рейтинг блогов

"Антураж в автопортрете": а теперь реальные факты

топ 100 блогов shakko_kitsune11.06.2019 Или про шведских геев в бане?

Вчера мы говорили о ваших и моих ощущениях по поводу необычного портрета (часть 1, часть 2), сегодня же взглянем на факты.

Итак, что открывается нашем взору? Что мы дополнительно поймем о вчерашнем автопортрете, если узнаем факты из биографии автора и историю картин?

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты


Сначала (как учил покойный профессор В. Гращенков), надо просто смотреть.

Сперва надо посмотреть на картины, не зная о них ничего. Чтобы максимально нейтрально, не получив предубеждения или фильтров от знания конкретных фактов, оценить их, получить от них удовольствие, первое впечатление.

И, когда я смотрю на прочее творчество Эжена Янсона, я вижу  (и, надеюсь, вы тоже видите), что он -- хороший художник.

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты
Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты
Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты
Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты
Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты


Мы видим, что примерно половину наследия Янсона составляют пейзажные работы.
А что же входит во вторую половину? Выбор, по идее, огромен: портреты, натюрморты, историческая живопись, скажем, котики с собачками... Но нет, из раза в раз Янсон рисует одно и то же.

"Атлеты", 1912
Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Флотская баня
Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Гимнаст, 1911
Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты




Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Еще тут


Так что мы видим: изображение обнаженной мужской натуры (которую он использовал как фон для своего автопортрета)
действительно было для Янсона важнейшей частью жизни.

Стоит ли по этой причине подозревать художника с обилием таких сюжетов в гомосексуальных наклонностях?
Все зависит от эпохи и от доминирующего стилевого направления.
Например, если мы рассматриваем наследие античного скульптора, то нет: просто в ту эпоху мускулистое мужское тело было культом. Мы же не считаем  априори каждого фотографа, снимающего обнаженных женщин для "Пирелли" гетеросексуалом? Нет, просто у него работа такая. Герб Ритц, например. Вот и античные скульпторы просто отрабатывали идеологический заказ общества.
Возьмем художника-классициста 2-й половины XVIII века, то тоже нет: тогда подражали античности, и поэтому много изображали античной наготы. Твой уровень как мастера, собственно, и оценивался по тому, как ты умеешь рисовать мускулатуру. Чем дальше двигаемся по XIX веку, тем подозрительней.

Энгр. Мужской торс. 1851
Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Например, вот наследие Александра Иванова, автора "Явления Христа народу". Количество обнаженных мальчиков настолько непропорционально, что в более циничную эпоху бы вызвало подозрения. Однако в период классицизма -- это еще вполне норма. А вот Кузьма Петров-Водкин вроде ок, счастливо женат, несмотря на обилие обнаженных купающихся мальчиков. Просто стилистически линии на их фигурах в его авангардной живописи класснее смотрелись (Подробнее см. Голые мальчики в русской живописи).

У нас же со шведом 1910 год, время скользкое. Ну и то, что волосы в паху сразу снимают подражание "святой" античной наготе, я уже говорила.

Но тут у нас в работах еще очевиден культ спорта. Который в принципе идет в связке с любованием гомосексуальной натурой.
В общем, настало время наконец почитать факты.
Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты
Утаскиваем факты не из сухой википедии, а из этого живого обзора биографии на дайри.

"С 1904 года художник, которому было уже 42 года, почти перестал писать пейзажи и сосредоточился на изображении обнаженного мужского тела. Янссон, который укреплял свое слабое здоровье спортом, начал посещать Флотскую купальню (Flottans badhus). В то время в Швеции ужесточился закон против мужских гомосексуальных действий, зато пропагандировалось укрепления здоровья с помощью плавания и солнечных ванн. Как пишет биограф, "принц Евгений [cын короля Швеции, сам занимавшийся живописью] записал, что Янссон рассказывал ему о своем давнем желании рисовать обнаженных мужчин, а достижение финансовой независимости позволило ему дать волю своей природной сексуальной склонности, удачно прикрывшись набиравшим силу витализмом".(3) Витализм как течение в искусстве предполагал изображение обнаженного тела, правда, обычно на природе (...).

