Аномалии иерархического общества

Екатерина взяла в свои руки воспитание внуков — детей Павла. При этом она баловала Александра, и игнорировала младшего, Константина. Воспитание мальчиков было доверено французу-республиканцу Лагарпу.
«Между тем строгость и грубые замечания, сыпавшиеся на младшего брата, преумножались. Однажды, когда этот необыкновенный воспитатель был более не в духе, чем обыкновенно, он придумал нарисовать на длинной ленте ослиную голову и повысить ее на шею Константина. На этой ленте было написано:
«Орден, пожалованный великому князю Константину в тот день, когда я узнал об уничтожена национальным собранием во Франции всех орденов».
Великий князь в отчаянии спрятался за оконную занавесь, снял ленту, сделал из ленты затяжную петлю, продел в нее голову и чуть было не удушил себя. Заметив во-время, Лагарпъ едва успел схватить перочинный нож и перерезать им роковую ленту; еще минута, и его ученика не было бы на свете. Не смотря на это, он не изменил своего дурного с ним обращения.
Но этому странному преследованию все же настал конец. Однажды, молодой великий князь, выведенный из себя издевательствами Лагарпа, сказал своему воспитателю:
— Я согласен с вами, что я осел, но тогда и брат мой осел, и мои родители ослы, и моя бабушка тоже ослица.
— Что вы хотите этим сказать? — спросил Лагарп.
— Осел может произойти только от осла, — возразил Константин, — и это родословие идет до моей бабушки, которой я скажу от вашего имени, что она ослица, если вы будете продолжать так оскорблять меня.
Лагарп, знавший решительный характер великого князя, побоялся, что дело зайдет слишком далеко, и обещал не оскорблять его более».
Великий князь Константин Павлович и его двор // Русская Старина 1909 г., № 2, с.300
Позже Лагарп был представителем Франции в Швейцарии, и в его руки попала трофейная переписка Константина (который был в составе армии Суворова). Лагарп отослал эти письма Константину, не вскрывая их.
|
</> |