
Андрей Волков о современном образовании

На площадке «Образование Завтра» выступил ректор Московской Школы управления СКОЛКОВО Андрей Волков. Он акцентировал внимание слушателей на образовании как рынке услуг с присущей ему конкурентной средой и проанализировал в этом свете положение российского образования.
Представляем некоторые выдержки из его выступления
«Что я считаю самым важным в той ситуации, которая сейчас сложилась в России? Не качество, не количественные показатели, не зарплату учителей, а конкурентоспособность. 10-15 лет назад нас поместили в глобальный рынок, не поинтересовавшись, готовы ли мы к таким переменам. И большинство участников этого до сих пор не заметили».
Затем Андрей Евгеньевич объяснил, что именно предполагает конкурентоспособность на рынке образования.
«Когда мы говорим о мировой конкуренции университетов, то обычно выделяем три типа рынков, за которые надо конкурировать. Университет в этом случае выступает провайдером услуг.
Первый тип - это конкуренция за талантливых студентов, И здесь Россия уже существенно проиграла. В советское время у нас были очень хорошие результаты - мы занимали порядка 5-7% мирового рынка образования. Сейчас, по самым оптимистическим оценкам, эта цифра не превышает и полпроцента.
Второй тип - это рынок преподавателей., сформировавшийся буквально за последние 20 лет. Провайдеры образовательных услуг очень активно конкурируют за этот преподавательский пул. Он составляет несколько тысяч или, может быть, даже десятки тысяч человек.
И третий тип - это рынок финансовых ресурсов.
Например, бюджет американского университета финансируется на треть из бюджета штата, на треть из бюджета корпораций и на треть – из «кармана» студента. Если мы возьмем ситуацию в нашей стране, то 4-5 лет назад расклад составлял примерно 50 на 50. Сейчас уже 70% средств приходят от государства, а 30% по-прежнему «из кармана». И такая пропорция, то есть увеличение вложений государства, как ни парадоксально, не стимулирует развитие качества образования».
«У нас есть история - кто мы такие и какое образование у нас было в прошлом. И это мы должны помнить».
Из негатива.
Во-первых, так сложилось, что мы утратили всяческий барьер, кого можно допускать к высшему образованию. Сейчас можно учить любого, со всеми вытекающими из этого последствиями для института и высшего образования в целом. То есть принимаем тех, кто имеет хотя бы элементарные знания. Если провести опрос среди первокурсников, взяв какие-то базовые вещи, например, складывание дробей, то результаты могут шокировать..
Второй вопрос - нужно устанавливать минимальный порог себестоимости образования, ниже которого опускаться будет нельзя
И, наконец, последний, третий пункт – это тот, с которого я начал. Мы все еще не верим в то, что мы находимся на глобальном рынке и должны конкурировать в мировом образовании».
|
</> |