Андрей Подволоцкий "Стражи севера"

Покорение Сибири долгое время шло очень бойко. Местные народы соглашались платить царским воеводам такой же ясак, как и прежним захватчикам (татарам). Так было до тех пор, пока российские землепроходцы не подошли к Колыме и Анадырю. Здесь они-то и встретились с чукчами.
Начиная с XV века Московское государство постоянно расширяло свои границы. Причём если в западном направлении дело продвигалось не очень быстро, то прорыв на восток исчислялся тысячами километров. Ещё в 1552 году Волга была татарской рекой, и полки Ивана Грозного штурмовали Казань. А уже в 1644 году казак Михаил Стадухин принёс в Якутский острог весть о новом народе — «чюкоч».
Похитители оленей
Сами инородцы называли себя ораветлат («люди») или луораветлат («настоящие люди»). Западной границей их территории была река Колыма, южной — река Анадырь.
Делились они на тех, кто жил на берегу океана и ездил на собачьих упряжках (таких называли «анкальын»), и тех, кто выращивал оленей — «чаучу» («богатый оленями»). Кстати, оленеводством ораветлат начали заниматься незадолго до прихода казаков — до этого они на оленей просто охотились. Их уклад был, по сути, ещё первобытным, большинство изделий были каменными или костяными.
Русские землепроходцы шли по следу соболя, попутно облагая местное население данью шкурками пушных животных в пользу московского царя. Нещадное истребление быстро сокращало популяцию пушных зверей. Но добытчиков это не смущало — они двигались дальше, на восток.
Чукчи оказались принципиально новым противником. У них не было ни постоянных городов, ни единого вождя, захватив или убив которого, можно было бы принудить всё племя к покорности. Не знакомые с цивилизацией, они ещё никому не платили дань, да и не знали, что это такое.
"Загадки истории".
|
</> |