Если бы Янссон умер молодым, биографы, думаю, с умилением писали бы о его асексуальности, которую было бы легко объяснить и его многочисленными болезнями, и его постоянной работой над картинами, и его нелюдимостью. Но он дожил до 53 лет и последние 11-12 лет вел себя заметно не так, как раньше. Нурдстрем писал в 1903 году другому художнику, Бергу,что его удивляет поведение братьев Янссонов (Адриан Янссен был и раньше известен как гомосексуалист): оба не стесняются прогуливаться в общественных местах в компании живущих с ними молодых людей, которые названы прозвищами (Стоматол и Азинол). В 1906 году Янссон во Флотской купальне познакомился с Кнутом Нюманом. В 1907 году молодой человек поселился в студии Янссона, где жил до 1913 года. Художник стал появляться с юношей в артистических кругах (причем отказывался идти в гости без него). Их часто видели вдвоем в дорогих ресторанах (...).

В последние годы художник много болел. В начале 1915 его наполовину парализовало после инсульта. (...) В 1915 году Эуген Янссон умер от второго инсульта. Адриан, желая сохранить доброе имя брата перед будущими поколениями, уничтожил все его личные бумаги, в том числе письма и дневники, а также некоторые рисунки".

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Вот здесь человек перевел тоже интересное:

"В 1904 году, как пишут историки, Янссон написал последний свой пейзаж «Österlånggatan» - узкую улицу, занятую торговцами в районе столицы Старый город. (...) В течение трех лет, с 1904 по 1907 год, художник, которому исполнилось уже 42 года, пытался «начать все сначала», перестроить свой стиль и технику, стараясь освоить навыки, необходимые для изображения обнаженной мужской фигуры. Большим подспорьем стали для Эжена изучение древней классической скульптуры и рисунки, сделанные во время поездки в Италию. До 1907 года художник не написал ни одной крупной работы, как прилежный ученик, выверяя сотни раз позы и жесты в многочисленных эскизах.

Некоторые историки пишут, что обращение Янссона к обнаженной мужской фигуре связано с тем, что он принял теорию позитивистского философского движения под названием «витализм открытого воздуха» (Open Air Vitalism). Витализм (от латинского vitalis - жизненный) – направление, утверждающее наличие в организмах нематериальной сверхъестественной силы, управляющей жизненными явлениями. Витализм развивался в восточных учениях «ци» и «прана», в учении Гиппократа, в аристотелевском классицизме, в христианской и буддийской традициях. «Витализм Open Air» в 1900-х годах был господствующей силой в шведской социальной и культурной жизни. Приверженцы этого движения считали наготу средством активизации контактов с омолаживающей силой Солнца и природных сил. Ярким представителем шведского витализма был художник Аксель Густав Аке (Axel Gustav Acke, 1859-1924). Но оппоненты теории принадлежности Янссона к этому движению, выдвигают аргументы, что если Аке и другие художники, стремясь выразить единение людей и природы, изображали обнаженные фигуры в пышных сельских ландшафтах, то Янссон изображает своих мужчин ню исключительно в городских интерьерах и видах. К тому же Янссон подчеркивал анатомические особенности атлетических фигур, изображая, как мышцы, так и половые органы. Сам Янссон позже признавался, что витализм был для него общественным оправданием обращения к теме мужских ню, своеобразным щитом. (...)

Впервые картины новой темы Янссон выставил в 1907 году. Одной из них была картина «Молодой человек, стоящий в дверном проеме» (The Young Man Standing in a Doorway, 1906, Галерея Тиля), которая стала поворотным моментом и в творческой, и в личной жизни художника. На картине изображен Кнут Найман (1887-1946), чье имя художник поместил прямо на холсте под своим автографом. Третьей строчкой стоит год – и создания картины, и начала их отношений. Критик Эман предполагает, что эту картину можно понимать, как признание в любви художника Найману.

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Эжен познакомился с Кнутом во Флотской купальне (Flottans badhus), где художник был частым гостем с конца 1890-х годов. Существуют даже фотографии, сделанные в 1910 году, на которых изображены обнаженные Эжен и Кнут в компании друзей на отдыхе в купальне.

Нужно напомнить, что с детства Янссон пытался укреплять свое слабое здоровье системой физических упражнений. Вот и в купальню он отправился заниматься плаванием и принимать солнечные ванны. Впрочем, в разных источниках эти купальни называют то бассейном, то баней, то ваннами. Скорей всего, это были обыкновенные бани с бассейном во внутреннем дворике для ныряния после сауны, и бани эти принадлежали Военно-морскому ведомству, поэтому туда приходили купаться молодые матросы (на картинах художника не увидишь дядечку с пивным пузиком!).

Кстати, в начале ХХ века шведские законы преследовали сексуальные отношения между мужчинами (в Швеции гомосексуальные связи были запрещены до 1944 года). Но в банях- купальнях можно было безопасно знакомиться и общаться с обнаженными мужчинами. Отмечают, что стокгольмские купальни привлекали многочисленных посетителей со всей Европы. Естественно, сексом там не занимались, но часто возникали такие длительные романы, как у Янссона.

