"Анора"

Я вот все время ругаю современный российский кинематограф. Ну, в общем, с этим очень трудно не согласиться. Но давеча добралась я до нашумевшего американского фильма «Анора», отхватившего золотую пальмовую ветвь в Каннах в прошлом году и даже, кажется, нескольких Оскаров, и поняла, что не все так плохо в нашем Мордоре. Потому что такого откровенно тупого и нудного фильма я не видела давно.

Я была готова к грязи, пропаганде сомнительных ценностей, к тому, что русских как всегда представили тварями, но на самом деле фильм настолько уныл и плох, что даже на пропаганду не тянет. Я даже потом посмотрела отзывы, где высокоумные критики пытались мне объяснить, в чем художественная ценность этой картины. Но видимо я настолько безнадежна, что мысль о том, что там показана нелегкая судьба маленьких и угнетенных людей (типа почти по Достоевскому), вызвала у меня просто приступ хохота. Потому что там ничего не показано. В смысле характеров персонажей. Полный нуль.
Впрочем, судите сами. Дальше я буду безбожно спойлерить, но, поверьте, сюжет настолько прост и убог, что вы ничего не потеряете. Не ждите никаких интриг и неожиданных поворотов. Его можно пересказать двумя словами – жила проститутка, ее снял мажор, женился, а потом приехал папа-олигарх и все порушил.
Традиционно я не буду касаться всяких достоинств работы оператора, я в этом ни черта не смыслю. Я просто пройдусь по сюжету.
Итак, фильм начинается с жопы. Обтянутой в сетчатые колготки. Дальше жоп будет много, поэтому такое решение вполне логично. В принципе, первые сорок минут на экране нам будут весело и с огоньком раскрывать образ главной героини. Ну так, своеобразно раскрывать. Ее характер, внутренний мир, предысторию оставили за кадром. Раскрыли только тему сисек. Ну и достаточно.
Главная героиня – проститутка Анора работает в клубе типа бордель, где танцует и не только. Первые сорок минут она скачет по экрану, демонстрирует всем свои прелести, извиваясь в эротических танцах, трахается, снова танцует, снова трахается. Диалоги из серии «вау, ты прикольная, с тобой весело» - «спасибо, ты тоже забавный». В общем, как вы поняли, в клубе Анора знакомится с русским мажором Ваней, и он снимает ее на неделю.
Безбожно косплеится «Красотка». Один диалог в точности повторяет диалог из того фильма. Там, где они торгуются. «Сколько за неделю? Десять тысяч хватит?» - «Нет, пятнадцать» - «Двенадцать» - «ОК, но я бы и за десять согласилась» - «А я бы заплатил и пятнадцать». Это самый осмысленный и интересный диалог в фильме.
В общем, далее герои все так же шпилятся в разных декорациях и позах, бухают, веселятся, в перерывах мальчик Ваня играет в приставку. За сорок минут о героях мы не знаем ничего, кроме их сексуальных предпочтений. Ну, кроме того, что герой – сын русского олигарха, а героиня – проститутка. Ни их характеры, ни о чем они мечтают, ни то как они дошли до такого – нам ничего не говорят. Просто вот они такие. Никаких чувств между ними нет. Просто – вау, с тобой прикольно.
Через неделю мальчик Ваня грустно говорит, что ему пора в Россию. Но если он женится на американке, то сможет остаться в Америке. Девочка вздыхает, и тут мальчик генерит мысль - вау, я женюсь на тебе. И она такая - не шути со мной, он - я не шучу, я серьезно. Она - тогда кольцо в три карата. Он - нет, в пять карат. Следующие минут десять они женятся в Лас-Вегасе и снова шпилятся везде, где могут. В перерывах Ваня играет в приставку. Она пытается затеять разговор – а когда же будем знакомиться с родителями, но он просто отмахивается.
Прошел почти час. Герои уже совокупились везде и во всех позах, на какие хватило фантазии режиссеру, и мы наконец-то переходим к главному. Впрочем, вполне ожидаемому. Внезапно про сыночкины шалости прознал папа-олигарх и послал разбираться почему-то армянскую мафию, а сам спешно вылетел из России с женой дабы самолично проконтролировать ситуацию.
Вот, я слышала, что русские должны обидеться за то, что в фильме показаны шаблонные стереотипы про вечно пьющих и швыряющихся деньгами тупых мажоров. Но на самом деле мне было больше обидно за армян. Потому что армянская мафия – это что-то с чем-то.
