Античность в цвете: почему греческое искусство было ярче, чем вы думаете

Можете представить Акрополь в кричаще-алых, изумрудных и лазурных тонах? Звучит как кощунство, правда? Но что, если я скажу, что белоснежные античные статуи — это миф, а древние греки обожали яркие краски?

Миф о белизне: как Ренессанс ввел нас в заблуждение
Микеланджело, Бернини, да Винчи — все они боготворили «чистый» мрамор. Но если бы они увидели настоящие греческие статуи, то упали бы в обморок: те напоминали пестрый карнавал!
Почему? Древние мастера покрывали скульптуры воском, красками и даже золотом. Но время стерло цвета, оставив лишь благородную белизну.
Ренессансные гении, найдя «облысевшие» статуи, решили: белый = эталон. Так родилась ошибка, которую мы повторяем 500 лет.

Арт-детективы: как ученые нашли следы красок
Представьте: археолог очищает статую и… видит розовый пигмент! Так было с афинской Корой. Но чаще цвета прячутся хитрее:
1️⃣ УФ-лазеры выявляют органику: яичный желток,
масло — их греки смешивали с пигментами.
2️⃣ Цветовые тени: где была краска, камень
выветрился меньше — под лупой виден «рельеф» (как тату на
коже).
3️⃣ Тексты-улики: греки писали о «пурпурных плащах
богов» и «золотых волосах Афродиты».

Ирония истории: Винкельман vs реальность
Иоганн Винкельман, отец истории искусства, клялся: «Истинная красота — в белом мраморе!». Ученые, верившие в цвета, становились изгоями. Но сегодня 3D-реконструкции доказывают: Винкельман ошибался.
Что дальше? Музеи постепенно признают полихромию. Может, скоро мы увидим цветного Давида или Дискобола с позолотой? А пока — вопрос к вам: хотели бы вы, чтобы классическое искусство «вернуло» цвета? Делитесь в комментариях

Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.
Еще почитать:
• Искусство делиться впечатлениями: как говорить о книгах увлекательно
• Как смотреть на искусство — и действительно видеть его
• Отведайте прошлое: 5 дореволюционных рецептов блюд
• 4
художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории искусства
• Рене Магритт: мастер загадок на холсте
• Музы и модели: таксы в искусстве