АНАТОЛИЙ ЛЕОНОВ «ОЖИВШИЙ ПОКОЙНИК»


На этот цикл про отца Феону я смотрела давно, но все руки не доходили, а тут мне попалось аудио. Сразу скажу, что чтец (Вдович) довольно специфический. С одной стороны, голос вроде идеально подходит атмосфере книги – словно слушаешь одного из монастырских старцев, с другой – он настолько умиротворяющий, что отвлечься, впав в прострацию, ничего не стоит.
Начало совершенно чудесное. Оно меня сразу покорило и очаровало. Русский север. Три монаха – старец Прокопий, послушник Маврикий и отец Феона бредут в монастырь за частичкой вновь обретенных (точнее, обретаемых) мощей почившего настоятеля Свято-Покровского Авраамиево-Городецкого монастыря (монастырь реальный - см. старое фото выше, как и значительное количество появляющихся далее действующих лиц).


И вот вся эта внутримонастырская часть исключительно просто хороша. Удовольствие получаешь уже только от одних имен и терминов – всяческие там Нектарии, Паисии, Авраамии, келари и архиепископы, подрясники, фелони и скуфейки. Ну и монастырская жизнь, описанная не без иронии и добродушной усмешки.

Прокопий, жмурясь от удовольствия, подмигнул Маврикию и, потянувшись до хруста в суставах, сказал:
– Благодать-то какая ангельская! Много ли человеку надо? Кажется, корыто с водой, а кому-то радость! Вот бы еще в баньку сходить, так и райские кущи отворятся! Что думаешь, Маврикий?
Услышав свое имя, Маврикий вздрогнул от неожиданности и плеснул в кадь лишнего кипятка».

Собственно, я бы вообще предпочла, чтобы территорией монастыря все и ограничилось. Но у автора на этот счет была своя точка зрения.
Постепенно роман, который начинался уютно и слегка ехидно, вместе с мощами обретает и преступление (все монахи в шоке – в святом месте!), и как только читатель настраивается на средневековый детектив (все происходит во время начала правления Михаила Романова, аккурат после смутных времен), действие перемещается в Кострому и приобретает характер авантюрного исторического романа, не лишенного политических интриг, погонь, тюрем и поединков в духе исторических же боевиков.
В главной роли – отец Феона, который с одинаковым успехом умеет ловить преступников, раскрывать государственные заговоры и побеждать своих противников не только хитростью, но и боевыми приемами.
Главные злодеи – ясное дело, англосаксы, заодно досталось Ватикану, хохлам, полякам и французам.
В общем, если вы ищете незатейливого, но легко читаемого исторического романа (в духе Дюма, где история – гвоздь), то это вот вполне вариант. Реальные исторические лица неплохо взаимодействуют в нем с вымышленными, плюс можно обогатиться набором старорусских слов и получить некое представление о смутном и послесмутном времени. Насколько описанные реалии соответствуют истине – не скажу, но автор историк, так что есть шанс, что в достаточной степени, хотя он и предупреждает в самом начале, что не надо искать тут блох, ибо книга не исследование, а легкое чтиво.
В качестве детектива – это мягко говоря, не особенно удачно, потому что историческая часть (простите за выражение), кроет детективную, как бык овцу.
В общем, последнее для меня было разочарованием, исторические романы – не мой любимый жанр. Тем не менее, не оставляю вероятности, что как-нибудь загляну еще в какой-нибудь роман про отца Феону (коих уже штук пять).
|
</> |