Анализ характера травм и ранений, полученных в ходе СВО

топ 100 блогов surovyi-mysl — 15.08.2024
Анализ характера травм и ранений, полученных в ходе СВО

Материалы XIX Международной Бурденковской научной конференции 20-22 апреля 2023 года

А.Е. Дорохов, С.Р. Акперова, С.Г. Просветов. Научный руководитель: асс. А.В. Масалытин (Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко. Кафедра медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности)

Актуальность. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения на 2019-2020 год, вследствие травм погибают более 6 миллионов человек ежегодно. В мирное время наиболее частой причиной травм являются дорожно-транспортные происшествия. После объявления о начале проведения специальной военной операции в 2022 году произошли значительные изменения в структуре травматизма. Ранения, полученные во время ведения боевых действий, не имеют ничего общего с тем, что наблюдается при травмах мирного времени. Это связано с условиями получения травмы, характеристикой поражающего фактора, массовостью и невозможностью своевременного оказания медицинской помощи. [1-2]

Цель. Целью исследования было проведение анализа травм, полученных в ходе СВО, изучение качественных изменений в структуре военного травматизма, оценка степени тяжести пациентов по шкале ISS и особенностей оказания медицинской помощи. Материалы и методы. В группу исследуемых вошли 52 пациента обоих полов, находящихся на стационарном лечении в одном из военных госпиталей. Методом выкопировки из историй болезни были получены данные о структуре повреждений, возрасте и поле пациентов, а также о проведенных лечебных мероприятиях. Пациенты были разделены на группы в соответствии с локализацией повреждений и ведущим механизмом травмы. Для оценки тяжести состояния пациентов использовалась шкала ISS. 

Результаты. Результаты исследования показали, что 60% всех травм приходится на минновзрывные, 29% занимают осколочные ранения и лишь 11 % составляют пулевые ранения. Самой часто локализацией ранений стали конечности 56 %, травмы живота и груди составили 15% и 21%, а на долю черепно-мозговых ранений приходится всего лишь 8 %.

Заключение. В связи с этим оказание медицинской помощи пострадавшим в ходе ведения боевых действий имеет свои отличительные особенности. Первой жертвой вооруженного конфликта, как правило, становится ненадежная система здравоохранения. Это связано с нехваткой знаний военно-полевой хирургии, а также ресурсов, которые в совокупности ограничивают как диагностические, так и лечебные возможности. Лечение всех раненных огнестрельным оружием проводится в соответствии с хирургическими стандартами, но в условно экстремальных условиях. Таким образом, боевая травма представляет собой центральную проблему военной медицины. [3-5] 

Ключевые слова: травматизм; военно-полевая хирургия; боевая травма; лечение в условиях полевого госпиталя. 

Актуальность. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения на 2019-2020 год, вследствие травм погибают более 6 миллионов человек ежегодно. Летальность при политравме составляет 18,8-36%, более половины из них погибают еще до поступления в медицинское учреждение и оказания первой медицинской помощи. Наиболее частыми причинами смерти являются черепномозговая травма и геморрагический шок. Самой частой причиной травматизма в мирное время являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП). 

В 2022 году было объявлено о начале проведении специальной военной операции (СВО), что значительно изменило структуру травматизма. Ранения, полученные во время ведения боевых действий, отличаются степенью разрушения и загрязнения тканей, и не имеют ничего общего с тем, что наблюдается при травмах мирного времени. 

Боевая травма имеет свои характерные особенности, которые отличают ее от всех других видов травматизма - это условия получения травмы, характеристика поражающего фактора, массовость и невозможность своевременного оказания надлежащей медицинской помощи. Она включает в себя огнестрельные и неогнестрельные ранения. В свою очередь огнестрельные ранения делятся на пулевые, осколочные, минно-взрывные и взрывные. При этом огнестрельные пулевые ранение, которые раньше занимали лидирующее место в структуре травматизма военного времени, сменились преимущественно на минно-взрывные и осколочные ранения, являющиеся наиболее калечащими для раненных и трудно поддающимися лечению для врачей. [5] 

Особенностью минно-взрывных ранений является сочетание нескольких поражающих факторов: ударная волна взрыва (баротравма), осколки, пламя и токсические продукты горения. Для такой травмы характерно отсутствие раневого канала, обширность поражений и часто отрывы частей тела. Помимо этого, обязательный компонент взрывных травм - общая контузия, которая проявляется сотрясением головного мозга с оглушением и множеством закрытых повреждений, возникающих в результате действия воздушной ударной волны. [6] 

Цель исследования. Проведение анализа травм, полученных в ходе СВО. Изучение качественных изменений в структуре военного травматизма. Оценка степени тяжести пациентов по шкале ISS. Анализ особенностей оказания медицинской помощи при боевых травмах. 