Два очень тупых армянина и один молчаливый Юра Борисов. Армяне настолько тупы, что мне их все время жалко и вообще непонятно, как они там вершат свои темные мафиозные дела с такими способностями.
Эти два очень тупых армянина и один мальчик Игорь, он же Юра Борисов - то ли охранник, то ли шестерка, то ли шофер - врываются в дом Вани (угадайте, что делают Ваня и Анора в это время? Правильно, они собираются шпилиться) и начинают орать - ай, что ты наделал, теперь нас твой отец всех убьет, срочно надо ехать аннулировать брак. Диалоги теперь приобретают насыщенную нецензурную лексику. Мать твою, долбаный ублюдок, заткнись, сам заткнись.
В процессе разговора выясняется, что папа уже летит, и наш мажор дико пугается, хватает курточку и сваливает в никуда.
Остается Анора в одной футболке, очень тупой армянин и молчаливый Юра Борисов. Второй армянин еще где-то в пути, и пока он добирается до дома ведет активную ругань по телефону «мать вашу, срочно решайте проблему, долбаные ублюдки».
Здесь зритель, наверно, должен начать сопереживать главной героине. Но лично я вообще не понимаю, чему тут сочувствовать. Глупая и жадная проститутка решила поймать за хвост удачу в лице охреневшего, тупого и инфантильного мажора. Но у тупых мажоров бывают не слишком тупые родители-олигархи, которые явно не сильно порадуются такому альянсу. Не выгорело. Ей, кстати, предложили деньги.
Но проститутка решает бороться за свою счастье. Причем в прямом смысле слова. Она кидается на армянина, расхреначивает ему рожу, и только вмешательство героического и молчаливого Юры Борисова спасло несчастного мафиози от позорного поражения. Анора визжит и брыкается, как дикая кошка, ругается как портовый грузчик, армянин страдает и прикладывает к побитому лицу пельмени, Юра Борисов молча связывает проститутку. Периодически нам показывают лицо Юры Борисова крупным планом, и поскольку у него совсем почти нет реплик, а молчит он так глубокомысленно, что начинаешь подозревать, что ему открылись сакральные тайны бытия, то у меня проснулась надежда, что это очень умный и содержательный персонаж. И единственно адекватный.
Приезжает второй армянин, тупые диалоги – мать твою, что нам делать – ублюдки, развяжите меня, буду орать – заткните ей рот, мать вашу. Жалко ли мне Анору? Нет. Просто глупая и жадная проститутка трансформируется в истеричную, глупую и жадную проститутку. Если в этом заключается та самая дуга характера и раскрытие персонажа, то…
Ну да ладно. Дальше вся эта гоп-компания понимает, что надо искать сбежавшего мажора. Потому как без него аннулировать брак проблематично, да и папа-олигарх рассердится.
И следующие полчаса эти четверо мотаются по друзьям Вани и прочим заведениям, тыкая всем подряд Ванину фотографию и спрашивая, не видели ли они этого мальчика. Если сначала в их поисках есть какая-то логика, то потом друзья и места, где может быть мажор, закончились, и они просто тупо мотались по Нью-Йорку, опрашивая всех, кого ни попадя. В перерывах они переругивались между собой (мать твою, заткнись – сама заткнись, тупая дура), один армянин страдал от побоев и почему-то блевал. И только Юра Борисов глубокомысленно молчал и сочувственно посматривал на героиню.
Вообще, найти мажора в Нью-Йорке таким составом и такими методами шансов было крайне мало. И если бы Аноре не позвонила ее подруга из того заведения, где она раньше работала, и не сообщила, что мажор у них и удалился в приват-комнату с другой их подругой, хрен бы они вообще мажора нашли.
Мажор был пьян и обдолбан до такой степени, что вообще не понимал, где он, что с ним, Анора привычно истерила и лупила конкурентку, которую сняли с обдолбанного мажора, армяне тоже там огребли от кого-то, Юра Борисов отсвечивал рядом и многозначительно и сочувственно молчал.
Потом они поехали куда-то в суд аннулировать брак. Ничего нового. Мажор обдолбан и безразличен, его таскают как куклу. Анора верещит – я не буду разводиться, мы любим друг друга. Армяне орут – не слушайте ее, пусть она заткнется, мать ее, аннулируйте брак. Судья тщетно пытается хоть что-то понять в этом бардаке. Юра Борисов многозначительно молчит и сочувствует.
