Американская "Свобода" ей по плечо. "Родине-матери" - 50 лет...
bonmotistka — 16.10.2017Всегда относилась к ней с великим почтением, ныне узнала, что мы практически ровесницы.
Композиционный центр ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Памятник на огромной братской могиле (34 тысячи погибших, такие тут шли бои, 135 суток обороны, свыше тысячи пуль и осколков на каждом квадратном метре).
5500 тонн бетона, 2400 тонн металлических конструкций. 85 метров, из них - только длина меча - 33 метра (14 тонн). Самая высокая статуя в мире на момент постройки и в течение последующих 22 лет. Статуя Свободы из Нью-Йорка ей всего лишь по плечу...
Ничем не закреплена, держится за счет собственного веса (расчет устойчивости производил инженер Никитин, он же возводил Останкинскую телебашню). Теоретически ее можно переставить, как шахматную фигуру на доске.
Вместо одной "Родины-матери" должны были быть две скульптуры: мать со знаменем и снопом в руках встречает сына, тот кладет к ее ногам меч. И проект был уже утвержден в 25 инстанциях, даже авансы успели выплатить, а Вучетич передумал, - «слишком литературная», «слишком многословная». Отправился в Москву и убедил высшее руководство в том, что все должно быть иначе.
Говорят, образ "Родины-матери", ну, то, как она выглядит, - собирательный. Фигуру скульптор лепил со спортсменки Нины Думбадзе, лицо — с собственной жены Веры.
По разным данным, для скульптуры позировали три женщины. Одной из них была Валентина Изотова:
"Они искали ее – и нашли. Хоть и не с первого раза: выбранная натурщица из московского художественного фонда не устроила скульпторов и была забракована. Созданием мини-прототипа монумента занимался Лев Майстренко с двумя коллегами –сталинскими стипендиатами. В 1961 году Сталинград переименовали в Волгоград, а в центре города открыли престижный ресторан. В нем-то и попалась на глаза художникам двадцатишестилетняя официантка Валентина Изотова. Когда Лев Майстренко предложил Валечке позировать, она стушевалась: никогда прежде ей не приходилось заниматься ничем подобным, да и труд натурщицы был в те времена не в почете. В довершение ко всему она была замужем (муж был против )! Любопытство, однако, победило предрассудки, и работа над монументом закипела. Три рубля в час Пару раз в неделю Валентина приходила в подвал центрального продуктового магазина «Минск», где располагалась мастерская. Несколько часов кряду она стояла с выставленной вперед ногой и раскинутыми руками, сжимая вместо меча длинную рейку. Из одежды на ней была лишь нижняя часть купальника: постепенно мастера уговорили натурщицу сбросить лифчик. Вучетич прикрыл грудь скульптуры развевающейся туникой, но контуры ее тела под бетонной тканью угадываются в подробностях.
«Ребята показали мне позу, в которой я должна была стоять, и все время настраивали: “Валя, ты ведь должна звать за собой людей!” – вспоминала Изотова. – И я звала. За это мне платили три рубля в час. "
Десятки лет спустя Валентина Изотова призналась, что при виде бетонной дамы с мечом не испытывает ни священного трепета, ни гордости, ни ностальгии. Ибо это все равно, что встретить на улице приятельницу, с которой сто лет знакома. По привычке кивнешь головой и скажешь без всякого пиетета: «Здравствуй, Валя».
Ее возводили 8 лет. Торжественное открытие состоялось 15 октября 1967 года. Вчера исполнилось полвека. Был митинг.
Второкурсницу политехнического института Лилию Киршину выбрали для произношения клятвы от имени первого послевоенного поколения:
«Клянемся допеть то, что вы не допели! Клянемся достроить то, что вы не успели!»
Вчера она тоже выступала:
– Тогда на трибунах присутствовали двадцать маршалов и генералов, сам Леонид Ильич Брежнев пожал мне руку. Это была особая атмосфера – в воздухе витала сама память...
Вы бывали на "Мамаевом кургане"?