В 1907 году Найман поселился в студии Янссона, и жил с художником в течение 6 лет. Причем, в художественных кругах Стокгольма их воспринимали, как пару, чему способствовали периодические выходки Эжена. То он отвергал приглашение на какое-либо мероприятие, если в открытке не было имени Кнута, то эпатажно посещал с юношей рестораны и ночные клубы. Отказавшись скрывать свои отношения с Кнутом, Янссон демонстративно выступил против общества и его законов. К тому же, эта связь, безусловно, вдохновляла художника на творчество. Правда, в 1913 году они расстались. (...)

Между 1907 и 1911 годами Янссон создал несколько монументальных картин, изображающих обнаженных мужчин в Флотских купальнях. (...)  В 1911 году художник «оставил в покое» матросов и бани и переключился на спортсменов, цирковых гимнастов и силачей".

Вот эти работы, написанные во Флотских банях.

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты
Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты
Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

В этой купальне он еще и фотографии делал.

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты
Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Крыши там не было, и все действительно были без плавок.

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Сам художник там тоже ходил голым и не стеснялся фотографироваться.
Вот он рядом со своим возлюбленным Кнутом.

(А мог бы себя в голом виде написать на картине, почему нет? Дюрер же так делал)

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

А вот его фото там одетым.
Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты


Вернемся к нашему автопортрету и посмотрим на него уже с точки зрения имеющихся фактов.
У нас есть успешный художник, который заработал состояние написанием пейзажей.
Потом он РЕЗКО бросил писать красивые пейзажи. Начал ходить по баням. Рисовать обнаженных мужчин.
Встретил в этой бане свою настоящую любовь, стал с ним сожительствовать. Стал эпатировать местное общество этой связью.

Кстати, давайте посмотрим на эволюцию автопортретов Янсона.

Что-то из молодости, ищет себя
Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

1900. Тут без фона. Он вглядывается в себя, пытаеся себя понять
Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

1901 (это он на фоне синего пейзажа в окне, который сделал ему карьеру)
Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

И вот, наконец, тот же 1910-й год. Портрет довольного, счастливого человека, нашедшего свой мир, ставшего в нем господином.
(Любопытно в этом свете, что на следующий год Янсон бросит эту тему и переключится на циркачей и атлетов, хотя с Куртом расстанется позже)

А помните, я вчера писала, что это кичливый портрет, полный "понтов", подчеркивающий достоинство автора, хвастовство его?
В свете биографических фактов, которые мы прочитали сегодня, это становится еще более правдоподобным.
То есть, скорее всего, он ожидал, что эта картина вызовет у его современников неоднозначную реакцию, потому что они считают весь бэкграунд (и нарисованный, и мысленный) совершенно правильно.

Антураж в автопортрете: а теперь реальные факты

Показательно, что и спустя сто лет она, в таком случае, тоже шокирует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пульнуть серией и выхватить кадр - успех. Сделать то же самое, но на пленку - удача. Поймать момент тормозным телефоном с автоматической экспозицией -- подлинное фотографическое чудо. Удивительное зерно? Пластика полной матрицы? Естественная цветопередача? В пизду. Четкий фотограф ...
Великий и могучий! Вроде как юмор, но ведь на самом деле так :) В русском языке есть слово, в котором три гласных подряд. Это прилагательное - длинношеее. Помните детскую песенку? Очень длинношеее животное под чудным названием - жираф (с) Переписка в мессенджере: - ...
Здравствуйте. Это решение далось мне нелегко. Я приняла его не сразу, я думала. Я ухожу. Да, это так. Почти десять лет вела этот журнал. И это стало частью жизни. Сейчас жж превратился в работу и ответственность. Кроме того, реклама в блоге ...
Нечаянно почитал разговор в одной из тем, и вдруг разом нахлынули мысли и воспоминания. Я — Ленинградец! Говорю это с гордостью и с уверенностью! Не петроградец и не петербуржец! Ленинградец! Говорю и против воли задумываюсь: А чем, собственно, горжусь? Великой культурой и наукой, всегда ...
Дорогие друзья! Я уважаю и люблю вас, ценю ваше мнение по разным вопросам. Читаю ваши журналы. В своих журналах вы можете публиковать все, что вам угодно. Но щадите своих читателей, пожалуйста. Читаю ленту, что-то позитивное практически не вижу, ...