Антисемит антисемиту рознь
vlad_dolohov — 28.09.2018 Вот уже сто с лишним лет прогрессивная еврейская общественность пребывает в состоянии перманентного когнитивного диссонанса. Говоря по-простому, колбасит ее нехило. А виной тому знаменитые русские писатели, где каждый второй – антисемит, а каждый первый – антисемит злостный... Да что ж это за наказание такое – от Державина до Есенина и от Достоевского до Блока – юдофоб на юдофобе и юдофобом погоняет.Говорить об этом вслух опасались, поскольку
народ русский своим писателям верил, а значит существовала опасность заражения ядом антисемитизма широких народных масс. Более того, это был бы подкоп под Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию, которую известно кто совершил и кто воспользовался её плодами, на долгие годы монополизировав власть.
Годы шли. И хотя пролетарский интернационализм успешно выкорчевывал остатки буржуазного антисемитизма, школьная программа по литературе существенных изменений не претерпела. Любознательный школьник вполне мог случайно наткнуться на письма Чехова или рассказ Ивана Тургенева «Жид», или – ну, это уж для совсем смелых и отважных – прочитать запрещенного в то время Достоевского:
«Еврей, где ни поселялся, там еще пуще унижался и развращался народ, там еще больше приникало человечество, еще больше падал уровень образования, еще отвратительнее распространялась безвыходная человеческая бедность, а с ними и отчаяние».
Пока не почистили «Словарь живого великорусского языка» Владимира Даля (до этого были лишь репринтные издания) – уж, казалось бы, совсем невинная книга – он являлся просто клоакой самого гнусного антисемитизма. Взять хотя бы те же поговорки.
Куприн вернулся из-за границы. Стали массово его издавать, а там… В общем, приходилось постоянно быть настороже: и старых редактировать, причесывать, править, и не допускать появления новых.
В наше прекрасное капиталистическое время хороших писателей (я уж не говорю о знаменитых) практически нет. Но зато нет и писателей-антисемитов. Возможно, это как-то между собой связано. Но я бы не приуменьшал титанический труд прогрессивной еврейской общественности: антисемиты практически вытеснены за пределы литературного процесса – проза у нас на 70% «французская», поэзия – на 55%, литературная критика – на 87%. Большая часть издательств и толстых литературных журналов находится в надежных и проверенных руках либерально мыслящих людей с прекрасными лицами. Антисемитствующим подонкам оставили журнал «Наш современник» и два-три хилых издательства – так что никакой дискриминации и полная свобода творчества. Пусть пишут детективы, фантастику, псевдоисторическую белиберду, а начинающие и графоманящие могут печатать свои «шедевры» на proza.ru и стихире.
И всё же печальное явление массового антисемитизма в русской литературе нуждалось в осмыслении и выработке четких критериев. Скажем, почему Державину и Достоевскому можно, а Солоухину и Куняеву нельзя?
…Друзья, я должен вас поздравить: мозговой штурм, устроенный на страницах фейсбучных журналов Глеба Морева и Мариэтты Омаровны Чудаковой принес свои долгожданные плоды – этот критерий найден и сформулирован!
Я постараюсь тезисно изложить суть.
Нельзя рассуждать об антисемитизме прошлого (вплоть до Серебряного века) с позиций опыта Второй мировой войны. Да, Чехов, Достоевский, Вагнер, Блок, Дисней, Есенин были антисемитами, но антисемитизм до Холокоста – это всего лишь реализация естественного права человека любить или не любить кого хочешь. Включая евреев.
А вот антисемитизм после Холокоста – всегда моральное падение и предтеча фашизма.
Естественно, разгорелась жаркая полемика единомышленников.
– Блок ни одному еврею никогда ни в чём не навредил. Как можно навредить заметками в дневнике? Разве его антисемитизм как-то ещё проявлялся в публичном пространстве?
– От нелюбви до Холокоста не так уж далеко.
– Достоевский не дожил до кишиневских погромов и "дела Бейлиса", а Блок дожил. С него и спроса больше.
– Достоевский жил много позже массового истребления евреев в Йорке (12 век), восстания "пастушков" (13 век), чумных погромов в Германии и Испании 14 века и т.д. и т.п.
– Достоевскому можно простить за литературный гений, но всем иным, увы, нет.
– Все верно: Достоевскому, Блоку, Вагнеру можно. Обывателю нельзя.
– А мне кажется, всё это просто неуклюжая попытка "отмыть" столпов русской литературы!
– Неприятно, что обожаемый многими Чехов такой – ну, придется с этим как-то жить. У Достоевского, кстати, тараканов поболе.
– Не могу это принять! Выходит, антисемитизм Серебряного века – хороший, а эпохи Холокоста – плохой?!
Да, пока – если судить по результатам дискуссии – выходит именно так. Классики русской литературы практически отмыты, остальные же выбора любить или не любить евреев лишены полностью. Обязаны любить!.. А потому что Холокост был.
…Как же я ненавижу Гитлера – он лишил меня священного права свободного человека любить и не любить. Выбор сделали за меня. Придется смириться)
|
</> |