АНТИФАШИСТСКАЯ ВЫСТАВКА НА ВИНЗАВОДЕ. КОРОТКО
tupikin — 14.05.2010Работа Николай Олейникова с выставки Острая необходимость борьбы, идущей в галерее Paperworks на Винзаводе в Москве.
Работа Николай Олейникова с выставки Острая необходимость борьбы, идущей в галерее Paperworks на Винзаводе в Москве.
Работа Николай Олейникова с выставки Острая необходимость борьбы, идущей в галерее Paperworks на Винзаводе в Москве.
Днём в среду, 12 мая 2010 года, в Москве на Винзаводе в галерее Paperworks открылась выставка Николая Олейникова "Острая необходимость борьбы". Открылась она не как водится - нашествием коллег-художников, кураторов и арт-критиков, разливоном и выпивоном, открылась она семинаром с участием общественных активистов, учёных и деятелей культуры, обсуждавших темы антифашистской борьбы - в этом году в Москве и 67 лет назад в Варшаве и Собиборе.
Выступали (перечисляю в порядке очерёдности) участник общественного движения Влад Тупикин (это я; говорил о роли насилия в современном антифа-движении; строго говоря, это был даже не доклад, а краткое революционное сообщение), социолог Александр Бикбов (говорил о захвате ультраправыми позиций в российском высшем образовании и о том, как этому можно положить предел), историк Ксения Полуэктова-Кример (говорила об успешном восстании заключённых в лагере смерти Собибор осенью 1943 года, но перед этим - о том, как вообще складывался в нацистской Германии аппарат промышленного уничтожения миллионов людей, о том, с чего всё это начиналось; а начиналось всё это, кстати, с так называемой "программы Т", с убийства "всего лишь" 5000 немецких детей, родившихся с теми или иными генетическими отклонениями), активист антифа Макс Степанов (говорил о сознании современных нацистах и о том, что с ними, такими "сознательными", делать), активист и поэт Кирилл Медведев (говорил о восстании евреев в Варшавском гетто весной 1943 года, о двух его участниках - социалисте Мареке Эдельмане (выжил) и поэте Владиславе Шленгеле (погиб в бою), читал стихи Шленгеля в собственных переводах, в том числе знаменитое стихотворение "Контратака", распространявшееся подпольно в виде листовок после первой, ещё январской, контратаки бойцов еврейского сопротивления, отбивших попытку ССовцев войти в гетто). Тезисы почти всех выступавших были основаны на материалах, опубликованных в зине "Острая необходимость борьбы", выпущенном специально к открытию выставки (68 страниц А-4) и распространяемом на выставке.
Сам Николай Олейников накануне выставки писал, что основу её будет составлять серия огромных черно-белых плакатов, выполненных гуашью. "Это портреты людей, которых мне захотелось выделить как отдельные главы истории антифашистского движения. Здесь будет Эрнст Тельман – политический противник Гитлера, проигравший нацистам выборы в 1933-м, и будет Ульрике Майнхоф из террористической группировки РАФ, которая своими методами пыталась бороться с последствиями нацизма в Германии в 70-е годы. На одном из плакатов будет карта Варшавского гетто, на другом - высказывание о Мареке Эдельмане, одном из организаторов восстания в Варшавском гетто, и т.д. Там будет знаменитый американский анархист и антифашист, чемпион мира по микс-файту в тяжелом весе Джефф Снеговик Монсон – растатуированная лысая груда мяса, с наколкой «СОЛИДАРНОСТЬ» кириллицей на правом плече и огромной анархо-коммунистической звездой под левой ключицей - наш современник. Все эти исторические фигуры должны рассказывать зрителю истории друг о друге, таким образом составляя неразъединимое целое, противоречивое, разнообразное. Но единое". (источник цитаты – блог Николая Олейникова на Гранях.Ру: http://grani.ru/blogs/free/entries/177684.html).
Все эти персонажи действительно присутствуют на стенах в виде этих самых огромных плакатов гуашью и ведут друг с другом диалог: Ульрике Майнхоф говорит о Мареке Эдельмане, Снеговик - об участниках и участницах народного ополчения, тех девяти дивизиях добровольцев, что погибли летом 1941-го на Смоленщине, Эрнст Тельман вспоминает про Ваню Хуторского, московского антифашиста, убитого в ноябре 2009-го из пистолета в затылок, а Саша Печерский, лидер восстания в лагере смерти Собибор - о Джеффе Монсоне, Снеговике.
Но в качестве иллюстраций к этой заметке мне захотелось подобрать фотографии "малой графики", выполненной шариковыми ручками на разворотах обычных тетрадок в клеточку и в линеечку, и вывешенных здесь же, на стенах, в качестве комментариев к выставке.
Вокруг этих комментариев и развернулась довольно жаркая полемика в день открытия, но обо всём в маленькой заметке не напишешь. Скажу лишь, что нам показалось, будто Коле и тем, кто помогал ему с выставкой (это, если не ошибаюсь, помимо галереи, группа "Что делать" и социалистическое движение "Вперёд") гораздо лучше удаются воспоминания о героях антифашистской борьбы, нежели рефлексия по поводу нашего советского прошлого, а также современной международной политики.
Ладно, думающему - да воздастся (а мозги думающими ещё при рождении выданы). Выставка идёт до 1 июня 2010-го, заходите на Винзавод в Paperworks, кто ещё не был, а кто был - тем Николай Олейников пообещал кое-какие перемены в экспозиции прямо по ходу выставки. Там же можно получить зин (от расчленённого ещё в 50-е, наверное, американского слова maga-zine) с интересными и отчасти глубокими текстами антифашисткой тематики.
Здесь http://grani-tv.ru/entries/1149/ короткое видео с открытия.
А здесь http://oleo-press.livejournal.com/47147.html манифест организаторов выставки и, одновременно, редакторов зина, вдруг вы захотите его как-то прокомментировать.
Активисты и художники, соединяйтесь! Ну и, разумеется, пролетарии всех стран!
Влад Тупикин
14 мая 2010 года