Материалы и методы. В группу исследуемых вошли 52 пациента обоих полов возрастом от 20 до 67 лет, находящихся на стационарном лечении в хирургическом отделении в одном из военных госпиталей. Большинство их них имели множественные (63%) и сочетанные (37%) ранения. 

Методом выкопировки из историй болезни были получены данные о структуре повреждений, возрасте и поле пациентов, а также о проведенных лечебных мероприятиях, которые имели свою специфику в соответствии с особенностями полученных травм. Пациенты были разделены на группы в соответствии с локализацией повреждений и ведущим механизмом травмы.

Использовалась шкала ISS (injury severity score), в которой тяжесть травмы рассчитывается как сумма квадратов кодов AIS трех наиболее тяжелых повреждений шести областей тела, т.е. линейная зависимость тяжести политравмы от имеющихся повреждений заменяется на квадратичную. Тем самым подчеркивается доминирующее влияние наиболее тяжелых повреждений. Оценка по шкале ISS положительно коррелирует с летальностью и более объективно отражает тяжесть повреждений при политравме. По данной шкале классифицируют травмы как незначительные (ISS <9 баллов), умеренные (ISS 9-15 баллов), тяжелые (ISS 16-25 баллов) и крайне тяжелые (ISS >25 баллов). По шкале AIS все повреждения ранжируют в баллах от 1 до 6. Балл 1 соответствует легким повреждениям, балл 2 — травмам средней тяжести, балл 3 — тяжелым травмам без угрозы для жизни, балл 4 — тяжелым травмам с угрозой для жизни, балл 5 — критическим травмам с сомнительным выживанием, балл 6 — безусловно смертельным травмам. По шкале ISS в пределах одной области тела учитывается только самое тяжелое повреждение и остаются неучтенными другие важные для прогноза травмы, что приводит к неточной оценке степени тяжести политравмы. 

Результаты. Анализ структуры травм выявил существенные различия в количестве огнестрельных ранений: 60 % всех травм приходится на минно-взрывные, 29% занимают осколочные ранения и лишь 11 % составляют пулевые ранения. 

Как уже отмечалось, минно-взрывные травмы являются наиболее травмирующими и тяжелыми. Кроме этого, как правило, при взрывах ранения имеют множественный и сочетанный характер, что существенно утяжеляет состояние пациентов. 

Особенностью современных осколочных боеприпасов являются небольшие размеры их осколков и высокая проникающая способность. Пулевые ранения, в свою очередь, характеризуются высокой кинетической энергией ранящего снаряда. 

Частота травм конечностей составляет 56 %, травм живота и груди 15% и 21% соответственно, а на долю черепно-мозговых ранений приходится всего лишь 8 %. Такие различия объясняются, вопервых, разными механизмами получения травм, во- вторых, использованием во время ведения боевых действий различных средств индивидуальной защиты.

Анализируя состояние пациентов по шкале ISS, были получены следующие данные: 15 человек (28,8%) относятся к группе с незначительными травмами, 23 человека (44,2%) к группе с умеренными травмами, 12 человек (23,2%) с тяжелыми и 2 человека (3,8%) с крайне тяжелыми травмами. 

Обсуждение результатов. Всем исследуемым проводились лечебные мероприятия, включающие себя многоэтапное хирургическое лечение специалистами разного профиля, корректирующая терапия, направленная на устранение развития синдрома полиорганной недостаточности, работа с психологами и др. Отмечалось 2 случая смерти пациента в приемном отделении вследствие острой кровопотери от внутреннего кровотечения, которое не могли диагностировать на догоспитальном этапе. В ходе лечения все пациенты, несмотря на радикальные хирургические вмешательства показывали положительную динамику в восстановлении в ранний период пребывания в госпитале.[8] 

Заключение. По результатам проведенного исследования было выявлено, что в структуре боевых травм лидирующее место по механизму занимают минно-взрывные (60%) и осколочные ранения (29%). Наиболее частой локализацией повреждений стали конечности (59%) и грудная клетка (21%). После анализа данных по шкале ISS большая часть пациентов (44,2 %) соответствует группе с умеренной степенью повреждения.

