Anything as a service

топ 100 блогов leonwolf26.03.2013 "Клиенту не нужна дрель, клиенту нужны дырки в стене", - это или примерно это каждому неопытному маркетологу в какой-то момент обязательно объясняет его чуть более опытный коллега, - "поэтому и продавать надо не дрель, а ее способность делать дырки". Производители зонтов продают возможность сохранить голову сухой, а производители часов - возможность узнавать время (или же возможность производить впечатление на окружающих).

Клиенту очень хотелось бы платить в точности за удовлетворение своих потребностей. Пошел дождь - раз, и у тебя в руке оказался зонтик. Понадобились дырки в стене - и у тебя есть дрель, но когда она тебе больше не нужна, тебе не надо придумывать, куда же ее положить, и не вспоминаешь потом, в следующий раз, куда же ты ее засунул. И платишь, конечно же, не за громоздкую недешевую железяку, а за маленькие аккуратные дырочки, которые ну никак не могут дорого стоить.

Увы, в реальном мире реальных вещей подобное вряд ли возможно (точнее, ранее было невозможно: мы к этому еще вернемся). А вот ИТ-мир с появлением интернета очень хорошо научился продавать клиенту ровно то, что ему нужно и ровно столько и тогда, сколько и когда нужно. Вот, для начала, простейший пример - онлайн-хранилища данных. С точки зрения клиента, он платит за 1 гигабайт если ему нужен 1 гигабайт, и за 100, если ему нужны 100. И это гораздо дешевле (а также надежнее, проще etc), чем покупать большой-пребольшой жесткий диск - тем более, заранее непонятно, какой именно понадобится, не будет ли он простаивать, и что с ним делать, если он сломается... Пример с хранилищем - это пример на тему IaaS (infrastructure as a service), а еще расцвело буйным цветом множество других aaS'ов, самый главный из которых, конечно, это SaaS (software as a service). Но смысл тот же: нет коробки, нет физической передачи продукта, есть возможность получить нужную услугу в нужное время в нужном объеме и с нужным уровнем качества - и заплатить ровно за это.

Понятно, почему *aaS-решения победили. Нет, вообще-то продавать жесткие диски - это прикольно, и на этом тоже можно заработать. Но куда клиент пойдет, если у него диск закончится или сломается? Ну - куда-то, непонятно куда. Производителей много, и их продукты, честно говоря, ничем друг от друга не отличаются. Дойдет до ближайшего магазина, и купит какой-то. Вот почему ИТ-бизнесу так полюбилась рекуррентная модель выручки, так понравилось продавать не продукт, а подписку! Во-первых - соответствует сути вещей (клиент получает то, что ему надо); во-вторых - есть возможность с помощью хорошего сервиса привязать себе клиента навсегда; в-третьих - пусть где-то получается и дешевле, зато доходы постоянны, предсказуемы, и, при должном качестве клиентского сервиса, только растут, никогда не падают. При обычной модели, если ты очень хорошо работал в месяц K и продал на N рублей, это ничего тебе не гарантирует в месяц K+1 - чтобы вырастить N, придется побегать еще больше. Если же ты продаешь подписки, абонплату - то каждый новый клиент увеличивает твою выручку.

Но месседж моего поста не в том, что SaaS рулит; это уже, к счастью, и так все давно поняли. Месседж в том, что в мире нет, на самом деле, никакого "онлайн-бизнеса" и "оффлайн-бизнеса" по отдельности, есть просто бизнес, и игроки из разных сегментов постоянно и пристально смотрят друг на друга. И то, что хорошо работает в одном сегменте, быстро начинает засасываться и адаптироваться в других.