В суде выяснилось, что брак был заключен в Лас-Вегасе, а все что заключено в Лас-Вегасе, расторгнуто может быть только в Лас-Вегасе. И вся эта веселая тусовка едет в аэропорт встречать родителей мажора и огребать люлей.
Алексей Серебряков в роли русского олигарха был так же схематичен, как и все остальные. Почему-то он был небрит и потаскан и выглядел так, словно бомжевал последние полгода, пил горькую, а потом его вытащили, обрядили в костюм и заставили играть олигарха. У него тоже мало реплик, он просто ходит за своей женой, пялится в смартфон, и всем своим усталым видом показывает, как его все это задолбало.
Жена олигарха выглядит как главбухша небольшой компании по торговле чем-то невнятным и орет как базарная баба.
Остальное – без изменений. Мажор Ваня слегка протрезвел, но остался вял и покорен судьбе. Армяне тупили и переругивались. Юра Борисов благородно молчал и сочувствовал. Бессмысленный диалог с переругиванием на три минуты – и вот они все летят в Вегас разводиться.
А с Анорой происходит еще одна трансформация. Из истеричной глупой и жадной проститутки она превращается в обиженную, истеричную, жадную и глупую проститутку. Обидела ее мама мажора, сразу указав ей на ее место, и сам мажор, который заявил – а чего такого, было же прикольно, а теперь надо разводится, и вообще…
Угадайте что было в самолете? Правильно. Армяне добросовестно тупили. Мама мажора истерила и ругалась, олигарх тупил в смартфон и показывал, как его все задолбало, мажор вяло оправдывался, Анора обижалась. А что делал Юра Борисов? Никакой интриги. Юра Борисов сидел рядом с Анорой и молчаливо сочувствовал.
Что же было в Лас-Вегасе? Думаете, хоть что-то поменялось? Ну, разве что олигарх в конце концов не выдержал и истерично заржал над этим маразмом. Ну и Анора обиженно и истерично швырнула в маму мажора соболиную шубу. Однако, при этом не отказавшись от денежного вознаграждения, которое ей должен был выдать Юра Борисов в Нью-Йорке на следующее утро, когда откроются банки.
А, забыла. Юра Борисов таки прервал свое молчание и совершил ПОСТУПОК. Он гордо встал и сказал – мне кажется, вы должны перед ней извиниться. Да, да, прямо так и сказал. Тупые армяне чуть не попадали в обморок, папа-олигарх ржал, мама истерично заорала – хрен ей, никто тут перед ней извиняться не будет, а Анора как раз тут эпично швырнула в маму соболиную шубу.
Судя по хронометражу фильм стремительно несся к финалу. Предстояла ночь в особняке в ожидании открытия банка. И я, признаться, возлагала на нее некоторые надежды. Во-первых, куда-то пропали тупые армяне и семейка русского олигарха (мы их больше не увидим, слава богу). Во-вторых, раз Юра Борисов наконец-то вышел из образа молчаливого водителя, то возможно сейчас нам его раскроют. Ну и я предвкушала какие-нибудь умные диалоги, которые помогли бы нам хотя бы под конец понять и героиню и Юру Борисова, потому что мы не знаем о них НИЧЕГО. Вообще ничего. Откуда они, почему занимаются этим, про их мечты, про их мысли. И вероятно, думала я, нам покажут зарождающееся светлое чувство. И дадут надежду. И даже выведут основную идею и мораль.
Угу. Два раза вывели.
Итак, сцена первая. Ночь. Особняк олигарха. Юра Борисов и Анора. Сидят в гостиной, пялятся в телевизор и курят. Юра по традиции молчит и сочувствует. Анора по традиции подает реплики из серии – чего вылупился, придурок.
Диалог.
Он: Анора – красивое имя, что оно значит?
Она: Мне по фиг, это не важно. И вообще, заткнись, придурок. Тебя и вовсе зовут идиотским именем Игорь.
Он: Игорь тоже красивое имя. Оно значит воин и защитник. А что значит твое?
Она: Ничего оно не значит. У нас над этим на заморачиваются. А вообще ты придурок, пошел в жопу, мать твою, ты меня чуть не изнасиловал.
