Американский Первомай
vikond65 — 01.05.2018Ровно 120 лет назад, 1 мая 1898 года, у берегов Филиппин состоялось первое сражение Испано-американской войны и одновременно первая крупная морская баталия с участием американского флота. Хотя к тому времени Соединенные Штаты существовали уже более 100 лет, американским морякам ранее приходилось демонстрировать свои навыки, в основном, в боях друг с другом во времена гражданской войны Севера и Юга.
Битва, произошедшая у мыса Кавите, закончилась сокрушительным разгромом испанцев. Любопытно, что это сражение оказалось очень похожим на последнюю победу российского линейного флота при Синопе. Американская эскадра адмирала Джорджа Дьюи, как и русская эскадра Нахимова, атаковала вражеский флот, стоявший на якорях в бухте, под охраной береговых батарей. Как и Нахимов, Дьюи не обладал численным превосходством, зато имел он подавляющее превосходство в огневой мощи, защищенности своих кораблей и уровне подготовки личного состава.
Испанские береговые батареи мыса Кавите, как и турецкие батареи Синопа, не оказали никакого влияния на исход битвы из-за устаревшей матчасти, узости секторов обстрела и слабой выучки артиллеристов. Наконец, финалы сражений абсолютно идентичны - атакованные флотилии были полностью уничтожены, все их корабли сгорели у берега или затонули на мелководье, а нападавшие не имели потерь в корабельном составе.
Правда, были и различия. В частности, турки дрались гораздо упорнее испанцев, оттого Синопское сражение получилось более яростным и кровопролитным. Эскадра Нахимова при Синопе потеряла 37 человек убитыми и 235 - ранеными, а потери американцев в Манильском бою составляли всего девять раненых матросов и одного умершего корабельного инженера, да и тот скончался то ли от инфаркта, то ли от теплового удара.
Испанцы же потеряли два больших безбронных крейсера, два малых бронепалубных, два малых безбронных, канонерскую лодку и транспорт, причем оба бронепалубных крейсера они затопили сами практически неповрежденными и без потерь в командах. На остальных кораблях погибло 77 моряков и 271 получил ранения. С учетом умерших от ран безвозвратные потери испанского флота составили 161 человека.
За такие "успехи" командующий испанской Тихоокеанской эскадрой контр-адмирал Патрисио Монтехо угодил под трибунал, а далее - в тюрьму, хотя, учитывая соотношение сил, исход сражения был вполне закономерным. Разве что, при большей стойкости и лучшей артиллерийской подготовке испанцы в принципе могли нанести противнику не столь смехотворный урон.
Но главное отличие Синопа от Кавите состояло в последствиях. Если Синоп, к сожалению, стал "лебединой песней" российского флота, после которой он больше ни разу не добивался подобных успехов, то американским ВМС предстояло еще немало громких побед.
Флагман испанской Тихоокеанской эскадры - "колониальный" безбронный крейсер "Реина Кристина" водоизмещением 3040 тонн. Единственная защита - противоосколочные щиты орудий. Основное вооружение - шесть бортовых 160-миллиметровых пушек. Во время боя в Манильском заливе этот крейсер дрался активно, но неумело и не нанес противнику никакого вреда, а сам потерял убитыми и ранеными 130 человек. В конце концов, получив многочисленные пробоины, он стал тонуть и выбросился на отмель.
Команда "Реины Кристины" молится о даровании победы.
Молитва не помогла: полузатопленные останки крейсера после сражения.
Самым крупным (водоизмещение - 3289 тонн), но при этом самым бесполезным кораблем испанской эскадры оказался старый деревянный крейсер "Кастилия" (на снимке - однотипный с ним "Арагон") с четырьмя 150-миллиметровыми и двумя 120-миллиметровыми орудиями. С 1890 года он нес гарнизонную службу на Филиппинах и в 1898-м ожидал списания. К началу сражения его паровые машины были неисправны. Получив 20 попаданий, "Кастилия" быстро затонула прямо на якорной стоянке.
Небронированный легкий крейсер "Дон Антонио ди Уллоа" с четырьмя 120-миллиметровыми пушками. В бою разделил участь "Кастилии", получив четыре восьмидюймовых и три шестидюймовых снаряда. Сам же не попал ни разу, впрочем, как и большинство испанских кораблей.
Затонувший "Уллоа" и самозатопившийся бронепалубный крейсер "Исла де Куба", на который адмирал Монтехо перенес флаг после гибели "Реины Кристины". Позже американцы подняли этот корабль, отремонтировали и ввели в состав своего флота под тем же названием.
Перейдем к американцам. Это флагман эскадры Дьюи - тяжелый бронепалубный крейсер "Олимпия". Водоизмещение 5686 тонн, основное вооружение - 4 башенных 203-миллиметровых орудия и 10 130-миллиметровых - в бортовых спонсонах. Бронирование: палуба 80-120 мм, барбеты и башни - 100-110 мм.
Крейсер "Балтимор": 4480 тонн, 4 203-миллиметровых и 6 152-миллиметровых орудий. Бронирование: палуба - 100 мм.
Крейсер "Рэлей": 3200 тонн, 6 152-миллиметровых и 10 130-миллиметровых орудий. Бронирование: палуба - 64 мм, боевая рубка - 51 мм.
"Бостон" - самый старый корабль американской эскадры, еще имевший парусную оснастку. Водоизмещение - 3240 тонн, вооружение 2х203 мм и 6х152 мм. Бронирование: палуба - 38 мм, барбеты орудий - 51 мм.
Американские батально-патриотические картины, посвященные битве в Манильском заливе. Слева - адмирал Дьюи с мостика "Олимпии" мужественно наблюдает за боем. Справа - жаркая работа комендоров у 130-миллиметрового бортового орудия.
Фрагмент памятника испанским морякам, погибшим в сражении у мыса Кавите.
|
</> |