И здесь я возвращаюсь к утверждению о том, что в "мире реальных вещей *aaS подход, вряд ли возможен". Конечно же, это не так! Возможен! И нас ждет AaaS - anything as a service - и уже скоро! Оффлайновый бизнес впитывает в себя этот подход с огромной скоростью, и дает поистине удивительные примеры, каждый день расширяющие наши представления о том, где еще применим сервисный подход.
На одном конце EaaS - промышленные гиганты, которые сопровождают свою продукцию таким количеством сервиса, гарантий и страховок, что в конечном счете оказывается, что клиент покупает не сам продукт, а время его работы. То ли недавно мне кто-то рассказывал, то ли недавно я читал, как сейчас компания Rolls Royce, производитель двигателей, работает с авиакомпаниями: где бы самолет не приземлился, какие бы проблемы не возникли, система сервисного обслуживания, ремонта и гарантии оказывается достаточно гибкой, чтобы в нужное время самолет улетел дальше по графику. Будет ли при этом двигатель отремонтирован, перенастроен или заменен - не вопрос заказчика, а вопрос Rolls Royce.
Но на другом конце - максимально далеко от авиадвигателей-as-a-service - есть всякие смешные сервисы типа доставки "Годового запаса носков", или типа доставки продуктовых наборов. Носки-as-a-service - это очень важная (хотя и не очень технологически сложная) вещь, и она, как и сервисная программа авиадвигателей, решает ту же самую проблему: самолет должен просто лететь, у мужчины в шкафу просто должны быть чистые (и парные!) носки. И неважно, каким образом сервисная компания решает эту задачу.

А в промежутке между носками (слишком простыми, чтобы стать действительно успешным и крупным бизнесом) и авиадвигателями (слишком сложными для повседневной жизни) возникает все больше и больше действительно тонких и интересных проектов, переосмысливающих - с помощью современных ИТ-решений - практику использования тех вещей, который нам всегда казались только вещами, а никак не сервисами. Не автомобиль должен покупать человек - а перемещение из точки A в точку B (и наряду с уже не относящимися к экзотике байк-шерингом и кар-шерингом, возникают проекты типа берлинского CiteeCar, в котором идея автомобиля как сервиса по перемещению доведена до предела концептуальной чистоты).    Не телефон - а возможность звонить (и мы уже сейчас начинаем видеть, что оператору часто дешевле просто бесплатно заменить потерянный или сломанный телефон, лишь бы клиент остался с ним - остался с телефоном, который является способом генерация рекуррентной выручки). И так далее.

Мне кажется, это сейчас глобальный и очень интересный тренд, и нам еще про очень многие вещи предстоит узнать, что, оказывается, с помощью тонких ИТ-решений их можно сделать сервисами, и приучить нас воспринимать их как сервисы, а не как вещи. Это не такая уж плохая новость - в первую очередь потому, что мы получим возможность платить ровно столько, сколько потребляем, и не в последнюю очередь потому, что конкурентная борьба целиком перейдет именно в плоскость качества обслуживания, необходимого для удержания клиентов.

Резюме для инвестора и стартапера:
1) ИТ-проекты, которые не предполагают рекуррентной модели выручки, рассматривать не стоит вообще. У них нет ни будущего, ни даже настоящего.
2) Проекты на стыке ИТ и реального мира, основанные на рекуррентной моделе, стоит рассматривать особенно пристально. В реальном мире будет все больше и больше AaaS, за такими проектами будущее. 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Мы тут со svinsent в шутку договорились не приступать к сливовым пирогам, пока не доедим горчицу . Шутка шуткой, но в теме есть зерно. Продукт интересный, богатый по возможностям и всесезонный, так что инициирую такой вот междусобойчик. Если хотите, можете присоединиться. ...
добралась до J`adore Touche de Parfum Christian Dior: Который в сплешевом флакончике. Основных впечатлений два. Первое и главное: это лучшее, что я пробовала за последние лет пять что ли посреди люкса. Второе: маркетологи Диора продолжают копать золотую жилу Жадоров, на чего-нибудь ориги ...
  когда вам иностранный агент говорит, что у 77% опрашиваемых россиях отношение к президенту не изменилось и 71% либо сомневается в достоверности обвинений в коррупции, либо просто считает их неправдой.  То этому иностранному агенту можно верить.  Когда ...
Спонсор заметки ― проект «Бери & Веди» , разработчик тренинговых программ «Похвалите меня, пожалуйста!» Коллеги, здравствуйте! Сегодня мне хотелось бы поинтересоваться вашим личным мнением вот по такому вопросу. Обратная связь ...
Смотрю на список. Сам в шоке. Donnie Darko (США, 2001, Ричард Келли) Electric Dragon 80.000 V (Япония, 2001, Сого Исии) Save the Green Planet! (Южная Корея, 2003, Чан Чжун Хван) Primer (США, 2004, Шэйн Кэррат) The Host (Южная Корея, 2006, Пон Чжун Хо) Silk (Тайвань, 2006, Чао Бин Су) Cloverfield (США, 2008, ...