Оказание медицинской помощи пострадавшим в ходе ведения боевых действий имеет свои отличительные особенности. В настоящее время большинство хирургов узкоспециализированные врачи, а современные сложные технологии, такие как лапароскопия или пункционные вмешательства под контролем ультразвуковых аппаратов будут малоэффективны при встрече с проникающим ранением брюшной полости противопехотной миной. Это является актуальной проблемой в нынешнее время, поскольку первой жертвой вооруженного конфликта, как правило, становится ненадежная система здравоохранения. Это связано, в первую очередь, с нехваткой знаний военно-полевой хирургии, а также ресурсов, которые в совокупности ограничивают как диагностические, так и лечебные возможности. [7] 

В нынешних условиях хирург должен быть универсалом, способным оперировать любые ранения. Лечение всех раненных огнестрельным оружием проводится в соответствии с хирургическими стандартами, но в условно экстремальных условиях. Если к этому присоединяется ограниченность ресурсов, то возможности хирургии начинают ограничиваться не только профессиональной компетенцией хирурга, но и качественным уровнем послеоперационного ухода, оснащением медицинскими препаратами. Помимо этого, в условиях вооруженных конфликтов врачи руководствуются не только правилами медицинской этики, но и международным гуманитарным правом или правом войны. Это еще одна особенность оказания такой хирургической помощи. [3,5] 

Известный русский хирург Н.И. Пирогов говорил, что война - это травматическая эпидемия. И несмотря на то, что принципы и законы военно-полевой хирургии известны в течение многих веков, с каждой новой войной хирургам приходится изучать их заново. 

Список литературы:

 1. Outcome after severe multiple trauma: a retrospective analysis / C. von Rüden, A. Woltmann, M. Röse [et al.] // J. Trauma Manag. Outcomes. — 2013. — № 7. — P. 4. 

2. Risk factors for mortality of severe trauma based on 3 years' data at a single Korean institution / J. Sim, J. Lee, J.C. Lee [et al.] // Ann. Surg. Treat. Res. — 2015. — № 89(4). — P. 215-219. 

3. С.А. Повзун, Н. Д. Клочкова, М. В. Рогачёва: Патологическая анатомия боевых поражений и их осложнений. Монография. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. – 176 с. 

4. Военно-полевая хирургия. Национальное руководство. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 816 с. 

5. Травма. В 3 томах. Том 1. – М.: Бином. Лаборатория знаний, Издательство Панфилова, 2013. – 496 с. 

6. Под редакцией М.В. Лысенко. Военно-полевая хирургия. Руководство к практическим занятиям. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 576 с. 

7. Под редакцией Е.К. Гуманенко, И.М. Самохвалова. Военно-полевая хирургия локальных войн и вооруженных конфликтов. Руководство для врачей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 704 с. 

8. Есауленко, И. Э. Рационализация управления медицинской помощью военнослужащим ЧФ РФ на основе прогностического моделирования и интегральных оценок эффективности / И. Э. Есауленко, И. Н. Мазуров, К. А. Терганов // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2006. – № 23. – С. 57-61.

Если вы дочитали данную статью до конца, то у вас есть признаки интеллекта!

Подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить всё самое интересное и не забывайте ставить лайки и писать комментарии! Для вас пустячок, а для меня приятно!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Короткое разъяснение про украинских солдат переходящих границу с Россией и потом отправляющих обратно на Украину. Истерика по этому поводу немало позабавила, в силу того, что именно про этот сценарий я писал пару дней назад. 1. Для тех кто не понял, объясняю по второму разу - право бес ...
Взял для Васильевой в Милане вот такую дорогую (на распродаже в 10 раз дешевле первоночальной стоимости), но в Лугано Лена Ленина была так мила, что хотелось подарить что-то хорошее, на память... Приехал рассказал Тане, она говорит, правильно сделал, твоей Леночке крокодил очень ...
Вчера вечером звонит дед: -Я чё хочу спросить-то, где комету смотреть? -Какую комету? -Ну как же , по новостям, сказали, рогатая какая-то комета, раз в 70 лет прилетает. Лезу во всезнающий Гугль -так и есть, оказывается, комета уже видна на северо-западе. -Смотри над горизонтом, на ...
Здравствуйте! Обращаюсь к вам за советом и помощью в решении моего вопроса, так как с каждым днем проблема нагнетает меня все сильнее и очень сильно давит. История знакомства очень необычная. Была мимолетная встреча год назад, спустя полгода  я встречаю ее снова, решил написать. ...
девушка на белом пижо 207 трехдверке в лефортовском тоннеле - что ж Вы с такой агрессией на меня смотрели, когда я Вам глазки строил? Первое наблюдение по Шкоде - DSG-7 - полное гавно, еле ушел от ментов, причем не спасают ни спортивный ни ручной режимы. ...