Анны на шеях.
zina_korzina — 04.03.2011Почему в пьесе «Взрослая дочь молодого человека», написанной уже в 1970-е, но - о 1950-х - в воспоминаниях бывших стиляг фигурирует молоденькая жена отнюдь неюного декана? В фильме «Девчата» одна из героинь без любви собирается замуж за немолодого, но степенного Ксан Ксаныча (что характерно - по изначальному сценарию девушка отказывала ему и говорила, что будет ждать настоящую любовь). И, наконец, почему так злободневно «выстрелила» чеховская «Анна на шее» с блистательной Аллой Ларионовой? В ныне забытом кинофильме «Черёмушки» тоже имеются примечательные персонажи - большой начальник и его молодая, сильно-крашеная в блондинку жена. Почему именно в эту эпоху были так востребованы пожилые начальники? На то есть своя правда. Как известно, миром правят не высокие идеи и тем более не сексятинка (как полагают иные несознательные товарищи), а экономика и бытовуха... Так сказать, базис.
Начну издалека... Итак, хрущовская Оттепель была временем, когда человек всерьёз задумался об отлаженном быте. Недаром, то была эра массового расселения коммуналок; время, когда появились пособия с удивительными названиями - «Одевайтесь со вкусом», «Эстетика помещения», «Эстетика поведения» и так далее. Даже девчата из общежитий старались расцветить свой суровый и непрезентабельный быт салфеточками, подушечками, штучками и безделушками. Вспомните фильм «Девчата» - в самом начале Тося перетряхивает хозяйство своих будущих подруг. Мы видим кучу разных милых и сугубо дамских вещиц, а также варенья и соленья. Да, это было всегда, даже во время войны. Просто в 1950-е всю эту кружевную и пуховую прелесть стали активно показывать в кино и внедрять в жизнь. Люди (особенно молодые) остро хотели хорошей, уютной жизни. Даже на Целине они старались создать некое подобие «домашнего очага». (Это и было то самое «мещанство», с которым потом начало бороться уже следующее поколение - шестидесятники).
- «Разные судьбы».
...Сталинская эпоха была эпохой фасадов и большого стиля, проектов-для-народа, но не для отдельно взятого человека. Человек, выходя из склочной, неустроенной коммуналки на 5 семей, через несколько минут нырял в дворцово-барочное Метро. А теперь всё было иначе - лепоту убрали с фасадов, зато дали возможность обустроить свою личную территорию. Переживший войну и послевоенные трудности, человек захотел уюта и заслуженного расслабления после работы. А кто в те времена имел больше других? У кого этот самый быт был отлажен и не требовал дополнительных вложений, ожиданий, волнений? Правильно - это всё давным-давно заслужили начальственные мужчины в годах, которым в 1955 году было, например, 55-60 лет. То бишь, к этому времени успели войти в преклонные (по тогдашним меркам) года люди, стоявшие у истоков советской индустрии, литературы, изобразительного искусства, кино, etc.
Причём, это были товарищи, уцелевшие в годы репрессий, хорошо себя проявившие в годы войны и так далее. У этих начальников (будем звать их именно так для краткости) было к тому моменту всё - и дачи, и машины, и возможности. И главное - их перестали сажать за ошибки и подлости. Максимум - могли турнуть с работы или пропесочить в газете. Они сделались желанными кавалерами для молодых девушек, чьё детство (как раз) пришлось на голодные и тяжёлые военные/послевоенные годы. Все люди разные - одних трудности закаляют, других - озлобляют, третьих - заставляют искать тёплое место, чтобы никогда с ними не столкнуться. Так вот студенточек, запрыгивавшим в лауреатские «Победы», гнал инстинкт самосохранения. Они наголодались, натерпелись и теперь совершенно искренне желали красивой или хотя бы - достойной жизни. Тем более, что сам дух эпохи был пронизан желанием обустроить своё пространство.
- «Анна на шее».
- И, кстати, маститые кавалеры тоже брали в жёны молодушек всё
больше не для генитальной потребы, а для того, чтобы на их шикарных
диванах восседала шикарная же красавица - предмет интерьера, ничего
не попишешь - «Эстетика помещения» требует-с. Разумеется, таких
девушек осуждали за корысть и за «продажу любви», но факт оставался
фактом - такие союзы были и они были не редкостью. На мой взгляд,
они продавали никакую не любовь, а просто позволяли пользоваться
своими формами для оформления роскошных апартаментов. Кстати, когда
я смотрела фильм «Стиляги», я полагала, что Полли-Польза по идее
должна была бы выскочить за начальственного папика. На мой взгляд,
это выглядело бы логичнее, жизненнее в условиях описываемой эпохи,
и, вместе с тем, весьма
кинематографично-драматично-слёзовыжимательно.