Анна Шмаина-Великанова: "Возвращение Навального и его последнее слово меняют
philologist — 24.02.2021 Анна Ильинична Шмаина-Великанова (род. 1955) — российский библеист, гебраист и переводчик, педагог, специалист в области иудаики, истории раннего иудаизма и христианства. Доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ. Принимала участие в издании трудов митрополита Антония Сурожского, монахини Марии (Скобцовой), Симоны Вейль (также автор статьи о ней в БРЭ) и Ольги Седаковой. Автор статей по библеистике, истории раннего христианства, по современным проблемам богословия и по литературоведению. Занимается вопросами современного богословия и сравнением видов неритуализованного благочестия в раннем иудаизме и ранней церкви.В канун Недели о мытаре и фарисее известный религиовед и социолог религии опубликовал пост на Фейсбуке, где называет Алексея Навального Антихристом. Одновременно другой православный публицист объявил, что не верит ни одному слову Навального, потому что тот атеист, а верующим только притворяется и в церковь не ходит. Зато прогрессивный публицист обозвал Навального безумцем, ведь он открыто заявил, что верит в Бога, а все вбогаверующие - сумасшедшие. Это удручающее единство заставило меня вспомнить о реакции общества на последнее слово Егора Жукова. Церковные люди тогда объявили, что Егор отбирает Христа у церкви, а антицерковные, что он несет религиозный бред и вообще ханжа.
Между тем Егор Жуков говорил о любви и ответственности, а Алексей Навальный о заповедях блаженства как об инструкциях к достижению счастья, в том числе и для нашей родины. Оба говорили точно и скромно, как настоящие христиане. Речь Егора Жукова была риторически безукоризненна и настолько культурно насыщена, что можно было предположить, что люди не давшие себе труда задуматься, ее не поняли. Однако Алексей Навальный говорил так просто и задушевно, что надежды на то, что кто-то мог добросовестно не уразуметь смысл его речи не остается. Итак, церковная и антицерковная интеллигенция враждебно приняли сейчас последнее слово Навального, точно так, как недавно - Егора Жукова.
Мне кажется это значительным событием. Можно нести с Дона и с моря, как Богомолов - над тобой снисходительно похихикают. Можно публично обвинить арестанта в популизме - свои поддержат. Можно все, что не требует встать с дивана. А вот если слова подсудимого из клетки предполагают некоторые последствия, если они не "слова, слова, слова", а слова обязывающие, то люди сразу бросаются заклевывать, засмеивать, заклеветывать. Не мешайте уютно находиться в отчаянии! Не мешайте убеждать себя и других, что все бесполезно! Возвращение Навального и его последнее слово меняют жизнь общества - меняться оно не согласно. Это очень печально. Однако я надеюсь, что студенчество, молодежь, волонтеры и работники самодельных благотворительных организаций выслушали последнее слово Алексея Навального с тем же вниманием, доверием и радостью, с каким они слушали Егора Жукова, говорящего: "Любовь и ответственность!" Я надеюсь, что благодаря их усилиям Россия будет счастливой.
И желаю Алексею Навальному счастья, здоровья, свободы.
Отсюда
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
|
</> |