Он: Я не хотел тебя насиловать.
Она: Нет, хотел.
Он: Нет, не хотел.
Она: Почему?
Он: Потому что я не насильник.
Она: Да, ты не насильник, ты пидор.
Героиня гордо поворачивается и уходит спать в спальню. Юра курит, молчит и сочувствует. Очень глубокомысленно.
Итак, сцена вторая, слава богу, последняя. Финал, кульминация, катарсис. По мнению критиков она раскрывает всю идею фильма. Говорят, особо впечатлительные на этом месте плакали.
Утро. Он привез ее к ее дому. Они сидят в машине. Все это время они молчат. Он – глубокомысленно и сочувствующе. Она обижено.
И тут он ей отдает кольцо, которое до этого отобрали тупые армяне. Там то ли три, то ли пять карат. Подарил мажор на свадьбу.
Она смотрит на него долгим взглядом.
Она: Ты похож на эту машину
Он: Она тебе нравится?
Она: Нет.
Снова смотрит на него долгим взглядом. Снимает с себя куртку. Садится на него верхом. Юра молчит и смотрит. Она с чувством прыгает на Юре. Юра все еще молчит и смотрит. Правда, теперь в его взгляде примешивается легкое удивление. Но поскольку он не сопротивляется, можно сделать вывод, что ему приятно.
Потом Юра тянется, чтобы ее поцеловать. Но она сопротивляется. Ведь всем известно еще из фильма про «Красотку», что настоящие проститутки только трахаются, а в губы не целуются.
Завязывается потасовка. Анора лупит Юру по лицу, не слезая, пардон, с члена. Юра уворачивается. Молча, разумеется. Потом она устает и начинает рыдать. Юра ее обнимает, кладет голову на грудь. Подозреваю, что член Юры все еще внутри. Она рыдает у него на груди. Он гладит ее по голове. Крупный план. Юра молчит и сочувствует.
Титры.
Два с половиной часа траханья, ругани и бессмысленных диалогов. Два, мать их, с половиной часа.
Я поняла, что ничего не поняла. И полезла смотреть рецензии критиков, чтобы мне таки это объяснили. И мне объяснили.
Оказывается, это такое авторское кино, где показана правда жизни, в отличие от «Красотки», которая просто пошлая сказка. А вот тут – именно так, как оно и бывает. Но, оказывается, режиссер очень сочувствует главной героине, переживает за нее, и читатель тоже должен проникнуться ее проблемами и посочувствовать. Ну и в конце – добрый парень Юра Борисов, единственный, кто отнесся к ней по-человечески, и вот поэтому вот так вот все и закончилось.
И знаете, что я скажу. Да, фильм «Красотка» - на фига не глубокомысленное авторское кино. Это сказка. Безусловно. Но эта сказка сделана на порядок лучше этого унылого говна, уж простите.
Потому что безотносительно финала – там я переживаю за героиню. Она живая. Да, есть вопросы, да, она не идеал, да – так не бывает. Но нам сразу же раскрывают ее характер – она любит и разбирается в машинах, потому что у ее брата был гараж. Она приехала покорять большой город и не смогла. Она тяготиться своим положением и очень хочет выбраться. Она мечтала о принце, который придет ее и спасет. Да, банально. Но тем не менее, это есть.
В Аноре же нет ничего. Даже непонятно – тяготится ли они тем, что она проститутка. Из первой части фильма я этого не заметила. Она просто ходила, снимала клиентов и танцевала. Переругивалась с подругами. Уставала. Что понятно. И все.
Можно сколько угодно рассуждать о примитивности «Красотки» и банальности ее сюжета, но там четко прослеживается как меняются герои, как развиваются их отношения.
Мы видим, как Джулия Робертс смотрит старые комедии и смеется над ними, как ребенок. Как она дурачась поет в ванной. Ричард Гир раскрывает свой конфликт с отцом.
Тут – ни-че-го. Пустота. Отношений между героями нет – они просто трахаются и хорошо проводят время. Или бегают в истерике. Все.
Ну разве что Юра Борисов очень харизматично и глубокомысленно молчал. И папа-олигарх весело заржал, показав единственную адекватную реакцию на маразм, происходящий в фильме. Это единственное, что может как-то зацепить в фильме. Ну, и мужчинам, возможно, понравятся танцы и прочие прелести главной героини, тут я не ценитель.
|
</> |