских торпедных катера, которые отошли к о. Лавенсари. О высадке русских на о. Нерва они ничего не знали и встреча их с советскими катерами к северу от острова была для них абсолютной неожиданностью.
Обнаружив противника, капитан 1 ранга Е.В. Гуськов повел свой СКА-106 на сближение. За ним устремились катера его группы. Немцы, по-видимому, приняли эти катера за торпедные, что вполне объяснимо, если вспомнить, что сторожевые катера типа "ОД-200" представляли собою просто торпедные катера типа "Д-3" у которых за счет снятия торпед устанавливалось 37-мм автоматическое орудие на юте.
Решив, что их атакуют не практически безвредные для них сторожевые катера, а грозные торпедные катера, немцы отвернули и открыли энергичный и точный огонь. Один из первых снарядов разорвался рядом с СКА -106 и ранил осколками М.В. Капралова - командира группы сторожевых катеров. Видя это, командир отряда № 2 капитан 1 ранга Е.В. Гуськов связался с командиром отряда № 1 С.А. Осиповым, торпедные катера которого находились, как помнит читатель, в то время ближе к острову нерва, прикрывая силы десанта, и сообщил ему о бое. Получив доклад, Осипов приказал идти на помощь Гуськову и атаковать врага только группе Ущева. Атака этой группы была отбита, несколько катеров были повреждены, а выпущенные группой торпеды прошли мимо цели. Осипов приказал послать в атаку группу Тихонова. Немцы отбили атаку и отошли к шхерам, но через час появились снова. Осипов бросил в атаку все катера у которых оставались торпеды, разделив их на две группы. В условиях легкого тумана, применяя дымзавесы, торпедные катера атаковали успешно. Около 24.00 19 июня торпеды с катера ТК-37 старшего лейтенанта Тороненко и лейтенанта Бушуева настигли Т-31 и потопили его. Несколько человек из его экипажа подобрали катера гвардии старшего лейтенанта Васильева и старшего лейтенанта Творогова. С кораблем погибло 82 человека. Т-30 ушел, не преследуемый нашими катерами.
Всего в районе Бьеркского архипелага немцы имели миноносцы Т-2, Т-4, Т-8,Т-30 и Т-31, а также 7 тральщиков и несколько торпедных катеров. От крупной неприятности балтийцев и лично адмирала Трибуца спасло. По-моему, только то, что немцы никак не могли предполагать, что русским понадобиться занимать остров, который до этого три года был никому не нужен и бросать на это дело три группы тка (15 единиц) да еще СКА и МБКА впридачу!
Сама высадка на остров роты и выгрузка батареи утром 20 июня 1944 года прошла по плану и без противодействия.
В целом итог операции оказался в пользу балтийцев, а потопленный ими миноносец Т-31 стал, как я писал выше, самым мощным боевым кораблем противника, потопленным всеми нашими торпедными катерами на всех трех действующих флотах за все почти 4 года Великой Отечественной войны, а "дело" 19 июня 1944 года стало апофеозом всей боевой работы катерников.
|
</> |